Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Еврейская ангелология

Рафаэль Санти - Два ангела (низ картины Сикстинская Мадонна)
Рафаэль Санти - Два ангела
(низ картины Сикстинская Мадонна)

Терминология

Многие библейские авторы верили в существование сверхъестественных существ, превосходящих человека мудростью и силой, но в тоже время подчиненных и сотворенных Богом. Эти существа являются слугами Всевышнего, подобно придворным земного царя из плоти и крови, а так же Его посланцами и исполнителями Его воли.

По-русски подобных существ называют ангелами – от греческого ангелос («вестник, посланец»). Греческий термин является буквальным переводом еврейского малах. Писание нередко использует этот термин в отношении обычных посланцев из плоти и крови, как, например, в Берешит, 32:4:
«И послал Яаков перед собою посланцев (малахим) к Эйсаву, брату своему». 
 В некоторых случаях это слово используется в переносном смысле:
«Делает Он ветры посланниками Своими (млахав)» (Тегилим, 104:4). 
Только в пост-библейском иврите словом малах стали называть исключительно сверхъестественных существ.

Для большей ясности Библия нередко называет ангелов посланниками Всевышнего. Однако точно так же она называет и обычных людей:
«Ибо уста священника должны хранить знание, и Тору искать (должно) из уст его, ибо посланник (малах) Господа Воинств он» (Малахи, 2:7). 
В других местах Писание называет ангелов элоким («боги», см. Берешит, 6:2; Йов, 1:6), или «сынами богов». Их так же называют кдошим, то есть святые существа (Тегилим, 89:8; Иов, 5:1).

Загадочное существо, с которым праотец Яаков боролся у потока Ябок, первоначально названо «человеком», а затем «богом»:
«И остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари… И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с богом и с людьми, и победил» (Берешит, 32:24, 29); 
однако пророк Гошеа называет его ангелом:
«Боролся он с ангелом и превозмог» (Гошеа, 12:5). 
В результате во многих местах неясно, о каком «посланнике» идет речь – о человеке из плоти и крови, или же о сверхъестественном существе.

Писание также упоминает крылатых существ, именуемых херувимами или серафимами, исполняющими различные обязанности.

В других случаях неясность и двусмысленность возникают из-за того, что Библия не всегда ясно различает Бога и его посланников. К примеру, наложница Авраама Агарь встречает в пустыне ангела («и нашел ее ангел Господень»), однако затем говорится, что «нарекла она имя Господу, говорившему с ней, “Ты Бог видящий”» (Берешит, 17:6, 13). Всевышний повелел Аврааму принести в жертву Ицхака, однако позже его остановил ангел. Моше «явился ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника» (Шмот, 3:2), однако затем с ним говорит исключительно Всевышний:
«И увидел Господь, что он подходит смотреть, и воззвал к нему Бог из среды терновника». То же самое происходит в рассказе о Гидеоне, который говорит то с Богом, то с Его ангелом (Шофтим, 6:11ff).
Некоторые исследователи делают из этого вывод, что ангелов не считали самостоятельными существами, но просто проявлениями божественной силы и воли. Другие полагают, что в первоначальных версиях этих историй герои имели дело непосредственно с Богом, однако позже эта идея показалась слишком дерзкой, и Всевышнего «заменили» на ангела.

Бог в окружении ангелов

Бог Саваоф.  В. М. Васнецов, 1885—1896
Бог Саваоф.
В. М. Васнецов, 1885—1896

В видении пророка Михи Бог восседал на своем престоле в окружении «небесного воинства»:
«Видел я Господа, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него» (Млахим I, 22:19). 
Однако слова «небесное воинство» может обозначать просто «светила» (Дварим, 4:19; Иеремия, 8:2). В свою очередь, пророк Исайя видит Всевышнего в окружении серафимов, провозглашающих Его святость и величие. Один из серафимов очищает пророка, после чего он, в отличие от Михи, становится не просто свидетелем, но участником небесного совета. И когда Всевышний (так же, как в видении Михи, и подобно Элю в угаритском эпосе о Керете) ищет добровольца, Исайя вызывается стать таковым:
«И услышал я голос Господа, говорящего: кого пошлю Я и кто пойдет для нас? И сказал я: вот я, пошли меня» (Йешаягу, 6:8).
В древнем космическом гимне, вошедшем в книгу Псалмов (Тегилим, 89), «Бог воинств» почитаем «в сонме святых», которые пребывают перед Ним в трепете, ибо Он безмерно превосходит их своим могуществом. Эта же идея подчеркивается в Торе:
«Кто, как Ты, между богами, Господи? Кто, как Ты, славен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» (Шмот, 15:11). 
Возможно, подобные представления возникли еще в те времена, когда многие искренне полагали, что «сыны богов» (Тегилим, 29:2) представляют собой пантеон настоящих богов. Возможно, именно с этим связана традиция изображать подобных существ стоящими перед Богом, который один сидит:
«Видел я Господа, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем»; «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и величественном, и края его наполняли храм. Пред Ним стоят серафимы» (Йешаягу, 6:1-2). 
Единственное исключение (Йешаягу, 14:13-14) подтверждает правило – вавилонский царь, чью речь как бы воспроизводит пророк, язычником:
«И сказал ты в сердце своем: взойду я на небо, выше звезд Божьих вознесу я престол мой и буду сидеть на горе собрания, на краю севера, взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему».
В книге Иова «сыны божьи» предстают перед Богом все вместе, возможно, для того, чтобы дать отчет об исполненных поручениях и получить новые распоряжение. Одним из них является Сатан, так же действующий по поручению Творца:
«И сказал ты в сердце своем: И был день, когда пришли сыны божьи предстать пред Господом, и пришел меж ними и Сатан. И сказал Господь Сатану: откуда пришел ты? И отвечал Сатан Господу и сказал: бродил я по земле и расхаживал по ней» (Иов, 1:6-7). 
 Ангелы, восходившие и спускавшиеся по лестнице, которых увидел в ночном видении праотец Яаков (Берешит, 28:12), так же, возможно, были посланцами, спускавшимися на землю с поручениями и возвращавшимися доложить Всевышнему об их исполнении.

