Бар Конфедерация 1768-1772 гг. // Bar Confederation 1768-1772 |
Юбилей разграбления Умани в Украине не праздновали. Оно и понятно – 260 лет назад, вырезав в этом городке две тысячи поляков, евреев, униатов, а заодно и подвернувшихся под руку православных (гулять, так гулять!), гайдамаки не подозревали, что поступили "неполиткорректно".
Гайдамацкий
набег.
|
Но, по моему мнению, дело не в наличии или отсутствии юридических терминов. И в 1768 году, и значительно раньше, хорошо понимали, что такое милосердие, и чем оно отличается от зверства. Кровавые подвиги Зализняка и Гонты и не менее лютая расправа над ними показывают, до какого остервенения могут дойти люди в том месте, где столетиями накапливается национальная, религиозная и социальная несправедливость, которую власть имущие упорно не хотят замечать. Примерно так же, как в Речи Посполитой при ее последнем короле, когда произошла Уманская трагедия, пухнет эта несправедливость и в современной Украине. А потому память о гайдаматчине по-прежнему актуальна.
Иллюстрация художника XIX века Сластиона к поэме "Гайдамаки" |
“Из местечка Умны, – поинтересовались у него следователи, – ты и сотник Гонта с командами почему на здешнее место, на котором вы с казаками взяты под караул, выступили?” И получили ответ, замечательный в своей откровенности: “Из местечка Умны я и сотник Гонта вышли потому, что от великого побитого народу жить было не можно”…
Ответ Зализняка опубликован в изданном крошечным тиражом еще в 1970 году сборнике документов “Гайдамацький рух на Україні в XVIII ст.”. Его никто не читает. А напрасно. Никаких описаний настоящих штурмов и битв не смог привести даже Зализняк. Он рассказал, что родился в “Полской области Чегиринской губернии в местечке Медведевке”, а потом после смерти отца “пошел в Запорожскую Сечь тому уже назад пятнатцат лет”, откуда направился в Матреновский монастырь. Перезимовав там, в апреле 1768 года (точного дня допрашиваемый не смог вспомнить), и, собрав партию в 70 человек запорожских и прочих беглых казаков, Зализняк выбрался на промысел и первым делом перехватил под Жаботином отряд из 50-ти шляхтичей-конфедератов, “ис коих заколото человек до сороку”.
Иллюстрация художника XIX века Сластиона к поэме "Гайдамаки" |
Весь этот бардак мог происходить только в таком глубоко “демократическом” государстве, как польское. Сами поляки говорили, что “Польша стоит раздорами”. По Вечному миру 1686 года, после проигранной многолетней войны, Варшава отдала России Левобережную Украину и Киев. Но правобережье Днепра, где находилась Умань, осталось за Речью Посполитой.
Местность эта после Руины была страшно разорена. Очевидцы вспоминали скелеты и черепа, валявшиеся под открытым небом на местах былых сражений. Но шляхта потихоньку возвращалась в свои владения и налаживала тот же экономический механизм, который существовал до восстания Богдана Хмельницкого. Управлять обширными земельными владениями лично магнаты не желали – слишком хлопотно. Они предпочитали сдавать их в аренду предприимчивым еврейским бизнесменам, официально не имевшим права владеть землей. В результате, православные крестьяне, на эксплуатации которых процветала эта система, ненавидели и тех, и других. Ко всему прочему, у Польши не было ни толковой армии, ни эффективной полиции. Внешних войн не предвидели, а поддерживать порядок в колониальной Правобережной Украине предпочитали, набирая казачьи отряды из самих же “туземцев”. Так предводителем военного отряда на службе у Салезия Потоцкого, которому принадлежала Умань, оказался крестьянин села Росошки Иван Гонта.
Иллюстрация художника XIX века Сластиона к поэме "Гайдамаки" |
КИЕВСКИЕ МОНАСТЫРИ – ТАЙНЫЕ БАЗЫ ПОВСТАНЦЕВ
Это придавало гайдамацким набегам характер религиозной войны. Как писал в статье “Исследование о гайдамачестве” украинский историк XIX века Владимир Антонович:
“В актах мы встречаем гайдамацкие отряды, организующиеся разновременно на землях всех киевских монастырей… В 1750 году, в подробном описании похождений гайдамацкого ватажка Ивана Подоляки, мы встречаем сведения о том, что монахи Киево-Софийского и Михайловского монастырей оказывали ему постоянно покровительство; один из них, отец Дамиян, управлявший пасекой Михайловского монастыря за Лыбедью, не только приютил Подоляку, но дозволил ему набрать целый отряд, на свой счет снабдил на дорогу хлебом, оружием, порохом и свинцом и, при выходе благословил гайдамаков образом”. В благодарность гайдамаки пожертвовали часть добычи на пользу сельских православных церквей.
