Молох, хорошо известен в Библии как бог, которому, судя по всему, приносились в жертву дети в святилище за пределами города Иерусалима. Хотя Молох хорошо известен в Библии, он менее известен в археологических и исторических записях, что приводит к разногласиям по поводу личности бога, а также точной природы культа Молоха.
🔹 Происхождение имени
Имя «Молох», скорее всего, происходит от еврейского слова Мелех , что означает царь. Долгое время считалось, что Молох — это другое имя Милкома, главного божества аммонитян, но эта точка зрения потеряла популярность из-за более поздних исследований.
Имя Молеха, скорее всего, было титулом или эпитетом божества, а не настоящим именем. В финикийских и ханаанских надписях божества часто называют царями чего-либо. Например, Малкандрос, другое имя Эла, главы ханаанского пантеона, переводится как «Царь человечества».
Практика принесения в жертву детей засвидетельствована и в других источниках по всему древнему Средиземноморью, особенно в Карфагене. В городе одному из таких культов были посвящены священная роща и храм.
Карфаген был основан финикийскими колонистами, что связывает их с хананеями. Было высказано предположение, что существует также связь между жертвоприношениями детей, практиковавшимися в Карфагене, и аналогичными практиками в Ханаане и Иудее, такими как культ Молоха.
Некоторые ученые оспаривают это предположение, утверждая, что карфагенские обычаи отличались от культа Молоха. В соответствии с классическими источниками обычно считается, что жертвоприношения детей в Карфагене обычно совершались только во времена крайнего кризиса, тогда как жертвоприношения детей, как говорят, были регулярной частью культа Молоха.
С другой стороны, из библейского текста не обязательно следует, что жертвоприношения детей были столь же регулярными, как предполагалось в культе Молоха. Культ Молоха также мог включать в себя принесение в жертву детей только во время кризиса или только в особых случаях, таких как ежегодные праздники или при рождении первенца. Подобные практики засвидетельствованы и в других частях древнего Средиземноморья. В результате не обязательно есть основания полагать, что один культ включал в себя регулярные жертвоприношения, а другой — нет.
Однако с этой точкой зрения есть некоторые проблемы. Хотя в некоторых случаях текст может относиться к чему-то вроде этого обряда инициации, есть также случаи, когда прохождение через огонь явно относится к сожжению. Более того, древние ближневосточные тексты дают веские основания полагать, что действительно имели место жертвоприношения детей.
Имя Молеха, скорее всего, было титулом или эпитетом божества, а не настоящим именем. В финикийских и ханаанских надписях божества часто называют царями чего-либо. Например, Малкандрос, другое имя Эла, главы ханаанского пантеона, переводится как «Царь человечества».
🔹 Молох и Баал-Хадад
Одним из предполагаемых имен Молоха является ханаанское божество Баал-Хадад или Хадад. Древние хананеи считали Хадада царем богов. Доказательством того, что Молоха можно отождествить с ним, является тот факт, что языческие алтари в долине Бен-Хиннома, где приносились в жертву дети, также описаны пророком Иеремией как жертвенники Ваалу. Более того, в ассирийских текстах говорится, что дети приносились в жертву Ададу, ассирийскому эквиваленту ханаанского Хадада. Это дает основание предположить, что Хададу также могли приноситься в жертву дети и что с ним мог быть связан культ детского жертвоприношения.🔹 Культ Молоха
В библейском повествовании говорится, что детей приносили в жертву или «пропускали через огонь» Молоху в святилище за городскими стенами Иерусалима, называемом Тофет, в долине Бен-Хиннома. Хотя наиболее вероятно, что эта практика была связана с появлением иностранного божества, также было высказано предположение, что иудеи верили, что приносят жертвы Яхве, национальному божеству древних иудеев и израильтян. В любом случае, пророки резко осуждают эту практику как оскорбительную для Яхве, будь то искажение поклонения Яхве или поклонение иностранному божеству, такому как Баал-Хадад.Практика принесения в жертву детей засвидетельствована и в других источниках по всему древнему Средиземноморью, особенно в Карфагене. В городе одному из таких культов были посвящены священная роща и храм.
Карфаген был основан финикийскими колонистами, что связывает их с хананеями. Было высказано предположение, что существует также связь между жертвоприношениями детей, практиковавшимися в Карфагене, и аналогичными практиками в Ханаане и Иудее, такими как культ Молоха.
Некоторые ученые оспаривают это предположение, утверждая, что карфагенские обычаи отличались от культа Молоха. В соответствии с классическими источниками обычно считается, что жертвоприношения детей в Карфагене обычно совершались только во времена крайнего кризиса, тогда как жертвоприношения детей, как говорят, были регулярной частью культа Молоха.
С другой стороны, из библейского текста не обязательно следует, что жертвоприношения детей были столь же регулярными, как предполагалось в культе Молоха. Культ Молоха также мог включать в себя принесение в жертву детей только во время кризиса или только в особых случаях, таких как ежегодные праздники или при рождении первенца. Подобные практики засвидетельствованы и в других частях древнего Средиземноморья. В результате не обязательно есть основания полагать, что один культ включал в себя регулярные жертвоприношения, а другой — нет.
🔹 Детское жертвоприношение или инициация?
Еще одним важным предметом разногласий в изучении Молоха является вопрос о том, приносились ли вообще в жертву дети. Некоторые ученые, а также древние раввины предположили, что «пройти сквозь огонь» означало пройти между рядами огня в обряде инициации. С этой точки зрения «мерзостью Молоха», осуждаемой еврейскими пророками, было посвящение еврейских детей в язычество . Таким образом, детей на самом деле вообще не приносили в жертву, и именно церемония инициации встревожила пророков.Однако с этой точкой зрения есть некоторые проблемы. Хотя в некоторых случаях текст может относиться к чему-то вроде этого обряда инициации, есть также случаи, когда прохождение через огонь явно относится к сожжению. Более того, древние ближневосточные тексты дают веские основания полагать, что действительно имели место жертвоприношения детей.
🔹 Неопределенность сохраняется
В отношении Молоха существует большая неопределенность, хотя кое-что можно сказать с относительной уверенностью. Из библейских и древних ближневосточных источников ясно, что Молох, вероятно, был титулом или эпитетом, используемым для выдающегося ханаанского божества, которому хотя бы время от времени приносились в жертву дети. Это божество было либо иностранным божеством, либо могло быть неверной характеристикой самого Яхве, хотя это одно из менее вероятных объяснений. Помимо этого, нам еще предстоит многому научиться.(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Caleb Strom,
«Was Moloch really Ba’al, the Ancient God Who Demanded Child Sacrifice?»