Древняя шумерская поэтесса Энхедуанна имеет уникальное право на славу: она была первым автором в мире, известным по имени. Хотя и раньше были записаны стихи и рассказы, Энхедуанна была первой, кто подписался под своим произведением. И какая это была работа! Ее текст был настолько значительным, что повлиял на гимны на протяжении веков.
🔵 Жизнь верховной жрицы
Энхедуанна, жившая в 23 веке до н.э. (примерно 2285 – 2250 гг. до н.э.), была верховной жрицей Шумерского храма. Она была дочерью Саргона Аккадского (Саргона Великого) и королевы Ташлультум. Сегодня известно, что Саргон был сыном жрицы, и королева Ташлультум, возможно, также была жрицей. Религия играла очень важную роль в те неспокойные времена, сдерживая любое намерение населения восстать (будь то против установленного повелителя или пришельца).
Аккадцы были семитоязычным народом из Месопотамии. При Саргоне Великом Аккадская империя поглотила несколько шумерских городов-государств, по некоторым данным, до 34. Одним из самых значительных завоеваний Саргона был шумерский город Ур. Будучи прибрежным городом в устье реки Евфрат, Ур имел легкий доступ к торговле и транспорту, а также большие плодородные равнины.
Энхедуанне было поручено примирить богов аккадцев с богами шумеров, чтобы важный город Ур подчинился правлению Саргона. Она не только преуспела в этой сложной задаче, но и установила стандарты поэзии и молитвы, которые оказали глубокое влияние на еврейскую Библию и гомеровские гимны .
Саргон, должно быть, очень доверял своей дочери, раз поставил ее во главе шумерского храма в такое сложное с политической точки зрения время. Энхедуанна, скорее всего, родилась с другим, семитским именем. Однако, «переехав в Ур, самое сердце шумерской культуры, она приняла шумерский официальный титул: Энхедуанна — «Эн» (главный жрец или жрица); 'хеду' (украшение); «Ана» (неба)» (Кривачек цитируется по Mark, 2014).
Несмотря на то, что Энхедуанна жила более 4300 лет назад, историческое существование Энхедуанны хорошо известно. О ней говорят не только исторические записи, но и большой диск с ее изображением, извлеченный из Ура.
Монументальная задача Энхедуанны состояла в том, чтобы объединить два божества в единую всемогущую богиню. Она достигла этого через свои духовные письма . По словам историка Пола Кривачека, Энхедуанна:
«ей приписывают создание парадигм поэзии, псалмов и молитв, использовавшихся во всем древнем мире… Ее сочинения, хотя и заново открытые только в наше время, еще дольше оставались образцами молитвенных прошений. Через вавилонян они повлияли и вдохновили молитвы и псалмы еврейской Библии и гомеровские гимны Греции. Сквозь них слабые отголоски Энхедуанны, первого литературного автора в истории, можно услышать даже в гимнах ранней христианской церкви». (Кривачек цитируется в Mark, 2014).
Владычица божественного, лучезарного света,
Жена сияния, Праведная и возлюбленная
Ана и Урака – Хозяйка Неба! – грудь
Bejeweled; лелея головной убор своей жрицы –
Той, что постигает семь священных сил!
Богиня, защитница сил и подательница –
Взгляни на свою руку и пальцы в ожерельях. Твое,
Собрание сил и твоих, чтобы прижаться
к твоей груди. На чужбине дыхание твое
Как яд дракона. Когда, подобно Икуру,
Земля принимает твой рев, Ни лист, ни дерево Не
устоят перед тобой. Ты как могучий поток
Для чужих земель, мощь земли и неба, Ты
их Инана.
Энхедуанна также написала ряд нерелигиозных стихов, в которых она размышляла о своих личных надеждах и страхах, а также о своих мыслях о мире.
Судя по историческим записям, Энхедуанна была первой женщиной, занявшей столь видное положение в Уре. Это не только повысило статус Нанны, но и послужило примером для будущих жриц.
