Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Украина. Оружие в системе элементов корпоративной символики казачеств


Важным индикатором корпоративной идеологии является символика. Как слой, ориентированный на получение рыцарского статуса, казаки должны были выработать систему соответствующих внешних признаков. Составляющими корпоративной, а именно рыцарской символики в Западной Европе, которая должна служить, как иногда утверждают, образцом для казаков были гербы и родословные, оружие, одежда, прически, жилье, церемониал, кони и их упряжь, еда - словом все, с чем связывалась жизнь рыцаря и что отличало его от общественности. Отдельное место принадлежит также уставам, символике и идеологии меньших корпораций внутри сословия - рыцарских орденов. Уже с первого взгляда видно, что далеко не все перечисленные элементы существовали у казаков, а те, что существовали, часто очень сильно отличались от западных аналогов.

Алексей Толочко в одной из своих статей очень метко подметил метафоричность названия казацкой державы - "Войско Запорожское", (6), которое прочно укоренилось в украинском восприятии и, между прочим, красноречиво иллюстрирует связь рыцарской корпоративной идеологии казачества с его политическими претензиями. Но кроме этого, данная метафора является ярким симптомом восточного влияния, потому истоки ее следует искать на Ближнем Востоке. Орду, слово слишком известное в Украине, на протяжении XV -XVIII ст. (разумеется, без пейоративной коннотаций) служило метафорой государства в Крымском Ханати, Османской Империи, Сефевидском Иране, государстве Великих Моголов в Индии, в многочисленных ханств Средней Азии и даже в Китае, под правлением маньчжурской династии Цинь. В то же самое время ни среди северных, ни среди западных соседей упомянутых государственных образований такого названия государства не фиксируется.

Вероятным восточным заимствованием, по мнению части исследователей, есть ряд казацко-шляхетских геральдических фигур, выросших из тамгових знаков кочевых народов Евразийской Степи. (7) До сих пор специально не исследовались наряды и внешний вид казаков (возможно, потому, что их "восточный" характер казался очевидным). Так, Дмитрий Яворницкий, впервые уделил внимание казацким символам в быту, по поводу одежды писал:

"Нет сомнения, что покрой одежды запорожских казаков, особенно высоких шляп, широких шаровар, длинных кафтанов и широких поясов, восточного происхождения и заимствован ими от татар и турок". (8)

В то же время Яворницкий дал символическое значение прическам, на которые в первую очередь обращали внимание его информаторы. Между тем именно казацкие чубы и шевелюры следует рассматривать как специальный признак доблести и родовитости, проникшие от степного рыцарства. Во времена Яворницкого, наверное, это уже не распознавалось, а вот для византийцев Приска и Льва Диакона «селедки» Аттилы и Святослава служили четкой приметой их высокого рыцарского статуса. Зато восточное наряд казаков в качестве отличительного символа НЕ бесспорное, потому что в действительности запорожцы пытались в одежде копировать европейцев, а восточные одежды употреблялись скорее как обычная добыча, разве что их роскошь должна подчеркивать военное счастье.



6 Толочко А. Образ государства и культ обладателя в древней Руси II // Medievalia Ucrainica: ментальность и история идей. - К., 1994 - Т. 3 - С. 19-20.
7 Dziadulewicz. List szlachty województwa bracławskiego do króla Stefana Batorego // Misięcznik Heraldyczny. - Lwow, 1936 -R.15. - S. 69-71. Тамга - сначала собственническое клеймо на скоте в кочевников, позже - родовой гербовый знак.
8 Яворницкий Д. История запорожских казаков. - К., 1990 - Т. И. - С. 208.



