|
Педро
де Вальдивия (Pedro de Valdivia)
|
Несмотря на героические подвиги Вальдивии, адекватной биографии
его не существует. В общей истории Чили пространство, отведенное для его
завоеваний, обязательно должно быть ограничено, поскольку период его
руководства охватывал только четырнадцать лет. Из немногих работ, посвященных
исключительно этому периоду, ни одна не дает подробного описания инцидентов, в
основном связанных с Вальдивией, которые так ясно раскрывают многогранный
характер этого человека.
Педро де Вальдивия родился в 17 апреля 1497 года в испанском городе Бадахос (исп. Badajoz) провинции Эстремадура (исп. Extremadura) в обедневшей семье идальго. Будущий завоеватель был сыном Педро Гутьерреса де Вальдивии и донны Эрнандес.
Когда ему исполнилось 40 лет, Педро де Вальдивия из Эстремадуры долгое время служил испанской короне. Его ранняя карьера солдата привела его к участию в битве при Павии в 1525 году и в знаменитом Сако-де-Рома в 1527 году. Позже он отправился в Америку, сначала в Венесуэлу, а затем в Перу, где он присоединился к Франсиско Писарро. в своих походах против Империи инков. Назначенный полевым мастером, Вальдивия встал на сторону Писарро в гражданской войне, разразившейся в Перу между завоевателями. В 1538 году именно он нес королевский штандарт в битве при Лас-Салинас, где великий соперник Писарро, Диего де Альмагро, потерпел поражение и был немедленно казнен.
|
Педро
де Вальдивия (Pedro de Valdivia)
|
Полностью преданный служению королю, верный его боссам и очень уважаемый людьми, которыми он командовал, Вальдивия, как и многие другие завоеватели того времени, имел большие амбиции. Позже он сам напишет, что мечтал «оставить память и славу обо мне» через какое-то великое открытие. Именно поражение и смерть Альмагро дали ему возможность, которую он искал.
В 1535 году Альмагро отправился в завоевательную экспедицию к югу от Куско через негостеприимную пустыню Атакама. По этой причине история помнит его как первооткрывателя Чили, но правда в том, что его приключение было неудачным, так как экспедиции вернулись опустошенными и так и не найдя золота, которое они искали. Далеко не унывать,Вальдивия получил от Писарро разрешение на завоевание этой территории на юге Перу.
Заговоры и мятежи
|
Педро
де Вальдивия (Pedro de Valdivia)
|
Вальдивии пришлось самому финансировать компанию. «За свой счет и миссию я набрал людей, оплатил согласованные на день расходы и задолжал себе то немногое, что нашел взаймы, в дополнение к тому, что у меня было тогда», - скажет он позже. В январе 1540 года он покинул Куско с двенадцатью испанцами и сотнями индейцев янакона. Его также сопровождала его возлюбленная Инес Суарес, храбрая и хитрая женщина, которую он выдал за свою слугу. Во время поездки к ним присоединились несколько десятков участников экспедиции, в том числе Педро Санчо де ла Ос, богатый поселенец, который стремился взять на себя командование компанией и неоднократно составлял заговоры против Вальдивии, даже планируя его смерть. Узнав об этих интригах, Вальдивия арестовал Санчо и его приспешников и, хотя он думал о том, чтобы их повесить, взял их с собой под наблюдение.Противостояние между ними продолжалось до тех пор, пока в 1548 году Санчо не спланировал восстание, и лейтенант Вальдивии, в его отсутствие, схватил его и казнил на месте.
Новый город
После очень тяжелого путешествия через пустыню Атакама в декабре 1540 года Вальдивия и его товарищи, всего около 150 человек, достигли долины реки Мапочо, в 2400 км к югу от Лимы. Там они решили основать новый город, который назвали в честь покровителя Испании Сантьяго-дель-Нуэво-Экстремо, нынешнего Сантьяго-де-Чили. Начало нового фонда было непростым. Чтобы прокормить себя, поселенцы должны были стать крестьянами.
