Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Зачем мишки на самом деле прячут нос

Белый медведь

Самый тяжёлый белый медведь из когда-либо
зарегистрированных весил больше тонны


Как только кольчатая нерпа перестает использовать норы, а бельки меняют мех на взрослый, задача добыть себе пищу у белого медведя усложняется. Нерпа очень осторожна и сходит в воду при малейшем беспокойстве. С периодичностью в 3-5 минут она поднимает голову и осматривает окрестности, а если что-то ее насторожит, начинает поглядывать в сторону подозрительного объекта каждые 30 секунд, смещаясь к своей лунке. Ее тело нависает над лункой и достаточно одного движения, чтобы нерпа соскользнула в воду.

Нерпа

Нерпа очень осторожна и сходит в воду при малейшем беспокойстве


До сих пор представления о способах охоты белого медведя на тюленей в этот период очень неопределенны, несмотря на лавину описаний, которую можно почерпнуть из популярных книг и записок охотников и путешественников. Из книги в книгу кочует образ дьявольски хитрого хищника, часами подкрадывающегося к тюленю, распластавшись на животе. Медведь использует для укрытия торосы, а на ровном льду закрывает свой угольно-черный нос передними лапами и ползет, отталкиваясь задними, или же толкает перед собой кусок льда для маскировки. Невероятная смесь действительно точных наблюдений, ошибок в интерпретации реального поведения зверей и просто эскимосских сказок. Тем не менее этот образ действует завораживающе даже на ученых и попадает в серьезные научные труды. Дело в том, что прямых наблюдений за медвежьей охотой на тюленей, сделанных профессиональными зоологами, способными критически оценить действия хищника, очень мало. И хотя они существуют, рисуемый ими реальный образ медведя — охотника за нерпой не столь притягателен, как давно созданный миф, и поэтому отодвигается на второй план журналистами и популяризаторами.

Медвежонок ползет на животе, отталкиваясь задними лапами

Коса Сомнительная, 1991 год. Медвежонок ползет на животе, отталкиваясь задними лапами. Это всего лишь чистка меха, а не охотничья хитрость.


Начнем с самых фантастических деталей. Я десятки раз видел, как медведи закрывают нос одной или обеими передними лапами. Но во всех случаях в это время звери не охотились, а просто отдыхали или спали. И причиной этого действия служил сильный мороз или ветер, во время которого голый и мокрый медвежий нос вульгарно замерзал и отогревался с помощью лап. В точности так же делают собаки, в холодную погоду сворачиваясь клубком и пряча нос в шерсть.

Зачем мишки на самом деле прячут нос

Вот и на этом снимке, который сделан у южного побережья острова Врангеля, медведь подкарауливает тюленя, закрывая морду лапой, но это не «маскировка». Просто у него замерз нос или в глаза бьют резкие солнечные лучи.


Не меньшее количество раз мне доводилось видеть, как медведи ползают на животе, отталкиваясь задними лапами и не пользуясь передними. Однако это всегда была гигиеническая чистка меха, часто сочетаемая с игрой или гимнастической разминкой, как на самом верхнем снимке.

Если бы где-то неподалеку лежал тюлень, то случайный наблюдатель с чрезмерно развитым воображением вполне мог решить, что все эти действия медведь производит исключительно в целях поймать вышеозначенного тюленя. Это примеры того, как неверная интерпретация поведения зверя может привести к возникновению мифа.

Наиболее подробный анализ своих наблюдений за медвежьей охотой на тюленей еще 40 лет назад провел известный канадский исследователь Иен Стирлинг. Он проследил около 300 попыток охоты, и по его сведениям, медведи действительно могут скрадывать нерп, прячась за неровностями льда. Но так активно медведи вели себя только в 13 % случаев и при этом никогда не ползли на животе и не толкали перед собой маскировочный кусок льда. Они лишь немного пригибались при передвижении, а когда до нерпы оставалось 15-30 метров, делали быстрый рывок вперед. Но во всех случаях нерпа успевала сходить в воду задолго до того, как медведь приближался вплотную. При таком способе охота ни разу не завершалась удачно для медведя. Мне приходилось видеть, как медведи, оказавшись в скоплении из нескольких сотен тюленей, таким макаром разгоняли большую часть, так и не поймав ни одного.