Фридрих Ницше был одним из важнейших философов 19 века, и его работа считается почти беспрецедентной по значению для формирования современной мысли в целом. Сегодня философия Ницше остается одной из важнейших путеводных звезд для современных философов в широком спектре традиций и дисциплин. Но кем был Фридрих Ницше , что он думал и насколько революционной была его философия? Мы исследуем его жизнь, его влияние и его концепции морали и истины.
🔹 Жизнь и влияние Ницше
Ницше родился в 1844 году в Рёккене, который сегодня находится в восточной части Германии. Его отец был лютеранским священником, и поэтому его происхождение было особенно религиозным, даже по меркам того времени. Ницше проявил выдающиеся интеллектуальные способности с юных лет и изучал классическую филологию в Боннском университете, затем в Лейпцигском университете. Ницше стал профессором классической филологии в Базельском университете в Швейцарии в возрасте 24 лет: как известно, самым молодым полным профессором в истории.
Он получил некоторое (ограниченное) признание за свою научную работу по древнегреческой литературе , особенно по произведениям трагедии. Однако его главная работа по этой теме, «Рождение трагедии» , была озадачена коллегами и многими рассматривалась как неудача. Преподавая в Базеле, Ницше начал проявлять интерес к собственно философии , что в конечном итоге привело его к сосредоточению своей работы в этом направлении. Ницше провел большую часть своей карьеры за пределами формального академического учреждения. В 1889 году Ницше перенес психический срыв (возможно, вызванный началом сифилиса) и провел последние годы своей жизни, борясь с различными проблемами со здоровьем, включая слабоумие.
Многие аспекты философии Ницше включают в себя экстравагантные попытки разрушить некоторые из самых дорогих сердцу концепций западной культуры, религии и философии. Его подход к морали особенно известен. Для Ницше мораль должна пониматься через призму культуры и исторического формирования, а не через призму чисто рациональной необходимости или божественного откровения. Господствующая моральная парадигма 19 века , которая была по сути христианской , была для Ницше следствием определенного типа людей, преследующих свои интересы.
В то время как аристократическая версия морали, которую Ницше связывает с людьми античного мира, подчеркивала независимые действия и право сильных мира сего поступать так, как им заблагорассудится, так называемое «восстание рабов» в морали использовало в качестве оружия такие концепции, как жалость и уважение к другим, чтобы создать моральную систему , в которой лучшие люди подавлялись, а худшие поддерживались. Этот генеалогический подход к нашим убеждениям является одной из первых и наиболее ярких попыток историзировать целые системы мысли, и он оставил (по-видимому, постоянный) след в нашем самосознании относительно наших убеждений.
Иконоборчество Ницше распространяется и на другие области философии . В контексте истины, одного из наиболее устойчивых философских идеалов (хотя и склонного к уточнениям с разных сторон), Ницше снова утверждает, что это концепция, удовлетворяющая практическую потребность, а не интеллектуальную. Ницше в одном из своих наиболее провокационных отрывков (в начале « По ту сторону добра и зла ») требует узнать, что именно делает истину предпочтительнее лжи. Это характерный ницшеанский вопрос, не в последнюю очередь потому, что он искушает ответить (бессвязно), что предпочтительность тут ни при чем, что то, что истинно, есть истинно, а то, что ложно, есть ложно.
Действительно, попытка ответить на вопрос Ницше приводит нас на всевозможные сложные и тревожные территории. Собственный ответ Ницше заключается просто в том, что идея истины была необходимостью для людей как вида, но эта необходимость в значительной степени исчерпала себя. То, что нам нужно сейчас, с точки зрения Ницше (и с любой точки зрения) гораздо менее определенно, но это остается одной из центральных проблематик современной мысли.
Он получил некоторое (ограниченное) признание за свою научную работу по древнегреческой литературе , особенно по произведениям трагедии. Однако его главная работа по этой теме, «Рождение трагедии» , была озадачена коллегами и многими рассматривалась как неудача. Преподавая в Базеле, Ницше начал проявлять интерес к собственно философии , что в конечном итоге привело его к сосредоточению своей работы в этом направлении. Ницше провел большую часть своей карьеры за пределами формального академического учреждения. В 1889 году Ницше перенес психический срыв (возможно, вызванный началом сифилиса) и провел последние годы своей жизни, борясь с различными проблемами со здоровьем, включая слабоумие.
🔹 Ницше о морали и религии
Многие аспекты философии Ницше включают в себя экстравагантные попытки разрушить некоторые из самых дорогих сердцу концепций западной культуры, религии и философии. Его подход к морали особенно известен. Для Ницше мораль должна пониматься через призму культуры и исторического формирования, а не через призму чисто рациональной необходимости или божественного откровения. Господствующая моральная парадигма 19 века , которая была по сути христианской , была для Ницше следствием определенного типа людей, преследующих свои интересы.
В то время как аристократическая версия морали, которую Ницше связывает с людьми античного мира, подчеркивала независимые действия и право сильных мира сего поступать так, как им заблагорассудится, так называемое «восстание рабов» в морали использовало в качестве оружия такие концепции, как жалость и уважение к другим, чтобы создать моральную систему , в которой лучшие люди подавлялись, а худшие поддерживались. Этот генеалогический подход к нашим убеждениям является одной из первых и наиболее ярких попыток историзировать целые системы мысли, и он оставил (по-видимому, постоянный) след в нашем самосознании относительно наших убеждений.
🔹 Ницше об истине
Иконоборчество Ницше распространяется и на другие области философии . В контексте истины, одного из наиболее устойчивых философских идеалов (хотя и склонного к уточнениям с разных сторон), Ницше снова утверждает, что это концепция, удовлетворяющая практическую потребность, а не интеллектуальную. Ницше в одном из своих наиболее провокационных отрывков (в начале « По ту сторону добра и зла ») требует узнать, что именно делает истину предпочтительнее лжи. Это характерный ницшеанский вопрос, не в последнюю очередь потому, что он искушает ответить (бессвязно), что предпочтительность тут ни при чем, что то, что истинно, есть истинно, а то, что ложно, есть ложно.
Действительно, попытка ответить на вопрос Ницше приводит нас на всевозможные сложные и тревожные территории. Собственный ответ Ницше заключается просто в том, что идея истины была необходимостью для людей как вида, но эта необходимость в значительной степени исчерпала себя. То, что нам нужно сейчас, с точки зрения Ницше (и с любой точки зрения) гораздо менее определенно, но это остается одной из центральных проблематик современной мысли.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Rosie Lesso,
«Who Was Friedrich Nietzsche?»