Виракочи — три верховных божества религии инков |
Каждый год жители Перу устраивают изысканный праздник в городе Куско во время летнего солнцестояния. Этот праздник известен как Инти Райми – Праздник Солнца. Зрителям этот праздник может показаться простым развлечением. Но это может дать одно из немногих доступных сегодня сведений о практике поклонения могущественным древним лидерам, которые когда-то правили регионом, известным как Империя инков.
Встреча испанцев с инками
Франсиско Писарро встречается с императором инков Атауальпой, 1532 год. Иллюстрация Вамана Пумы де Айала, начало 17 века. |
Когда Писарро и его команда столкнулись с инками, они были потрясены, увидев общество людей, занятых выполнением очень организованных и изощренных ритуалов, подобных тем, которые совершаются на современных праздниках солнца. Встреча испанцев с инками была бы шокирующей, потому что она контрастировала с их представлениями о том, что люди маленькие, нехристианские и нецивилизованные. Писарро был бы несколько прав в своей предвзятости; однако. Инки были нехристианским народом, но далеко не маленьким и нецивилизованным. Из рассказа одного из конкистадоров, путешествовавших с Писарро, Педро де Сьеса де Леон, описавшего земли инков в своем дневнике:
«Это [царство инков] было так хорошо организовано, что не было ни одной деревни, которая не знала бы, куда посылать дань. Во всех этих столицах у инков были храмы Солнца, монетные дворы и серебряные мастера, которые не занимались ничем, кроме обработки богатых кусков золота или прекрасных сосудов из серебра ... это царство было настолько обширным, что в каждой из многих провинций было много складов. заполнены припасами и другими необходимыми вещами».
Первое изображение инков в Европе, |
Хотя Писарро, возможно, был сначала шокирован, он, возможно, испытал облегчение, увидев, насколько организованными и изощренными были их обряды поклонения. Инки, очевидно, были преданы своим богам и богиням, потому что религия пронизывала каждый аспект их жизни. Таким образом, инков не нужно было принуждать к акту поклонения; испанцам нужно было только заставить инков присягнуть на верность католическому богу и проявить такую же преданность католическому богу и отказаться от своих языческих.
Но каким богам поклонялись инки, что требовало такой преданности и жертвоприношений в виде продуктов питания, золота и серебра — жертв, приносимых языческим богам, достойных только христианского бога?
Иллюстрация 17 века Мартина де Муруа, изображающая |
Виракоча – Творец всего сущего
Инки верили в верховное божество по имени Виракоча, которое не было ни мужчиной, ни женщиной. Божество, чье имя буквально переводится как «Морская пена», возникло из озера Титикака, чтобы создать все сущее, включая меньших богов в пантеоне богов и богинь инков.После того, как Виракоча все сотворил, инки поверили, что он отступил от земных дел, передал бразды правления солнцу и луне и исчез в море, оставив после себя обещание, что вернется. Хотя Виракоча был признан главным божеством среди всех богов инков, ему не поклонялись так усердно, как другим божествам в пантеоне.
Виракоча |
Инти и Мама Килла — бог пота, богиня слез
Инти и Мама Килла были двумя другими главными божествами почитания инков. Эти два божества дополняли друг друга, поскольку инки верили в двойственность всех вещей. Инти был богом солнца, и считалось, что его пот дал инкам огромные запасы золота. Мама Килла была богиней луны, и считалось, что она давала людям инков серебро через свои слезы.Особый класс обученных людей, известных как orjones и acllas, единственной задачей которых было умилостивлять богов, заботился об этих божествах и поклонялся им в Кориканче, храме солнца. Это впечатляющее место поклонения было заполнено золотыми статуями, в том числе большим солнечным диском, который ярко сиял, когда солнце выровнялось с ним во время солнцестояния. Золотая часть Coricancha была посвящена Inti, а серебряная часть была посвящена Mama Killa. Инки регулярно поклонялись Инти и Мама Килле, то есть до прихода испанцев.
Кориканча, Храм Солнца, был разрушен конкистадорами и использован для строительства церкви. Оригинальные камни инков все еще можно увидеть у основания церкви. |
Поклонение божеству инков продолжается
Хотя более восьмидесяти процентов современного перуанского населения составляют католики, продолжающееся наследие этого ежегодного фестиваля демонстрирует, что верования и образ жизни инков не были полностью уничтожены испанским завоеванием.У инков не было письменности, поэтому они не оставили письменных описаний своей культуры или обрядов поклонения. Многое из того, что известно об их прошлом, основано на том, что испанцы говорили о них в своих журналах и артефактах, обнаруженных археологами.
Историки и археологи полны решимости выяснить, какой была жизнь не только во время прибытия испанцев, но и задолго до испанских завоеваний. Но не только историки и археологи хотят узнать больше о древних жителях этого региона. Сами перуанцы пытаются собрать воедино свое прошлое, узнавая больше о богах и богинях, которые когда-то правили их народом, и лучше всего это демонстрируют неписаные обычаи, которые можно увидеть на их современных культурных фестивалях.
Инти Райми в Саксайвамане, Куско |
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By M. L. Childs*,
«Viracocha’s ‘Sweat and Tears’ – Three Supreme Deities of the Incan Religion»
* Мел Чайлдс получила степень бакалавра искусств по истории со специализацией на истории Карибского бассейна и Латинской Америки. Мэл постоянно пишет как художественную, так и научно-популярную литературу и работает над тем, чтобы стать сценаристом и режиссером-документалистом. (Примеч. Louiza Smith)