Казаки не выработали также специальной одежды или ритуала в одежде, если не считать разгульной страсти к прихорашиванию и страсти к красному цвету, (9) свойственной восточным воинам. Яворницкий, правда, вспоминает случай, когда крымский хан наградил казацкого старшину красными кафтанами, но тонкости восточного ритуала, связанного с одеждой, в казацкой среде, похоже, не прижились. Поэтому уже в конце XVII в. доблестные казаки, следуя европейской моде, давали изображать себя в стальных доспехах, хотя изредка встречается портрет казака в кольчуге, что явно не соответствовало европейской моде. (10) Рядовых же казаков вскоре без протестов с их стороны вообще переодели в форму на московский лад. Между тем мусульманские соседи казаков - османы и иранцы - крепко держались собственного наряда вплоть до начала XIX в., а в героическую эпоху своей истории вообще откровенно пренебрегали трофейными латами европейских рыцарей, сохраняя привязанность к кольчугам или пластинчатым доспехам. Сохранились рисунки, на которых одетые в цветастый шелк турецкие всадники импозантно крушат окровавленными мечами закованных в железо европейских противников ("людей из железа"), русских генералов и их пехотные каре.

Итак, не похоже, чтобы казаки позаимствовали от турок вместе с одеждой присущее ему значение "турецкой" доблести. Вместе с тем нет оснований утверждать, что они переняли от своих западных коллег ту символику одежды, которой пропитана европейская куртуазно-рыцарская литература и дворцовый этикет. (11) Словом, одежда в Украине не стала отличием рыцарства, и казаки относились к ней более или менее безразлично. То же можно сказать и о другом символе европейского рыцарства, заимствованного с Востока - роскошные ковры и палатки, которые в эпоху расцвета куртуазной культуры стали одним из обязательных примет рыцарства с соответствующим ритуалом употребления, украшения и тому подобное. Вес этого символа в глазах европейца хорошо иллюстрирует легенда о Тимуре, якобы цветом своего шатра показывающего своему противнику, осажденному в каком-нибудь городе, какая судьба его ждет. Сидя в первый день осады под белым шатром, он давал знать о своей готовности проявить милосердие; когда палатку заменили на красный цвет - это обещало осажденным кровь за их упрямство, а черный шатер означал безусловное опустошение и уничтожение города. (12)

Европейское происхождение этой легенды, переведенной Софоновичем, не подлежит сомнению, учитывая семантику классической для европейской средневековой культуры триаду цветов - белого, красного и черного, которая была несвойственна Востоку. (13)

Как видим, восточные заимствования творчески осваивались и сознательно вводились в ритуальную систему западноевропейского рыцарства на тех же правах, что и удельные, местные элементы. Что касается казаков, то, очевидно, ритуальная сторона их интересовала меньше, когда речь шла о второстепенных для непритязательного быта предметах. Зато совершенно иным было отношение к оружию.



9 Прихорашивание казаков также подробно описал Яворницкий (там же, с. 204-208). Однако тема популярности красного цвета среди запорожцев выходит за рамки проблемы ритуала в одежде, поскольку красному цвету отводилась особая роль в казацком погребальном обряде - очевидную рыцарскую окраску: казака заворачивали в красную материю (а не в белый саван), на холм,
насыпанный над могилой, втыкали красный флажок (а не крест). Тот факт, что культ красного цвета как рыцарского имеет восточные корни, указывают параллели в описаниях погребения первого османского султана Османа (+ 1326) с упоминанием о красном флажке, а также холостых юношей на Алтае в конце прошлого века.
10 Ср., Например, известный прижизненный Портрет гетмана Ивана Самойловича.

Исторический портрет Ивана Мазепы

11 Вumke J. Courtly culture. Literature and society in the High Middle Ages / Transl. from German by Th. Dunlap. - University of California Press, 1991 - Р.136-155.

12 Феодосий Софонович. Хроника из летописцев древних / Изд. Ю. Мицик, В. Кравченко. -К., 1992-С.210.
13 Этим наблюдением я обязан профессору Мишелю Пастуро из Парижской Школы высших обществоведческих исследований (ENESS), чьи лекции по европейской средневековой теории цветов мне посчастливилось слушать в 1996 и 1997 годах.



Олександр Галенко.
"Зброя в системі елементів корпоративної символіки козацтва"

(Copyrighted © Перевод с украинского яз. Louiza Smith)