До появления Google Карт, Booking.com и историй из аэропортов мир был полон людей, находящихся в движении. Монахи, торговцы, паломники и дипломаты пересекали моря, пустыни и невидимые границы с той же смесью любопытства, страха и оптимизма, которую мы испытываем сегодня, садясь на борт самолёта Ryanair с полузакрытыми рюкзаками.
Историк Энтони Бейл демонстрирует это в своей книге «Путеводитель по путешествиям в Средние века » (Ático Historia) , представляющей собой реконструкцию, проливающую свет на то, как путешествовали европейцы в период с 1000 по 1500 год. От Сантьяго до Самарканда Бейл следует по стопам мужчин и женщин, которые не знали, что такое низкая стоимость , но знали, каково это — потеряться, заболеть или восхититься чем-то совершенно новым.
«Главный миф о Средневековье заключается в том, что люди не путешествовали», — говорит Бейл. «Путешествия были очень распространены, хотя и не всегда были героическими. Многие путешествовали по практическим причинам, например, чтобы посетить ярмарку, святыню или продать товары. Но они путешествовали гораздо больше, чем мы себе представляем».
Эта книга — атлас голосов и странностей. Здесь есть генуэзский купец Херонимо ди Санто Стефано, отправившийся в Индию в XV веке и попавший в череду катастроф. Или швейцарский монах Феликс Фабри, который с нежностью пишет о ностальгии, скуке и воссоединении со своей монастырской собакой после долгих лет разлуки.
Бэйл также углубляется в то, что можно назвать « средневековым кликбейтом », в виде сомнительных реликвий, нетленных святых, вымышленных городов и легендарных преувеличений. «Не всегда возможно отделить реальность от вымысла. Средневековая путевая литература играет с правдой. Если кто-то утверждал, что видел что-то, как можно было доказать его неправоту? Это благодатная почва для размышлений о восприятии, интерпретации и непонимании», — отмечает историк.
Один из его любимых примеров — каталонский миссионер Жордан де Северак, который, прибыв в Индию, лишился дара речи: «Он сказал, что манго невозможно описать. Это чудо — часть опыта путешествия: столкновение с необъяснимым».
У паломников также был свой Instagram: они покупали значки у каждого святилища и демонстрировали их в знак завершения путешествия. «Это был средневековый вариант хвастовства в социальных сетях», — шутит Бейл, — «хотя, в отличие от нас, средневековые путешественники также делились своими неудачами и писали о болезнях, опасностях и недоразумениях. Они путешествовали не столько ради удовольствия, сколько ради любопытства и знаний. А вернувшись, рассказывали об этом». Средневековый путешественник путешествовал налегке. Посох, плащ, шляпа и, если повезёт, какой-нибудь амулет. Более суеверные брали с собой чётки, кольца со святым Христофором или реликвии. Более практичные брали с собой вино, специи, а иногда и курицу для свежих яиц. Бейл говорит, что, как и сегодня, при наличии денег можно было легко нести слишком много багажа. «Есть замечательная история о паломниках, которые бросили свои вещи в Синайской пустыне, потому что больше не могли этого выносить».
У паломников также был свой Instagram: они покупали значки у каждого святилища и демонстрировали их в знак завершения путешествия. «Это был средневековый вариант хвастовства в социальных сетях», — шутит Бейл, — «хотя, в отличие от нас, средневековые путешественники также делились своими неудачами и писали о болезнях, опасностях и недоразумениях. Они путешествовали не столько ради удовольствия, сколько ради любопытства и знаний. А вернувшись, рассказывали об этом».
Средневековый путешественник путешествовал налегке. Посох, плащ, шляпа и, если повезёт, какой-нибудь амулет. Более суеверные брали с собой чётки, кольца со святым Христофором или реликвии. Более практичные брали с собой вино, специи, а иногда и курицу для свежих яиц. Бейл говорит, что, как и сегодня, при наличии денег можно было легко нести слишком много багажа. «Есть замечательная история о паломниках, которые бросили свои вещи в Синайской пустыне, потому что больше не могли этого выносить».
И он добавляет урок для нашей быстрой эпохи: «Средневековые путешественники были терпеливыми наблюдателями. Они никуда не спешили. Сегодня мы движемся так быстро, что аэропорты кажутся местами, не имеющими отношения к реальности. Они видели и писали обо всём, даже о скуке. Думаю, нам стоит извлечь из этого урок и начать путешествовать медленнее, внимательнее присматриваться и принимать непредсказуемое».
«Путеводитель по Средневековью» — это не просто исследование туристической археологии, а приглашение путешествовать по-новому. Без Wi-Fi, без заданных маршрутов, без тревоги по прибытии. «Путешествия меняют нас, — говорит Бейл, — но почти никогда не так, как мы ожидали». Поэтому, возможно, лучший способ отдать дань уважения средневековым путешественникам — это выйти из дома, толком не зная, куда идёшь. С небольшим рюкзаком, огромным любопытством и твёрдым намерением хотя бы раз заблудиться.
Историк Энтони Бейл демонстрирует это в своей книге «Путеводитель по путешествиям в Средние века » (Ático Historia) , представляющей собой реконструкцию, проливающую свет на то, как путешествовали европейцы в период с 1000 по 1500 год. От Сантьяго до Самарканда Бейл следует по стопам мужчин и женщин, которые не знали, что такое низкая стоимость , но знали, каково это — потеряться, заболеть или восхититься чем-то совершенно новым.
«Главный миф о Средневековье заключается в том, что люди не путешествовали», — говорит Бейл. «Путешествия были очень распространены, хотя и не всегда были героическими. Многие путешествовали по практическим причинам, например, чтобы посетить ярмарку, святыню или продать товары. Но они путешествовали гораздо больше, чем мы себе представляем».