В 1747 году один из гайдамацких отрядов был сформирован прямо на Подоле. Сборным местом для него стал дом мещанина Афанасия Цирульника. Этот виртуоз парикмахерского мастерства снабдил налетчиков за свой счет хлебом, деньгами и оружием, после чего те отправились в поход на город Чернобыль, который успешно и разграбили.
Но и сами поляки частенько выдавали себя за “народних месників”!
“В 1751 году, – пишет Антонович, – помещики Юхновские, переодевшись гайдамаками, и выкрасив лица сажей, напали с толпой слуг на имение соседа своего, Рудницкого, изувечили его крестьян и ограбили двор”.
А годом раньше за разбой взялся даже католический священник – приор (то есть, настоятель) Бышевского монастыря Клюковский! С отрядом своих надворных казаков он ограбил имение и шинок шляхтичей Ленкевичей, “выдавая свой отряд за гайдамаков и подражая их приемам”.
Максим Зализняк |
КАК “СЕМЬ КАЛЕК” ЗАЩИЩАЛИ УМАНЬ
“Повстанці пішли на штурм. О сьомій годині вечора, коли їхні лави наблизилися до кріпосних валів, на стінах почалася шалена стрілянина з гармат і рушниць. Повстанці мусили відступити, залишивши на місці декілька вбитих. Проте перша невдача не похитнула їх. Знову і знову протягом цілої ночі штурмували фортецю. Вранці наступного дня гайдамаки вступили до міста”.
"Повстанцы пошли на штурм. В семь часов вечера, когда их ряды приблизились к крепостным валам, на стенах началась безумная стрельба из пушек и ружей. Повстанцы вынуждены были отступить, оставив на месте несколько убитых. Однако первая неудача не поколебала их. Снова и снова в течение целой ночи штурмовали крепость. Утром следующего дня гайдамаки вступили в город ".
(Copyrighted © Перевод с украинского яз. Louiza Smith)
Да и сам Зализняк на допросе скромно вспоминал:
“Как скоро в местечко Умны вошли, то хотя по нас и было из одной прежде пушки, а потом из мелкого ружья выстрел, однако нам никакого урону, кроме одного человека, не учинено”.
В Умань сбежалась шляхта и евреи со всей округи. Защищаться это воинство почти не умело. А единственный боеспособный отряд – надворная казачья милиция, навербованная из православных крестьян, в полном составе под командой сотника Ивана Гонты перешел на сторону Зализняка.
К тому же в городе не хватало питьевой воды. Владимир Антонович, описавший Уманскую трагедию, по воспоминаниям уцелевших очевидцев с польской стороны, приводит очень прозаические, но правдоподобные факты:
“Запасы пороху и картечи истощились; при том в городе не было воды, колодезь, начатый за несколько дней назад, на глубине 30 сажень, наткнулся на скалу; осажденные должны были утолять жажду медом, вишневкою и вином, от которых хмелели и увеличивали беспорядок; сверх того, ночью из города сбежали все солдаты гарнизона, экономические слуги и арестанты”…
Младанович уговорил купцов-евреев отправить Гонте и Зализняку в подарок несколько возов с дорогими тканями, чтобы задобрить их. Гайдамацкие батьки приняли эту “взятку”, но переговоры отложили до утра.
“На следующий день Гонта, – пишет Антонович, – привязав белый платок к копью, подъехал к воротам и предложил возобновить переговоры об условиях сдачи; он требовал, чтобы Младанович вышел к нему лично”.
Иван
Гонта.Сотник-страдалец
|
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ – СРЕДИ СВОИХ
“Поляков, жидов, а при том и тех, кои и во услужении конфедератов были веры греческой, поколото немалое число, а сколко, заподленно знать не могу, однако думаю не менее, как всех мужеска и женска, даже до сущих младенцев, тысячи две человек … и при том пограблено денег тысячи сто рублев… Между показанным побитым нами народом, губернатор с женою убит, а о прочих: как ксензах, попах и протчих полскаго шляхетства ведать не могу, потому что я не здешняго места житель”.
“Церковь сия збудована коштом сотника Ивана Гонты и всей громады”.Автор:
Олесь Бузина - украинский писатель, историк, журналист, телеведущий (Киев).
(Его убили возле собственного дома 16 апреля 2015 года.)