Могло ли происхождение мифа о Басаджауне быть связано со столкновением между первобытным и мезолитическим населением древней Страны Басков и мигрирующими неолитическими поселенцами? |
Одним из таких народов являются баски, европейская этническая группа, насчитывающая около трех миллионов человек, населяющая свою традиционную родину, называемую Страной Басков. Регион расположен в западной части Пиренеев и охватывает части Северной Испании и Южной Франции. В основном считающиеся остатками доиндоевропейского населения Европы, баски уникальны во многих аспектах. И сегодня мы знакомимся с одним из их популярных мифов, задав один вопрос: действительно ли это миф?
От йети до бигфута или даже дикого человека, мифология, наполненная загадочными мохнатыми зверями, живущими в отдаленных уголках мира, не нова. |
Баски и их связь с доиндоевропейскими народами
Прежде чем мы углубимся в природу этого красочного мифа, нам нужно познакомиться с баскским народом. На своем языке они называют себя Эускалдунак, а свою родину они называют Эускаль Херрия. Решающими для нашей истории являются баскский язык и происхождение баскского народа. В отличие от других европейских языков, баскский совершенно не связан с индоевропейскими языками.Баскский язык — это изолированный язык, не связанный с каким-либо другим известным живым языком. Широко распространено мнение, что баскский язык как таковой является одним из очень немногих доиндоевропейских языков, сохранившихся до наших дней. Напомним, что почти все европейские языки сегодня произошли от единого, протоиндоевропейского языка-предка.
Было представлено несколько уникальных теорий, пытающихся доказать, что баски действительно являются остатком Старой Европы. Старая Европа — это термин, используемый для обозначения Европы до широкомасштабных миграций индоевропейских народов. Одно из таких доказательств можно найти в нескольких баскских словах: аизто (нож), айзкора (топор), айцур (мотыга), айзтур (щипцы). Такие слова происходят от слова haitz, означающего камень, что указывает на существование языка в период, когда использовались каменные орудия труда.
Но вопрос о том, сколько генетически общего у басков с доиндоевропейскими народами, остается спорным. Нет сомнения, что в какой-то момент произошло смешение, как и в случае со всем населением Европы. В крови всех европейцев до сих пор много протоевропейской ДНК. При более тщательном анализе некоторых из древнейших европейских мифов и традиций мы сможем найти остатки устной традиции, передававшейся из поколения в поколение, чтобы сохраниться в форме мифа. Такого рода устные традиции могли бы рассказать нам больше об эпохе много тысячелетий назад, когда народы Европы резко отличались своими обычаями. Мог ли баскский миф о Basajaun стать ключом к пониманию народов Старой Европы?
Basajaun, что означает «Повелитель лесов», описывается как крепкий, крупный и волосатый гоминид, живущий в лесах. |
Доброжелательный владыка лесов:
миф о Basajaun основан на фактах или вымысле?
Но в этом мифе есть гораздо более загадочные аспекты, которые быстро щекочут наше воображение и заставляют задуматься, действительно ли этот миф имеет свои корни в реальности или в вымысле. В старых историях Страны Басков Басаджаун описывается как учитель. В сказках объясняется, что Басаджаун умел изготавливать инструменты и учил людей создавать оружие, мельницы, оси, пилы и плавить металлы. Он также обучил их навыкам, необходимым для выращивания сельскохозяйственных культур, ковки и измельчения. И в довершение всего, Басаджаун отвечал за строительство мегалитов. Изображенный как крепкий мужчина с большим количеством волос на теле, он изображен как древний человек, делающий первые шаги к цивилизации. Другими словами, описание Basajaun имеет поразительное сходство с неандертальцами ., или даже европейские ранние современные люди (EEMH), также известные как кроманьонцы.
Если мы копнем немного глубже, интересно иметь в виду, что неандертальцы довольно долго сохранялись в современной Стране Басков после исчезновения из других частей Европы. Так называемые иберийские неандертальцы жили в районе реки Эбро в Пиренеях примерно 35 000 лет назад, а возможно, и позже. Эта область почти точно совпадает с современной Страной Басков. Широко распространено мнение, что неандертальская технология была довольно сложной и могла похвастаться сложным производством каменных орудий, ткачеством, использованием огня, примитивным искусством, примитивным мореплаванием, примитивной музыкой и так далее. Обширные археологические открытия, связанные с неандертальцами, ломают привычный стереотип об этих ранних гоминидах как о «пещерных людях»
Описание Basajaun имеет поразительное сходство с неандертальцами, которые сохранились в современной Стране Басков, в то время как они исчезли из других частей Европы. |
Непреходящие истории древнего народа
Неизвестно, что неандертальцы возводили мегалиты, хотя они обладали исключительной прочностью, и, конечно же, не занимались плавкой, которая появилась намного позже. Может ли быть так, что баски, будучи столь же стары, сохранили рассказы о самых ранних контактах между неандертальцами Пиренеев и европейскими людьми раннего Нового времени (западными охотниками-собирателями), которые мигрировали в этот район? Известно, что около 16 000 лет до н.э. климат стал еще теплее и позволил народам мадленской культуры распространиться во все уголки Европы.Интересную теорию выдвинул в 2008 году финский лингвист Калеви Вилк. Уилк предположил, что баскский язык на самом деле является остатком более широкой языковой семьи, на которой говорили по всей Старой Европе, прежде чем постепенно отступить на запад с приходом индоевропейцев и их языков. Даже известный и выдающийся ученый, покойная Мария Гимбутас, твердо заявила, что «баскский язык является доиндоевропейским пережитком древних западноевропейских языков. Это единственный местный язык, переживший индоевропейские вторжения и культурные влияния последних трех тысяч лет». В своей известной работе под названием «Живая богиня», она тщательно размышляла о народе басков и, среди прочего, уверенно заявила, что «нет сомнений в том, что баски — это древние европейцы, чьи традиции восходят непосредственно к временам неолита».
