Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Пропавшая цивилизация: меннониты на Верхней Хортице. Меннониты Украины XVIII-XX вв.

Пропавшая цивилизация: меннониты

Кто же такие меннониты?

В качестве первых ассоциаций – бородатые люди в черном с надвинутыми на глаза широкополыми шляпами, передвигающиеся исключительно на конных повозках. Несколько фильмов, в том числе оскароносный "Свидетель" с Гаррисоном Фордом в главной роли, принесли славу общинам, где живут меннониты, сделав их довольно популярным аттракционом в Северной Америке. Но большинство меннонитов все же не такие.
МЕННОНИТЫ, протестантская деноминация, основанная К. Гребелем (1489–1526) в 1525 в Цюрихе в ходе швейцарской Реформации и официально признанная в Голландии в 1533. Получила название по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1492–1559), присоединившегося к движению в 1536. Первоначально именовались анабаптистами, т.е. перекрещенцами (нем. Wiedertufer), поскольку отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых. В настоящее время их называют в Голландии Doopsgezinde ("сознательно крестящимися"), а в других странах – меннонитами. Во всем мире их численность, включая детей, составляет более 700 тыс. человек.
Технологии прошлых веков утеряны сегодня. Почему сегодня потеряны технологии прошлых веков - можно уже не спрашивать! Отмотаем назад примерно 200 лет. Меннониты Украины XVIII-XX вв. Когда-то рядом с нами жили потомки древних фламандцев. Они ушли. Их некогда "земной рай" достался нам. Добротные постройки, аккуратные улочки, великолепные сады, успешные предприятия... Нам досталось все, чем славились удивительные меннонитские поселки в окрестностях Александровска-Запорожья.


Historical Rehab of Ukraine-Ruthenia

Одним из главных постулатов меннонитов, кроме традиционных для большинства протестантов крещения по вере, безусловного доверия Библии и символического понимания евхаристии, является их особая социальная позиция. Меннониты традиционно отрицали судебные тяжбы, присягу и особенно военную службу, что делало их врагами не только господствующей церкви, но и государства. Во многом это стало причиной 300-летних скитаний меннонитов. Многие из них вместе с вождем перебрались в Германию, ставшую для них второй родиной. Отстаивая идею непротивления злу, меннониты искали землю, где они могли бы жить, прилежно работать и верить так, как этого хотели.

С восхождением на российский престол императрица Екатерина II (урожденная немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская) согласно манифестам 1762 и 1763 годов разрешила всем иностранцам "в империю нашу въезжать и селиться, где только пожелают…" с целью скорейшего освоения «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся», недра которых "скрывают неисчерпаемые богатства разных металлов», где много «лесов, рек и озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая…"

К тому времени самостоятельность Украины была полностью уничтожена Петром I, а возникшая Новая Сечь в 1775 году разгромлена Екатериной II. На картах бывших запорожских вольниц, Причерноморья, Крыма и Волыни стали появляться нехарактерные для Украины названия: Баден, Блюменфельд, Ватерлоо, Гросс-Либенталь, Клейнендорф, Либенау, Люксембург, Мюнхен, Найфельд, Рорбах, Страсбург, Фридрихфельд, Цюрихталь, Эльзас…

Черниговщина стала первой губернией Украины, принявшей переселенцев из Франкфурта-на-Майне (1767 г.), которые основали пять земледельческих и одну ремесленную колонии. Рядом с ними поселились меннониты из Нидерландов. В низовьях Днепра возникла шведская колония (1781 г.). Спустя шесть лет под Елисаветградом поселились немецкие переселенцы, основавшие колонию Альт-Данцин (1787 г.). В районе Хортицы возникли меннонитские колонии Кронсвейде, Нейенбург, Нейендорф, Розенталь, Шенвизе (современная территория Запорожского автомобильного завода), Шенгорст, Эйнглаге. Вблизи Екатеринослава поселились немецкие лютеране (Йозефсталь) и католики (Ямбург)…

Хортицкий меннонитский округ находился на турритории Александровского и Екатеринославского уездов Екатеринославской губернии и включал в себя в конце 19в. 18 колоний.

Большое плановое поселение немецких крестьян во времена Екатерины II началась в 1763 и продолжалась до конца шестидесятых годов 19-го века, то есть около 100 лет. 1789-1840 гг. по приглашению Екатерины II прошла вторая крупная эмиграция меннониты из Данцига / Пруссии, южной и юго-западной Германии - около 2 тысяч человек на территорию Хортицы - образовался ряд немецких меннонитских колоний Хортицкой волости - Кичкас (Эйнлаге), колония Хортица (Chortitza), Розенталь (Rosenthal 47°51′18″ пн.ш. 35°00′53″ сх.д.), Шенвизе...