🔷 Организованный туризм
По словам Бейла, Венеция была предшественницей современного туризма. «Они разработали системы лицензирования гостиниц, паспортов, сертифицированных гидов и даже лицензированных борделей. Они хотели, чтобы путешественники получили хороший опыт, но также и деньги, чтобы остаться в городе». Короче говоря, туризм уже был бизнесом. Причём с определёнными правилами. Существовали также письменные путеводители, хотя и ненадёжные, и сеть импровизированных информаторов, включая трактирщиков, монахов, менял и гонцов. «Путешественники редко отправлялись в путь в одиночку. Они делились советами, маршрутами и слухами. Это была своего рода устная социальная сеть», — объясняет Бейл.Эта книга — атлас голосов и странностей. Здесь есть генуэзский купец Херонимо ди Санто Стефано, отправившийся в Индию в XV веке и попавший в череду катастроф. Или швейцарский монах Феликс Фабри, который с нежностью пишет о ностальгии, скуке и воссоединении со своей монастырской собакой после долгих лет разлуки.
Бэйл также углубляется в то, что можно назвать « средневековым кликбейтом », в виде сомнительных реликвий, нетленных святых, вымышленных городов и легендарных преувеличений. «Не всегда возможно отделить реальность от вымысла. Средневековая путевая литература играет с правдой. Если кто-то утверждал, что видел что-то, как можно было доказать его неправоту? Это благодатная почва для размышлений о восприятии, интерпретации и непонимании», — отмечает историк.
Один из его любимых примеров — каталонский миссионер Жордан де Северак, который, прибыв в Индию, лишился дара речи: «Он сказал, что манго невозможно описать. Это чудо — часть опыта путешествия: столкновение с необъяснимым».
🔷 Глобализация до Wi-Fi
Мир XIV века уже был связан торговыми и религиозными путями. «В Англии использовали пряности с Суматры, шёлк из Китая, драгоценные камни из Африки… Глобализация началась не с интернета, а с караванов», — говорит Бейл. И что интересно, это не просто обмен предметами, но и идеями, картами и обычаями. В эпоху, когда были известны только три континента (Европа, Азия и Африка), путешественники уже знали, что Земля круглая, а её края не так далеки, как им казалось.У паломников также был свой Instagram: они покупали значки у каждого святилища и демонстрировали их в знак завершения путешествия. «Это был средневековый вариант хвастовства в социальных сетях», — шутит Бейл, — «хотя, в отличие от нас, средневековые путешественники также делились своими неудачами и писали о болезнях, опасностях и недоразумениях. Они путешествовали не столько ради удовольствия, сколько ради любопытства и знаний. А вернувшись, рассказывали об этом». Средневековый путешественник путешествовал налегке. Посох, плащ, шляпа и, если повезёт, какой-нибудь амулет. Более суеверные брали с собой чётки, кольца со святым Христофором или реликвии. Более практичные брали с собой вино, специи, а иногда и курицу для свежих яиц. Бейл говорит, что, как и сегодня, при наличии денег можно было легко нести слишком много багажа. «Есть замечательная история о паломниках, которые бросили свои вещи в Синайской пустыне, потому что больше не могли этого выносить».
У паломников также был свой Instagram: они покупали значки у каждого святилища и демонстрировали их в знак завершения путешествия. «Это был средневековый вариант хвастовства в социальных сетях», — шутит Бейл, — «хотя, в отличие от нас, средневековые путешественники также делились своими неудачами и писали о болезнях, опасностях и недоразумениях. Они путешествовали не столько ради удовольствия, сколько ради любопытства и знаний. А вернувшись, рассказывали об этом».
Средневековый путешественник путешествовал налегке. Посох, плащ, шляпа и, если повезёт, какой-нибудь амулет. Более суеверные брали с собой чётки, кольца со святым Христофором или реликвии. Более практичные брали с собой вино, специи, а иногда и курицу для свежих яиц. Бейл говорит, что, как и сегодня, при наличии денег можно было легко нести слишком много багажа. «Есть замечательная история о паломниках, которые бросили свои вещи в Синайской пустыне, потому что больше не могли этого выносить».
🔷 Lonely Planeti {Одинокая планета} 15-го века
Если бы Бейл написал путеводитель по средневековью для современного туриста, он бы рекомендовал пешие прогулки. В буквальном смысле. «Камино де Сантьяго или Виа Франчиджена — это опыт, который сохраняет что-то от средневекового паломничества, особенно если обходиться без излишеств. Путешествовать медленно, брать с собой всё необходимое, встречать неизведанное и доверять случаю. Вот это и есть путешествие».И он добавляет урок для нашей быстрой эпохи: «Средневековые путешественники были терпеливыми наблюдателями. Они никуда не спешили. Сегодня мы движемся так быстро, что аэропорты кажутся местами, не имеющими отношения к реальности. Они видели и писали обо всём, даже о скуке. Думаю, нам стоит извлечь из этого урок и начать путешествовать медленнее, внимательнее присматриваться и принимать непредсказуемое».
«Путеводитель по Средневековью» — это не просто исследование туристической археологии, а приглашение путешествовать по-новому. Без Wi-Fi, без заданных маршрутов, без тревоги по прибытии. «Путешествия меняют нас, — говорит Бейл, — но почти никогда не так, как мы ожидали». Поэтому, возможно, лучший способ отдать дань уважения средневековым путешественникам — это выйти из дома, толком не зная, куда идёшь. С небольшим рюкзаком, огромным любопытством и твёрдым намерением хотя бы раз заблудиться.
Источник:
«Los viajeros medievales ya tenían Tripadvisor (y también se perdían)»







