Перу, старая дорога инков в каньоне Котауаси |
Империя инков была сверхдержавой с центром на западном побережье Южной Америки. Эта преобладающая цивилизация процветала между 15 и 16 веками, и на пике своего могущества она простиралась от Кито, Эквадор, на севере, до Сантьяго, Чили, на юге. Империя инков была крупнейшей империей в Америке, и одним из факторов, способствовавших этому, была ее сложная система дорог, известная как королевская дорога, или qhapaq ñan.
Обширная сеть дорог
Мачу-Пикчу, горы и дороги инков, видимые из руин Вайна-Пикчу |
С севера на юг империю пересекали две основные магистрали. Один из них следовал вдоль береговой линии, а другой располагался дальше вглубь суши и проходил через высокогорье Анд. В дополнение к ним были также второстепенные дороги, а также несколько небольших троп.
Некоторые из этих маршрутов соединяли две основные магистрали, а другие были построены за пределами территорий, контролируемых империей. Они могли служить для облегчения торговли с соседними народами или для ведения военных кампаний против них. Вдоль некоторых из наиболее важных маршрутов были установлены вехи, чтобы отметить каждую инковскую единицу расстояния, то есть топографию, которая эквивалентна 7 км (4,3 мили).
Система дорог инков через Южную Америку |
Адаптация древних связей
Следует отметить, что инки не строили всю свою систему дорог с нуля. Некоторые из этих дорог изначально были построены другими культурами, которые когда-то жили в районах, завоеванных инками, такими как уари, тиванако и чиму. Тем не менее инженеры Империи инков построили эти старые дороги и внесли в них дополнительные улучшения.Кроме того, культура инков начала строить новые дороги в более труднопроходимой местности. Таким образом, дороги инков прокладывались через овраги, реки, пустыни и горные перевалы. Дорога через пустыню Атакама в Чили и дорога вдоль западной окраины озера Титикака — два превосходных примера достижений строителей дорог инков.
Висячий мост Q'eswachaca, нависающий над рекой Apurimac, Quehue, Cusco, Перу |
Отдых в Часкиваси и Тамбосе
В дополнение к дорогам инки также размещали небольшие станции (известные как часкиваси ) вдоль маршрутов. Иногда более крупные (известные как тамбо ) ставились на расстоянии около 20 км (12 миль) друг от друга, где путешественники могли отдохнуть в пути.Дороги использовались в основном для служебных нужд государства. Например, армии инков использовали эти дороги для пересечения империи и поддержания внутреннего порядка или для достижения соседних территорий с целью завоевания. Кроме того, дороги служили торговыми путями, и по этим дорогам также доставлялась дань от покоренных народов в основные центры инков. Поскольку культура инков не имела доступа к колесу, эти товары перевозились на спинах лам или носильщиками.
Система дорог также использовалась административными чиновниками, которые ездили в различные части империи по служебным делам. Это включало отправление правосудия и ведение записей. Вдоль дорог также были бегуны, которые передавали сообщения из одного города в другой.
Вид с воздуха на Священную долину инков |
Эти бегуны будут размещены с интервалом в 6-9 километров (3,73-5,59 миль), и было подсчитано, что информация может пройти до 240 км (149 миль) за один день. Известно, что помимо сообщений, бегуны также перевозили скоропортящиеся продукты, такие как свежая рыба с побережья, на столы знати инков.
Можно отметить, что обычным людям нужно было получить официальное разрешение, прежде чем они могли использовать дороги для передвижения. Кроме того, в определенных точках маршрута, например, на мостах , взималась плата за проезд, за проезд по которым нужно было платить.
Каждый год сельские общины кечуа в Перу соблюдают древнюю традицию, в память о работе своих древних предков инков, проводя три дня, плетя веревочный мост К'эсвачака, чтобы пересечь одну из многочисленных щелей в системе дорог инков. Мост является последним в своем роде и затем празднует завершение своей работы.
Построено на совесть
Большая часть дорожной системы инков сохранилась до наших дней, а 273 составных объекта получили статус Всемирного наследия. Долговечность дорог, построенных инками, очевидна по сравнению с дорогами, построенными в наше время. Сообщается, что многие современные дороги разрушаются водой каждый год, в то время как дороги инков существуют веками.(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Wu Mingren,
«Inca Empire Constructed Over 40,000 Kms of Roads and Superhighways in 100 Years»