Ангел Господа

Бартоломе Эстебан Мурильо.  Авраам и три ангела
Бартоломе Эстебан Мурильо.
 Авраам и три ангела

В Писании есть немало примеров, когда ангел (реже – два и больше) передает определенное сообщение и/или выполняет совершает некое время. Эти ангелы нередко предстают в человеческом облике, и другие участники не сразу понимают, что имеют дело со сверхъестественным существом. Так, три «мужа» посетили праотца Авраама и сообщили ему о грядущем рождении Ицхака; позже двое из них уничтожили город Содом. Ангел Господень явился праотцу Яакову в сновидении и велел ему возвращаться домой в Ханаан (Берешит, 31:11-13). Ангел также играл не до конца понятную роль в эпизоде на берегу Красного (Тростникового) моря:
«И двинулся ангел Божий, шедший пред станом Израиля, и пошел позади них; двинулся и столп облачный от лица их, и стал позади них» (Шмот, 14:19). 
Позже Всевышний пообещал евреям дать им ангела, который введет их в Землю Обетованную, и повелел беспрекословно ему повиноваться:
«Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, не прекословь ему, ибо он не простит проступка вашего, так как имя Мое в нем» (Шмот, 23:20-21).
Когда Билам поддался уговорам царя Балака, ангел преградил ему дорогу. При этом ослица Билама видела ангела, а сам пророк не мог его узреть, пока Господь не открыл ему глаза (Бемидбар, 22:31). Когда Йегошуа явился «вождь воинства Господня», тот не сразу понял, что перед ним ангел:
«И было, когда был Йегошуа близ Йерихо, поднял глаза и увидел: вот, стоит пред ним человек, и меч обнаженный в руке его. И подошел Йегошуа к нему, и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших?» (Йегошуа, 5:13).
«Посланник Господень из Гилгала» (Шофтим, 2:1), скорее всего, был пророком – равно как и посланник, проклявший Мероз, жители которого не пришли на помощь Дворе и Бараку (там же, 23). Однако тот, кто призвал Гидеона «на царство», несомненно, был ангелом – равно как и незнакомец, предсказавший рождение богатыря Шимшона и вознесшийся затем на небо в пламени, зажженном на жертвеннике (Шофтим, 13). Ангел с обнаженным мечом поразил Израиль мором во времена царя Давида (Шмуэль II, 24:16:17); стоит отметить, что обнаженный меч упоминается и в рассказах об ангелах, явившихся Биламу и Йегошуа). Во времена царя Хизнии ангел уничтожил ассирийскую армию, осаждавшую Иерусалим: «И было в ту ночь: вышел ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все они – мертвые тела» (Млахим II, 19:35).

Некоторые пророки утверждали, что ангелы передают им слова Всевышнего (см., напр., Млахим I, 13:18). Пророку Элиягу, решившему уморить себя голодом, ангел сначала приказал поесть, а затем – отправиться к горе Хорев (там же, 19:5-8).

Ангелы в Писаниях

Рафаэль Санти,  Воскресение Христово (Kinnaird Resurrection) –  деталь ангела
Рафаэль Санти,
Воскресение Христово (Kinnaird Resurrection) –
деталь ангела