Был ли миф о Basajaun рожден от фактического контакта с некоторыми из последних оставшихся неандертальцев древнего мира? |
В 2012 году известный Генографический проект Национального географического общества выпустил важное исследование, в котором был показан подробный анализ ДНК баскских народов. Это подтвердило их уникальные генетические модели, которые полностью отличали их от окружающих популяций, подтверждая теорию о частичной или полной генетической преемственности современных басков с палеолитическими и мезолитическими аборигенами региона.
Идея о том, что миф о Басаджауне родился в результате реального контакта с некоторыми из последних оставшихся неандертальцев древнего мира, безусловно, может показаться надуманной. Действительно, некоторые аспекты мифа о басаджаунах просто не соответствуют тому, что мы знаем о неандертальцах. Например, насколько нам известно, не они представили сложные технологии кроманьонцам. Но даже при этом я — и многие другие — твердо верю, что миф о басахаун на самом деле является сохранившейся памятью о древнейшей истории Европы , которая, естественно, должна была сохраниться в одной из древнейших этнических групп Европы, басках.
Предпосылка этой статьи состоит в том, что миф или легенда могут родиться из простой встречи между двумя совершенно разными группами людей. |
Контакты с поселенцами эпохи неолита:
рождение мифа о Басаджауне
Как только точки соединяются, мифические фигуры Basajaun и Basandere принимают форму мигрирующих неолитических поселенцев: волосатые и одетые в меха и шкуры, их сопровождают стада домашних животных, они оседают в лесах и постепенно вступают в контакт. с более примитивными баскскими народами, принеся с собой новые верования, строительство мегалитов, новые инструменты и новые технологии. Осторожное, первобытное и мезолитическое население могло видеть в этих новоприбывших существах из потустороннего мира или мифических покровителях «Лесных владык». И даже спустя долгое время, когда две группы слились во что-то новое, изолированные баски сохранили свой язык и самобытность, а неолитические поселенцы просто остались мифическими — породив миф о Басаджауне.
Могла ли встреча с сельскими горными пастухами Балкан, имевшими уникальную традицию ношения штанов из мохнатой козьей шубы, стать источником мифа о Пане, древнегреческом боге дикой природы? |
Простое рождение прочного мифа
Уникальная теория, связанная с контактами индоевропейцев и древних европейцев, может показать нам, насколько легко мифу или легенде родиться из простой встречи двух совершенно разных групп людей. Эта теория связана с Паном, древнегреческим богом дикой природы, защитником пастухов, стад и природы. Его изображают бородатым и волосатым мужчиной с пастушьим посохом и ногами козла.Культ Пана возник в Аркадии, районе горцев, культурно обособленных от других греков. И самое интересное начинается, когда мы изучаем древнейшие изображения сельских горных пастухов Балкан: бородатые и волосатые, с посохами, у них была уникальная традиция носить штаны из мохнатой козьей шубы, так называемые флисовые штаны. Для нового поселенца, вступающего в контакт с прото-популяциями горных Балкан, может быть легко наблюдать издалека уникального лохматого человека, у которого, казалось бы, ноги козла, в отличие от всего, что когда-либо видели. И прежде чем вы это узнаете, рождается миф: таинственные козлоногие пастухи высоких гор, охраняющие стада.
В истории Европы и культур палеолита, мезолита, неолита и энеолита еще много загадок. Много тайн до сих пор скрывается в самых глубинах времени, а многое просто неизвестно. Остаются интригующие остатки, которые напрашиваются стать предметом обширных исследований: сложные мегалитические сооружения, остатки матриархальных культов и поклонения предкам, а также уникальные погребальные обычаи. Но благодаря географической изоляции баскский народ и его древнеевропейский язык позволили заглянуть в древнюю историю Европы, которая говорит нам одну очень важную вещь: теория не должна быть ясна как день, чтобы заслуживать доверия.
Даже когда что-то кажется таким до глупости простым и надуманным, иногда факты могут только приблизить это к истине. Иногда мы недооцениваем сочетание простоты и сложности людей во времени, а также их способность создавать красочные мифы из вещей, которые немного трудно понять. И как только такой миф осядет в памяти одного-двух поколений, он может сохраниться на века вперед. Может быть, миф о Басаджауне является фантастическим примером этой тенденции? Миф о Басаджауне довольно прост в своем описании, и о нем мало что известно, кроме аспектов, которые вы прочитали выше. Но даже эти несколько фрагментов старинной баскской истории могут открыть двери для вихря информации, которая щекочет воображение всех любителей древней истории. Это отличная возможность еще раз вернуться к миграциям ранних кроманьонцев и западных охотников-собирателей (WHG), а также поразмышлять о миграциях технологически продвинутых культур в Европе раннего неолита, которые медленно создавали мир, каким мы его знаем сегодня.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Aleksa Vučković*,
«The Myth of the Basajaun: A Basque Story of an Ancient Encounter»
* Алекса Вучкович - опубликованный автор более десяти исторических художественных романов, специализирующийся на славянском языкознании. Всегда следует своей страсти к письму, истории и литературе, стремится предоставить захватывающее и увлекательное чтение, затрагивающее самые загадочные темы истории. Имея многолетний писательский опыт, успешно переносит свои обширные знания по истории, лингвистике и антропологии в письменную форму. (Примеч. Louiza Smith)