Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Тайна Страдивари оказалась химической

Работа по изучению старинных инструментов очень кропотливая, 
и материалы удаётся получить только во время ремонта

Удивительное звучание, которое отличает струнные инструменты всемирно известных мастеров, возникло благодаря элементарным средствам борьбы с древесными вредителями. К такому выводу пришёл коллектив учёных во главе с Джозефом Нэдживэри (Joseph Nagyvary) из Техасского университета сельского хозяйства и механики (Texas A&M University).

Для того чтобы выяснить химический состав древесины, из которой делались старинные инструменты, Нэдживэри использовал ядерно-магнитный резонанс. В своём исследовании он проанализировал состав стружек различных струнных инструментов, сделанных в разное время — от XVIII века до наших дней.

Сравнивая результаты, учёный обнаружил, что молекулы гемицеллюлозы (вещества, находящегося в клетках древесины) в скрипках Страдивари и Гварнери расщеплены. Это могло произойти из-за окисления или гидролиза.

В некоторых случаях эти процессы могут происходить по причине старения дерева. Однако Нэдживэри говорит, что в данном случае, скорее всего, имела место химическая обработка. Для защиты могли применяться такие вещества, как соль или медный купорос.
«Древесный червь и гниль всегда были большой проблемой для скрипичных мастеров, — говорит профессор Нэдживэри. — Возможно, они кипятили древесину в смеси, содержавшей различные минеральные вещества, которые могли предотвратить разрушение».
По утверждению исследователя, такая технология не только позволила сохранить дерево, но и изменила некоторые его характеристики, в том числе и акустические. А это и сделало звук струнных обработанных инструментов столь качественным. Кстати, характерно, что следы такой обработки не удалось найти в инструментах, сделанных в то же время другими мастерами.

В дальнейшем Нэдживэри с коллегами планирует сжечь маленькие образцы древесины из этих скрипок, чтобы узнать точный минеральный состав вещества, использовавшегося для обработки.