Аккадцы были семитоязычным народом из Месопотамии. При Саргоне Великом Аккадская империя поглотила несколько шумерских городов-государств, по некоторым данным, до 34. Одним из самых значительных завоеваний Саргона был шумерский город Ур. Будучи прибрежным городом в устье реки Евфрат, Ур имел легкий доступ к торговле и транспорту, а также большие плодородные равнины.
Энхедуанне было поручено примирить богов аккадцев с богами шумеров, чтобы важный город Ур подчинился правлению Саргона. Она не только преуспела в этой сложной задаче, но и установила стандарты поэзии и молитвы, которые оказали глубокое влияние на еврейскую Библию и гомеровские гимны .
Саргон, должно быть, очень доверял своей дочери, раз поставил ее во главе шумерского храма в такое сложное с политической точки зрения время. Энхедуанна, скорее всего, родилась с другим, семитским именем. Однако, «переехав в Ур, самое сердце шумерской культуры, она приняла шумерский официальный титул: Энхедуанна — «Эн» (главный жрец или жрица); 'хеду' (украшение); «Ана» (неба)» (Кривачек цитируется по Mark, 2014).
Несмотря на то, что Энхедуанна жила более 4300 лет назад, историческое существование Энхедуанны хорошо известно. О ней говорят не только исторические записи, но и большой диск с ее изображением, извлеченный из Ура.
🔵 Инанна
Энхедуанна была жрицей богини Луны. На семитском языке имя этой богини было Син; по-шумерски ее звали Нанна или Инанна. Нанна, пожалуй, наиболее известна как божество, которому посвящен знаменитый Зиккурат Ура. Позже Нанна/Син будет идентифицирована как Иштар, а еще позже - как Афродита.Монументальная задача Энхедуанны состояла в том, чтобы объединить два божества в единую всемогущую богиню. Она достигла этого через свои духовные письма . По словам историка Пола Кривачека, Энхедуанна:
«ей приписывают создание парадигм поэзии, псалмов и молитв, использовавшихся во всем древнем мире… Ее сочинения, хотя и заново открытые только в наше время, еще дольше оставались образцами молитвенных прошений. Через вавилонян они повлияли и вдохновили молитвы и псалмы еврейской Библии и гомеровские гимны Греции. Сквозь них слабые отголоски Энхедуанны, первого литературного автора в истории, можно услышать даже в гимнах ранней христианской церкви». (Кривачек цитируется в Mark, 2014).
🔵 Знаменитые гимны Энхедуанны
Некоторые из самых известных гимнов Энхедуанны - Иннинсагурра (Великодушная госпожа) , Нинмесарра (Возвышение Инанны) и Иннинмехуса (Богиня грозных сил). «Эти гимны по-новому определили богов для народа Аккадской империи под властью Саргона и помогли обеспечить лежащую в основе религиозную однородность, к которой стремился царь» (Кривачек цитируется в Mark, 2014). Ниже приводится английский перевод поэмы, известной как «Воздвижение Инанны» :Владычица божественного, лучезарного света,
Жена сияния, Праведная и возлюбленная
Ана и Урака – Хозяйка Неба! – грудь
Bejeweled; лелея головной убор своей жрицы –
Той, что постигает семь священных сил!
Богиня, защитница сил и подательница –
Взгляни на свою руку и пальцы в ожерельях. Твое,
Собрание сил и твоих, чтобы прижаться
к твоей груди. На чужбине дыхание твое
Как яд дракона. Когда, подобно Икуру,
Земля принимает твой рев, Ни лист, ни дерево Не
устоят перед тобой. Ты как могучий поток
Для чужих земель, мощь земли и неба, Ты
их Инана.
Возвышение Инанны
Энхедуанна также написала ряд нерелигиозных стихов, в которых она размышляла о своих личных надеждах и страхах, а также о своих мыслях о мире.
🔵 Видное социальное положение
верховной жрицы
Судя по историческим записям, Энхедуанна была первой женщиной, занявшей столь видное положение в Уре. Это не только повысило статус Нанны, но и послужило примером для будущих жриц.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Kerry Sullivan,
«Enheduanna: High Priestess of the Moon and the First Known Author»