«Все мы копали, пахали и сеяли в свое время», - вспоминал Вальдивия, что не мешало им голодать. Конечной причиной этих невзгод была враждебность коренных жителей региона, которые заставили исчезнуть скот и посевы, чтобы лишить захватчиков средств к существованию. Кроме того, имели место стычки и нападения.
|
После
основания города, Вальдивия приказал
построить большую базилику на
Пласа-де-Армас.
Нынешний датируется 18 веком.
Фото: Christian Handl / AGE Fotostock
|
Когда Сантьяго было всего несколько месяцев от роду, индейцы пикунче напали на него (на город) и полностью разграбили.
«Они убили 23 лошади и четырех христиан, и сожгли весь город, еду, одежду и то, сколько имущества у нас было. У нас остались тряпки, которые у нас были для войны, и оружие, которое мы носили на плечах», - написал Вальдивия.
Испанцы перестроили город, на этот раз построив глинобитные дома вместо дерева и соломы. Когда индейцы снова напали на нее, Инес Суарес приказала семерым касикам, захваченным Вальдивией, обезглавить и обнажить их головы, чтобы терроризировать нападавших.
|
Педро
де Вальдивия (Pedro de Valdivia)
|
Прибытие припасов и подкреплений из Куско позволило выправить ситуацию в Сантьяго, и Вальдивия смог подумать о продолжении своих исследований на юг с целью достижения Магелланова пролива. В 1546 году он организовал экспедицию с 60 всадниками и 150 индийскими носильщиками, которая доставила его в залив Арауко, в 500 км к югу от Сантьяго. Там они были внезапно атакованы тысячами индейцев, которые были особенно устрашающими.
«Три отряда индейцев, численностью более двадцати тысяч человек, напали на нас с таким криком и порывом, что они, казалось, провалились в землю и начали очень яростно сражаться.» «После тридцати лет борьбы с разными народами я никогда не видел такого упорства в битвах, как они против нас», - вспоминал Вальдивия.
|
Педро
де Вальдивия (Pedro de Valdivia)
|
Хоть они и отбили атаку, испанцы решили отойти в Сантьяго. Они достигли реки Био-Био, границы территории индейцев мапуче, которых испанцы называли арауканцами. Это было первое столкновение с народом, который на протяжении более трех веков оказывал ожесточенное сопротивление поселенцам европейского происхождения.
Губернатор Сантьяго
В 1547 году Вальдивия совершил поездку в Перу, в которой ему удалось быть утвержденным на посту губернатора и генерал-капитана Чили, хотя его враги убедили вице-короля Ла Гаски наложить на него болезненное условие: отделиться от его «амансебады» Инес Суарес, которая не теряя времени, она немедленно вышла замуж за другого завоевателя. По возвращении в Сантьяго в 1550 году новый губернатор организовал новую экспедицию на юг, чтобы укрепить и колонизировать территорию мапуче. Они пытались изгнать захватчиков силой, собрав большие массы людей, но превосходство европейского вооружения было вопиющим; Столкнувшись с их доспехами, аркебузами и европейскими лошадьми, туземцы выступали против только длинных копий, булав и стрел с каменными наконечниками. Таким образом, первое крупное столкновение в Андалиене (1550 г.),от 1500 до 2000 индейцев были убиты одним испанцем; 200 пленным в наказание отрезали носы.
|
Мапуче иногда сравнивают с древними спартанцами за их воинственный дух. В
детстве они научились пользоваться копьями и болеадорами, проявили большую
организованность в бою. За столетие до прихода испанцев они столкнулись с
могущественными инками и вынудили их отступить к северу от реки Био-Био. На рисунке Педро де Авенданьо и лидер мапуче Кауполичан в 1558 году. Фото:
Photoaisa
|
Однако, когда их положение было наиболее отчаянным, мапучи нашли лидера, который принес им важные успехи в течение нескольких лет. Его звали Лаутаро, ему едва исполнилось двадцать лет, и он провел большую часть своей жизни в качестве пажа на службе Вальдивии после того, как был захвачен испанцами, что позволило ему изучить европейские методы ведения войны, в том числе верховую езду. Устав от жестокости, совершенной в отношении своего народа, Лаутаро сбежал и был выбран своим народом для отражения захватчиков.