В псалмах ангел выступает в роли защитника праведников и истребителя нечестивых 
«Стоит станом ангел Господень вокруг боящихся Его и спасает их. Спорь, Господи, с соперниками моими! Да будут они, как мякина пред ветром, и ангел Господень да оттолкнет (их)! Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» (Тегилим, 34:8, 35:5-6).  
В другом псалме Всевышний лично поручает ангелам защищать праведников: 
«Ибо ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» (91:11).
В других библейских книгах, относящимся к так называемым Писаниям (Ктувим) об ангелах говорится крайне мало (за исключением книги Даниэля, о которой мы поговорим отдельно). Как уже было сказано, в книге Иова «сыны бога» являются к Всевышнему с докладом. Помимо этого, об ангелах говорят трое друзей Иова и Элигу. Первые утверждают, что даже ангелы не безгрешны, что уж тогда говорить о людях из плоти и крови: 
«Может ли человек быть праведным пред Богом, может ли муж быть чистым пред Творцом своим? Ведь и рабам Своим не доверяет Он, и в ангелах Своих обличает недостатки. А уж тем более живущих в домах глиняных, чье основание – в прахе, уничтожены будут они раньше моли» (4:17-19). 
 Элигу говорит, что ангелы заступаются за людей: 
«Если же есть ангел – предстатель за него – один из тысячи, чтобы возвестить о человеке правоту его, то сжалится он над человеком и скажет: “Спаси его, чтоб не сошел он в могилу: я нашел искупление”» (33:23-24).
Автор «Когелета» наставляет читателей: 
«Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед ангелом: “Это – ошибка!” Зачем, чтобы гневался Бог из-за слова твоего и губил дело рук твоих?» (5:5).
Ангелы и пророки

Михаил Врубель - Серафим. 1905

За исключением Иехезкеля и Захарии, другие пророки говорили об ангелах достаточно мало. Пророк Гошеа упоминает историю борьбы праотца Яакова с ангелом:
«Во чреве обманул он брата своего. Боролся он с ангелом и превозмог; плакал тот и умолял его; в Бейт-Эле найдет Он его и там будет говорить с нами» (12:5-6). 
Некоторые полагают, что это пассаж – сатирическое обличение культа, установленного царями Израиля в Бейт-Эле.

Пророк Исайя видел Всевышнего в окружении крылатых серафимов, и больше не возвращается к этой теме (в 36 стихе 37 главы упоминается ангел, поразивший ассирийское войско, однако этот отрывок, скорее всего, является более поздней вставкой). Иеремия вовсе не упоминает ангелов. Пророк Хагай, называвший себя «посланец Господа (малах Элоким), по посланию Господню» (1:13), очевидно, не причислял себя к ангелам.

Имя пророка Малахи означает «мой посланник». Священника он называет «посланник (малах) Господа Воинств» (Малахи, 2:7). Не совсем понятно, что имел в виду пророк, когда говорил:
 «Вот посылаю Я посланника Моего, и очистит он дорогу предо Мной; и внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и посланник завета, которого вы желаете; вот приходит, сказал Господь Воинств» (3:1). 
С большой вероятностью речь идет о пророке Элиягу, предвестнике Избавления. Однако нельзя исключить, что Малахи имел в виду ангела.

Как уже было сказано, исключением являются в этом плане книги Захарии и Иехезкеля. В теофаниях, описанных Всевышний восседает на престоле, опирающемся на спину фантастических созданий, которых Писание называет хает – «животные». Позже пророк уточняет, что речь идет о херувимах (10:20). По словам пророка, разрушение Иерусалима Бог поручил шести «мужам»; одному из них, одетому в лен, Он велел отметить праведников, чтобы они могли спастись:
«Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и начертаешь знак на лбах людей, стенающих и вопящих о всех гнусностях, совершающихся в нем. А остальным сказал (так), чтоб слышал я: пройдите по городу вслед за ним и поражайте; да не сжалится око ваше, и не щадите» (9:4-5). 
В видении о восстановлении Храма Иехезкеля встречает «муж, вид его подобен виду меди, и шнур льняной в руке его и трость для измерения, и стоит он в воротах» (40:3), который измеряет различные помещения и дворы, а также объясняет пророку их предназначение.

В книге Захарии ангелы присутствуют практически все время. Книга представляет собой серию символических видений, которые пророку разъясняет «ангел, говоривший со мной» (1:9). Ангел Господа появляется в книге несколько раз: он заступается перед Богом за Израиль:
«Отвечал ангел Господень и сказал: Господь Воинств! Доколе Ты не смилостивишься над Иерусалимом и над городами Йегуды, на которые гневаешься Ты уже семьдесят лет?»; 
очищает первосвященника и упрекает Сатана, позволившего обвинять последнего.

Ангелы нередко являлись Захарии в человеческом облике: 
«Видел я этой ночью: вот человек едет верхом на красном коне, и стоит он между миртами, что в углублении, и за ним – кони красные, гнедые и белые… И поднял я глаза свои и увидел: и вот человек, и в руке его шнур для измерения» (1:8, 2:5). 
 Однажды пророк увидел двух крылатых женщин (5:9), однако неясно, ангелы это или просто символические фигуры.

В книге Захарии ангелы, едва ли не впервые в Библии, обретают самостоятельное существование.

Ангелы Даниэля

Три отрока в пещи огненной,  по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л
Три отрока в пещи огненной,
 по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л

Книга Даниэля повторяет многое из того, что сообщается об ангелах в более древних библейских текстах. Она сообщает о множестве «слуг», окружающих престол Всевышнего (7:10); рассказывает об ангеле, спасшем трех юношей, брошенных в пылающую печь (3:25, 28). Один из ангелов описан как «человек, одетый в льняные одежды» (7:10). Вместе с тем книга Даниэля, имеющая много общего с постбиблейской апокалиптической литературой, сообщает об ангелах немало нового.

Откровения, которых удостаивается Даниэль, либо являются видениями, которые истолковывает ангел (главы 7, 8), либо звучат из уст ангела (главы 10-12). Ангелы-толкователи были и у Захарии, однако он так же удостаивался откровений из уст самого Всевышнего, чего с Даниэлем никогда не случалось.

В книге Даниэля ангелы не только исполняют поручения, но, порой, обладают самостоятельной силой и проявляют инициативу:
«Дело это (принято) по решению ангелов-разрушителей и по желанию святых, чтобы знали все живые, что Всевышний властвует над царством людским» (4:14). 
Более того, у двух ангелов появляются имена, Габриэль (8:16; 9:21) и Михаэль (10:13; 12:1). Книга Даниэля – единственная библейская книга, где ангелы являются «личностями».

Наконец, именно в этой книге впервые появляется идея, что у каждого народа есть свой ангел-хранитель («князь»). Даниэль упоминает небесных покровителей Персии и Греции:
«Но князь (ангел-покровитель) Персидского царства Парас противостоял мне двадцать один день Сейчас возвращусь я воевать с князем Персии, но когда я уйду, придет князь Греции» (10:13, 20).  
Небесным покровителем Израиля автор книги считал ангела Михаэля: «И поднимется в то время Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа твоего».

Ангелы в апокрифах

Андрей Рублев.  Ангел.  Миниатюра из Евангелия Хитрова.  Начало XV века.
Андрей Рублев.
Ангел.
Миниатюра из Евангелия Хитрова.
Начало XV века.

В постбиблейской литературе ангелы неоднократно появляются в качестве самостоятельных существ, у которых есть имена и личные качества.

В эпоху II Храма считалось, что лишь величайшие пророки древности могли удостоиться непосредственного общения с Богом. Что же до более поздних откровений о конце дней и судьбе человечества, то их можно было получить лишь при посредничестве ангелов. Это привело к многочисленным попыткам понять природу и характер разных ангелов. Кроме того, еврейская литература того времени интересовалась тайнами природы: астрономии, космогонии, ботаники, врачевания и т.д. При этом считалось, что некоторые из этих сведений так же можно узнать только от ангелов.

На развитие иудейской ангелологии так же повлиял синкретический характер эллинистической эпохи. Благодаря халдейской премудрости (пользовавшейся престижем у евреев диаспоры, см., например, Даниэль, 1:4) евреи познакомились с многочисленными вавилонскими мифами: о сотворении мира, потопе, первых поколениях и т.д. Соответственно, они старались гармонизировать эти мифы с аналогичными библейскими сюжетами. Древние месопотамские истории об отношениях богов и древних героях, а так же книги, содержащие «божественную» премудрость, нужно было как-то примирить с традиционным еврейским нарративом. Для того, чтобы избежать противоречия с монотеистическим характером еврейской религии, авторство соответствующих текстов стали приписывать ангелам.

Классическим примером может служить фигура Еноха, чей образ возник под влиянием вавилонских идей. Еврейский Енох стал создателем человеческой культуры, а также хранителем небесной премудрости, которой он поделился с первыми поколениями людей. Его авторитет зиждется исключительно на том, что он постоянно общается с ангелами:

Слова благословения Еноха, которыми он благословил избранных и праведных, которые будут жить в день скорби, когда все злые и нечестивые будут отвержены. И отвечал и сказал Енох, – праведный муж, которому были открыты Богом очи, – что он видел на небесах святое видение:
“Его показали мне ангелы, и от них я слышал всё, и уразумел, что видел, но не для этого рода, а для родов отдалённых, которые явятся. (Енох I, 1:1-3)
В других источниках аналогичные утверждения делаются по отношению к другим библейским героям, например, Метушелаху (Мафусаилу). Согласно книге Юбилеев, «он был с Ангелами Божиими в продолжение шести лет, и они показали ему все, что на земле и на небесах, господство солнца; и он записал все» (гл. 4). В «Завещании двенадцати патриархов» третий сын праотца Яакова, Леви, говорит о себе:
И вот, разверзлись небеса, и ангел Господень сказал мне: Левий, Левий, войди! И взошел я на первое небо и узрел там великую воду висящую. И еще увидел я второе небо, много более светлое и сияющее, высота же его была бесконечной. И сказал я ангелу: Что это такое? И отвечал мне ангел: Не удивляйся тому, ибо иное небо узришь, более светлое и несравненное.
(Завещание Левия, третьего сына Иакова и Лии, 2:6-9)
Под влияниим языческой магии и демонологии евреи также усвоили ряд других религиозных концепций – при условии, что они не вступали в явное противоречие с монотеизмом – оказавших со временем значительное влияние на формирование еврейской ангелологии.

Ангелы в сектантской литературе

Архангел Михаил
Архангел Михаил

Учение об ангелах оказалось востребовано не только иудейским «мейнстримом», но и различными сектами, в том числе ессеями. Согласно Флавию, учение последних требовало «никому не представлять догматы братства в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов» (Иудейская война, 2:8:7).

Кумранские свитки (см. темы «Джеймс Вандеркам: Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке»; «Кумранские рукописи и их значение») свидетельствуют о развитой ангелологии, согласно которой, «Князь Света» и другие небесные существа будут сражаться «в конце дней» на стороне «сынов света». Противником Князя Света выступал ангел Тьмы, источник всех пороков и заблуждений:
В руке князя Света власть над всеми сынами правед-ности, путями Света они будут ходить. А в руке ангела Тьмы вся власть над сынами Кривды, и путями Тьмы они будут ходить. От ангела Тьмы заблуждение всех сынов праведности, все их прегрешения, грехи, вина, их преступные деяния в его власти, согласно тайнам Бога до срока его. И все их кары и сроки их бедствий во власти Его Супостата. И все духи его жребия (существуют) на помеху сынам Света. Но Бог Израиля и ангел Его правды помогают всем сынам Света.
(Устав общины, 3:20-25)
Ангела тьмы некоторые отождествляют с Белиалом, которого кумранская литература также называет главным противником «сынов света»:
(Устав) Войны. Первое приложение рук сынов Света при начале (действий) против жребия сынов Тьмы, против войска Велиала: против полчища Эдома и Моава и сынов Аммона…
(Война сынов света против сынов тьмы, 1:1)
Саддукеи, напротив, были решительными противниками любого мистицизма. Согласно Новому Завету, они в принципе не верили в существование ангелов:
«Саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое» (Деяния, 23:8).
В некоторых источниках царю Шломо и другим библейским героям приписывается знание формулы, позволяющей вызывать ангелов. В греческом «Завещании Соломона» упоминаются многочисленные ангелы, сведения о которых царь получил… благодаря демонам!

И Соломон сказал ему:
“Скажи мне, о демон, какому зодиакальному знаку ты подчиняешься?”
 И тот ответил:
“Водолею. И тех, кто охвачен страстью к благородным девам на земле <…>, таких я удавляю. Но в случае, когда я не расположен ко сну, я превращаюсь в три формы. Всякий раз, когда мужи собираются увлечься женщинами, я превращаюсь в миловидную женщину; и я овладеваю мужами во сне их и играю с ними. И потом я снова обретаю мои крылья и спешу к небесным областям. Я также являюсь как лев, и через меня повелевают все демоны. Я – семя архангела Уриила, силы Божией”. (Завещание Соломона, 10)
О том, что ангелов можно вызывать с помощью магии, сказано так же в Книге тайн (Сефер га-разим).

Иерархия и категории ангелов

Франческо Боттичини. Успение Богородицы
Франческо Боттичини.
Успение Богородицы

Семь ангелов нередко упоминаются в качестве предводителей, «князей» небесного воинства. Эти архангелы «возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Товит, 12:15). К их числу относятся Уриеэль, Рагуэль, Рафаэль, Михаэль, Сариль, Габриэль и Иеремиэль. Эти ангелы являются ближайшими «сотрудниками» Всевышнего, которым Он поручает наиболее ответственные поручения: наказание падших ангелов или одного из 70 ангелов-покровителей народов (Енох I, 90:21); посвящение Леви в священнослужители (Завещание 12 патриархов, Леви, 8); передача небесной премудрости Еноху (Енох I, 81:5), и т.д.

С этими ангелами связана другая группа из четырех ангелов (трое из которых входят в «семерку»), именуемых ангелами Лика (малахей га-паним). Согласно Эфиопской книге Еноха, к ним относятся Михаэль, Габриэль, Рафаэль и Пануэль:
«Первый – Михаэль, милосердный и долготерпеливый; и второй, который поставлен над всеми болезнями и всеми ранами детей человеческих, – Рафаэль; и третий, поставленный над силами, – Габриэль; и четвертый, который определен над покаянием к надежде тех, кто наследует вечную жизнь, имя ему Пануэль» (гл. 40). 
Им предстоит сыграть важную роль в наказании падших ангелов:
И спросил я ангела, пошедшего со мной, говоря: «Для кого готовятся эти цепи?» И сказал он мне: «Они готовятся для воинства Азазэля, так чтобы их можно было взять и изгнать в бездну полного и окончательного проклятия, и покроют их челюсти неотесанными камнями, как повелел Господь Духов. И Михаэль, и Габриэль, и Рафаэль, и Фануэль схватят их в тот великий день, и бросят их в тот день в пылающую печь, чтобы Господь Духов мог отомстить им за их нечестие, когда они подчинились Сатане, и сбили с пути живущих на земле».
(Там же, 54)
Еще одной категорией являются 70 «князей народов», то есть – ангелов-покровителей 70 народов. Впервые они упоминаются в Септуагинте (Дварим, 32:8). Согласно Книге Бен-Сиры (Премудрости Иисуса сына Сирахова»), «каждому народу поставил Он вождя» (17:17). В Завещании 12 Патриархов они названы ангелами служения (малахей га-шарет).

В соответствии с Эфипской книгой Еноха, после разрушения I Храма Бог отдал Израиль, который Он отверг, во власть семидесяти князей народов:
И призвал Он семьдесят пастырей, и отдал овец им, чтобы пасли они их, и говорил Он пастырям и их помощникам: “Да пасет каждый из вас овец с этого момента, и все, что заповедую вам, то исполняйте. И отдам Я их вам точно подсчитанных, и укажу вам которых их них должно умертвить, и умертвите вы их”.
Эта ситуация сохранится вплоть до Страшного суда.

Другая категория ангелов – «стражи», постоянно пребывающие рядом с Всевышним. Согласно Книге Юбилеев, некоторые из них были посланы на землю, «чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость» (гл. 4). Однако вместо этого часть стражей не устояли перед соблазном и сошлись с земными женщинами.
Стражи позвали меня – Енох, писец – и сказали мне: «Енох, ты писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жен: «Вы вызвали великое разрушение на земле: И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов: и как они радовались о своих детях, погибель своих возлюбленных (детей) увидят они, и о смерти детей своих плакать будут, и будут вечно умолять, но не добьетесь вы милости и мира».
(Эфиопская книга Еноха, 23)
В конце дней ангелам будет поручено попечение над праведниками:
А над всеми праведными и святыми Он назначит стражей из среды святых ангелов, дабы охранять их как зеницу ока, пока Он не положит конец всякому злу и всякому греху.
(Там же, 100)
Помимо вышеперечисленных человекоподобных ангелов, небесные светила порой так же считали живыми существами, способными согрешить и подлежащими за это наказанию:
 «И там я увидел нечто ужасное: не увидел я ни неба вверху, ни крепко утвержденной земли, но место хаотичное и страшное. И там узрел я семь звезд небесных, связанных вместе в нем (месте), как великие горы, горящие огнем. Тогда сказал я: «За какой грех они связаны, и из-за чего они брошены сюда?» Тогда сказал Уриэль: они из числа звезд небесных, которые преступили повеления Господа, и связаны здесь, пока не исполнятся десять тысяч лет, время положенное за их грехи» (там же, 23). 
Однако куда популярнее была другая «гипотеза» – что светилами повелевают специально назначенные для этого ангелы. Кроме того, под влиянием язычества возникло учение, что свои ангелы есть у различных «духов»:
Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости.
(Юбилеев, гл. 2)
Помимо вышеперечисленных, в апокрифической литературе также упоминаются ангелы мира, ангелы-заступники, ангелы силы и ангелы-покровители отдельных людей.

Обязанности ангелов

Видение ангелов (Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс, 1873)
Видение ангелов
(Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс, 1873)

Главной обязанностью ангелов считалось вознесение хвалы Всевышнему (Эфиопская книга Еноха, 40). Кроме того, они выступают в роли посредников между Богом и человеком. Уже в книге Товии Рафаэль назван одним из семи ангелов, доставляющих молитвы к престолу Творца:
«Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (12:12, 15).
Время от времени Бог поручает ангелам сопровождать человека и ограждать его от опасностей, или, как в греческом Апокалипсисе Баруха (Варуха), провести его через все семь небес и объяснить ему, что он там видит. Нередко ангелы выступают в роли заступников перед Богом, часто – по просьбе самих людей:
И тогда Михаэль, Уриэль, Рафаэль, и Габриэль посмотрели вниз с неба и увидели много крови, проливаемой на землю, и все беззаконие, происходящее на земле. И сказали они друг другу: «Земля сделалась необитаемой и взывает голос вопля их до ворот небесных. И вот души людские смиренно просят вас, святые (ангелы) небесные, говоря: «Представьте дело наше Всевышнему».
(Эфиопская книга Еноха, гл. 9.)
В некоторых текстах добрые ангелы противостоят злым, выступающим в роли обвинителей перед престолом Всевышнего.

Согласно Торе, Всевышний говорил с Моше «лицом к лицу» (Шмот, 33:11). Тем не менее, в литературе эпохи II Xрама постоянно повторяется, что дарование Торы произошло при посредничестве ангелов:
И Он сказал Ангелу лица: “Запиши для Моисея события с первого творения до того времени, когда Мое святилище будет устроено между ними, навсегда и навечно, и Бог откроется для очей каждого, и всякий познает, что Я Бог Израиля, и Отец всех детей Иакова, и Царь на горе Сионе, от века до века. И Сион Иерусалим будет святым”. И Ангел лица, который шел пред станом израильтян, взял скрижали деления лет.
(Юбилеев, гл. 1)
Эта традиция сохранилась даже в Новом Завете:
«Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал, 3:19);
«Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние..» (Евр, 2:2). 
В Септуагинте (Дварим, 33:2) специально подчеркивается, что во время Синайского откровения ангелы стояли одесную от Творца.

Под влиянием языческих мифов (о Триптолеме и Прометее) у евреев, возможно, появляется легенда об ангелах, научивших евреев основам культуры и цивилизации, в частности, земледелию:
И Адам нес Еву и мальчика, и вел их на Восток. И Бог дал архангелу Михаилу различные семена что бы передал их Адаму и показал, как работать на земле, что бы они давали плоды, которым они и все их поколения могли бы кормится.
(Житие Адама и Евы, 22:1-2)
В библейской книге Даниэля ангел Габриэль толкует видения главного героя. В литературе эпохи II Храма в роли подобных толкователей так же выступают Уриэль, Рагуэль, Рафаэль и Михаэль.

Согласно «Книге тайн» (Сефер га-разим), ангелов можно использовать в магических целях. В частности, в ней приводятся заклинания и ритуалы, которые необходимо совершить, чтобы повлиять на того или иного ангела или звезду:
Три главных благовония – стиракс, мирру и мускус – и встань напротив сияющей звезды, чистый телесно и духовно, и положи благовония на огонь, а затем возьми чашу, в которой [смешаны] кровь и вино, и произнеси имя стража и имена ангелов его стана. Двадцать один раз [сделай это] над кровью и вином, и напротив сияющей звезды, имя которой Афродита, триста раз произнеси также имя ангела HSDY’L, [а затем скажи]: заклинаю тебя именами ангелов четвёртого стана, служащих KLMY’, чтобы склонили в мою пользу царя, такого-то, сына такого-то, и сердце армии его, и сердце слуг его, и да обрету я, такой-то, сын такого-то, милость и благосклонность перед ним, и исполнит моё желание и просьбу мою в любой момент, когда попрошу его.
(Книга тайн, Первый небосвод)
Тварность и недовершенство ангелов

Серафимы (орнамент)
Серафимы (орнамент)

В литературе II Храма нередко подчеркивается, что ангелы несовершенны. Правда, они считались бессмертными (см., например, Енох, 15: «И хотя вы были святые, духовные, живущие вечной жизнью…»). Тем не менее, их существование не предшествует сотворению мира: согласно книге Юбилеев, Бог сотворил ангелов в первый, а согласно II (славянской) книге Еноха – на второй день творения.

Ангелы не всеведущи: в некоторых случаях им приходится признаваться в своем неведении и неспособности ответить на заданный вопрос:
И молил я его [ангела Иеремиэля]: «Доживу ли я до этих дней и что будет в эти дни?». Он ответил мне: «О знамениях , о которых ты меня спросил , я могу сказать тебе , но я не послан к тебе говорить о твоей жизни; ибо я к тому же и не знаю [об этом]» (4 Эзры, 4:51-52)
Поскольку ангелы несовершенны, в некоторых текстах проскальзывает мысль, что между мирами людей и ангелов нет непреодолимой пропасти, и что праведник даже способен стать одним из ангелов. Одним из таких праведников некоторые считали праотца Яакова (Израиля):
Тот, кто вещает тебе, я, Иаков и Израиль, ангел Бога и первоначальный дух, и Авраам, и Исаак были созданы прежде какого-либо иного творения. Я, Иаков, прозванный Иаковом людьми, имя же мое – Израиль. Я назван Богом Израилем, человеком, который видит Бога, потому что я – перворожденный всего живущего, всего, что получает свою жизнь от Бога (Молитва Иосифа)
Более того, весь народ Израиля, заключив завет с Богом, стал равным ангелам. Соответственно, если все прочие народы поручены ведению ангелов-хранителей, Израиль пребывает под крылом самого Всевышнего и независимы от ангелов:
Ибо Он освятил Израиля, чтобы он был со всеми Его Ангелами лица, и со всеми Ангелами прославления, и со святыми Его Ангелами. Ибо много народов, и бесчисленны люди, и все принадлежат Ему, и над всеми Он поставил духов вместо Господа, чтобы они отвращали их от Него. Над Израилем же Он никого не поставил господом — ни Ангела, ни духа, но Он единый их Владыка, и Он охраняет их и ведет тяжбы их против Своих Ангелов, и Своих духов, и против всего. И если они будут хранить все Его повеления, то Он благословит их, и они будут Его сынами, и Он будет их Отцом отныне до века (Книга Юбилеев, гл. 15).
Падшие ангелы

Инничен (Южный Тироль), приходская церковь Св. Михаила: фрески, изображающие падение ангелов-бунтовщиков Кристофа Антона Майра (1760)
Инничен (Южный Тироль), приходская церковь Св. Михаила:
фрески, изображающие падение ангелов-бунтовщиков
Кристофа Антона Майра (1760)

Еще одной категорией сверхъестественных существ, регулярно упоминаемых в постбиблейской литературе, являются так называемые падшие ангелы. Похожие легенды были у всех семитских народов. Еврейский извод этой легенды, несомненно, связан с Берешит, 6:1-2:
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».
Первое упоминание у падших ангелах мы находим в Эфиопской книге Еноха, гл. 6 – в дни Яреда некоторые «стражи», соблазнившись красотой земных женщин, сошли на землю на гору Хермон, чтобы осуществить свои нечестивые планы:
И когда сыны человеческие умножились, случилось, что в те дни родились у них прекрасные и миловидные дочери. И ангелы, сыны небесные, увидели их и возгорелись к ним страстью, и сказали один другому: «Придите, давайте выберем себе жен из детей человеческих, и родятся у нас дети». И Семьяза, бывший их лидером, сказал им: «Боюсь, в действительности, вы не согласитесь совершить дело сие, и мне одному придется расплачиваться за этот великий грех». И все они ответили ему и сказали: «Пусть каждый даст клятву, и все обяжем себя взаимными проклятиями не оставлять этот замысел, но совершить сие дело». Затем поклялись они все и обязали сами себя взаимными проклятиями в этом. И всех их было двести; сошедшие в дни Яреда на вершину горы Хермон, и назвали они ее гора Хермон, потому что на ней поклялись они и обязали себя взаимными проклятиями. И вот имена их лидеров: Самлазаз, их лидер, Араклба, Рамеэль, Кокабэль, Тамлэль, Рамлэль, Данэль, Эзекеэль, Баракийал, Асаэль, Армарос, Батарэль, Ананэль, Заклэль, Самсапеэь, Сатарэль, Турэль, Йомйаэль, Сариэль. Вот начальники над десятками их.
Оказавшись на земле, падшие ангелы научили людей колдовству, а также делать оружие, а еще различным женским хитростям, что привело к росту преступности и падению нравов:
И научили их чарам и колдовству, и как прививать деревья и познакомили их с растениями. И Азазэль обучил людей, как делать мечи, и ножи, и щиты, и нагрудные латы, ознакомил их с металлами земными и искусством их обработки, и с браслетами, и украшениями, и с применением сурьмы, и наложением краски на глаза, и со всеми видами драгоценных камней, и со всеми оттенками цветов. И появилось великое нечестие, и блудили они, и сбились они с пути, и развратились во всех путях своих.
Похожая история приводится в книге Юбилеев (гл. 4-5), с той разницей, что там ангелы были посланы на землю, чтобы научить людей законам и справедливости, однако, оказавшись там, не смогли устоять перед соблазном:
Сошли на землю Ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость… И случилось, когда сыны детей человеческих начали умножаться на поверхности всей земли и у них родились дочери, Ангелы Господни увидели в один год этого юбилея, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены, выбрав их из всех; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами. И неправда усилилась на земле, и всякая плоть извратила свой путь, от людей до скота, и до зверей, и до птиц, и до всего, что ходит по земле. Все извратили свой путь и свой порядок, и начали пожирать друг друга. И неправда усилилась на земле, и все помышления разума сынов человеческих сделались столь злыми во всякое время.
В одном из кумранских свитков, Апокрифе книги Бытия, Ламех подозревает, что его жена беременна от одного из падших ангелов: «вот тогда я подумал про себя , что от Стражей это зачатие, либо от святых (существ) оно, или у исполинов».

Падшие ангелы (и их потомки) были наказаны во время всемирного потопа. Однако главное наказание ожидает их в конце дней, в час Страшного суда:

Относительно стражей, пославших тебя ходатайствовать за них, которые прежде находились в небесах, (скажи им):
«Вы были в небесах, но все тайные духи, вышедши, разрушат, не неся наказание – так они будут уничтожать до дня завершения, (дня) великого суда над Стражами, в который этот век окончится, и нечестивые, верно, будут полностью уничтожены».
(Эфиопская книга Еноха, гл. 16)
Одним из падших ангелов считался Сатан. Бог изгнал его из числа Своих слуг, после того, как он отказался поклониться Адаму:
Когда тебя создали, меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в тебя дыхание жизни, и лицо твое было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас) поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот – Адам. Я сделал его в нашем образе и подобии».

И я ответил, «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему, «Почему ты убеждаешь меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я – старше его в Создании, прежде, чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».

И Бог обрушил гнев свой на меня и забрал славу у меня и моих ангелов; и из-за тебя были мы изгнаны из нашей обители в этот мир и сброшены нас на землю. И были мы опечалены, и с тех пор мы стали другими (злыми).
(Житие Адама и Евы, 13:2, 14:3, 16:1-3)
Сатан известен под двумя другими именами, Самаэль и Белиал. Под последним именем он неоднократно фигурирует в Кумранских свитках в качестве главы сил тьмы и непримиримого врага архангела Михаэля.