Увы, теперь они мало похожи на те образцовые деревушки колонистов. Но взглянуть на остатки меннонитского "рая" можно и сегодня. Например, на территории одной из окраин современного Запорожья – Верхней Хортице. Здесь за каких-то три-четыре часа можно прогуляться по сразу двум бывшим меннонитским поселкам – Хортица и Розенталь.

А также размещались меннониты в непосредственной близости от Одессы, Бессарабии, Крыму и на Южном Кавказе. В общей сложности 181 сел-материнских колоний были сформированы в этих областях.  В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества — меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие.

1835 год. Украина - Хортицкий округ (Chortitza), вследствие увеличившегося населения, стал нуждаться в земле; ему отвели новый участок в 9492 десятины в Александровском уезде, и в течение 1836-1852 гг 145 молодых семейств устроили 5 новых колоний, которые в 1852 г. были окончательно отделены от хортицкого окружного управления и образовали третий меннонитский округ, названный Мариупольским.

Меннониты приезжали на лошадях, со своими повозками, стадами животных; они привозили с собой мебель, посуду и другие предметы быта. О материальном положении эмигрантов свидетельствовал и их внешний вид. Потомки переселенцев вспоминали, что их деды и прадеды носили шляпы, суконные сюртуки с эффектными пуговицами, короткие штаны, шолковые чулки и туфли с серебрянными застежками. Бабушки носили платья из добротной шерсти с буфами на рукавах. Все это было привезено с собой, а потом много раз перешивалось для детей и внуков.

В 1873 году благодаря проведению железной дороги - город постепенно превратился в важный транспортный узел, где грузы перегружались с железной дороги на речной транспорт, следовавший на Одессу. Мощный толчок для дальнейшего развития промышленности дало городу сооружения в 1902 году железной дороги, которая соединила город с Криворожским и Донецким бассейнами.

Крымские меннониты: в 1915 году было 314 колоний на полуострове. В 1926 - проживало 43 631 человек немецкого происхождения в Крыму, что соответствовало 6,1% от общей численности населения. В 1939 году было 1,1 миллиона жителей того времени из которых 60000 немецкого происхождения, что составляет почти 5,5% от общей численности населения. В период советского сталинизма 1941-1944 происходили массовые депортации из Крыма этнических немцев, татар, греков, болгар и армян (большая часть из которых умерла по дороге на Восток России)

В колоннии Хортица было основано 21 поселение:


Меннонитские колониии были довольно небольшими - в среднем они планировались на 20 - 22 семьи. Лишние семьи, чтобы не делиться с ними предоставленными колонии землями, вынуждены были оставлять старую колонию и основывать новую. Не все наследники имели право получать по наследству родительскую землю - только старший сын. Остальные получали деньги и вынуждены были заниматься своим делом - ремеслом, промыслом или чем-то другим. Таким образом, меннонитские поселения развивались не только как сельскохозяйственные, но и как торгово-промышленные.

Все колонии строились по образцу традиционных немецких сел: в центре — кирха или церковь, волостное правление, школа. Молитвенный дом и школа - два кита меннонитского воспитания. Немцы никогда не экономили на строительстве общественных зданий, в том числе и богаделен, благотворительных заведений, делая их добротными, каменными, крытыми черепицей.

Началом настоящей трагедии стала первая мировая война. Боясь массового шпионажа, их начали насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли, имущество конфисковывались в пользу государства. Гражданская война еще больше усилила мрачные прогнозы не только экономического разорения, но и полного физического уничтожения колонистов…Голод, разруха, переделы земли, закрытие молитвенных домов вынуждали меннонитов эмигрировать в США и Канаду. Индустриализация и коллективизация страны также сопровождались усилением наступления на «враждебные элементы», среди которых оказались и бывшие колонисты. Тысячи из них были высланы за пределы Украины, тысячи умерли в годы голодомора…

Продолжением трагедии меннонитского населения Украины стали годы сталинских чисток и репрессий. Ежедневно органы государственной безопасности то изобличали, то ликвидировали фашистские организации, махровых националистов, шпионов, диверсантов, вредителей, основу которых составляли бывшие немцы-колонисты…Очередной виток репрессий и депортации немцев, начавшийся в 1935 году, продолжался все годы и завершился в первые месяцы второй мировой войны… После войны депортированным из Украины немцам не разрешили возвратиться в Украину…

На сегодня в Украине действуют три менонитские общины в Запорожской области, а также в Херсоне. В г. Молочанск Токмацкого района действует благотворительная организация "Менонитский центр", которая функционируется на общественных началах. В Запорожской области одна из общин имеет собственное церковное помещение. При всех общинах действуют воскресные школы.


По теме: