Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Взлет и падение могущественного королевства Конго в Центральной Африке

Африканский воин

Африканский воин


Между рекой Конго и Атлантическим океаном находится скрытая жемчужина африканской истории: Королевство Конго. Несмотря на свою обширную территорию, охватывающую современные Анголу, Конго и Габон, это могущественное государство остается малоизвестным за пределами Африки. Обладая высокоорганизованной политической системой и развитой экономикой, Королевство Конго веками было доминирующей силой в Центральной Африке. В этой статье мы углубимся в увлекательную историю Королевства Конго, проливая свет на его замечательные достижения и влияние на регион.

Происхождение Королевства Конго

Королевство Конго возникло в конце 14 века вдоль западного побережья Африки и к югу от реки Заир, сегодня известной как река Конго. До этого времени регион находился под контролем нескольких второстепенных королевств.

Согласно традиции Конго, истоки Королевства Конго лежат в Вунгу, маленьком королевстве к северу от реки Конго. Со временем Вунгу расширил свою власть в регионе, пока не достиг Мпембы, одного из других королевств. С годами королевства Вунгу и Мпемба, ныне объединенные, продолжали расширяться.

Нзинга-а-Нкуву Жуан I из Королевства Конго

Нзинга-а-Нкуву Жуан I из Королевства Конго,
правивший с 1470 по 1509 год.


В 1375 году Ними а Нзиме, правитель Вунгу и Мпембы, заключил союз через политический брак с Нсаку Лау, правителем соседней Мбабы. Хотя это началось как простой союз, гарантирующий преемственность правящей линии каждого королевства, со временем его стало больше. На протяжении поколений две семьи начали расширять свои территории под одним и тем же зонтиком.

Эта ситуация в конечном итоге привела к тому, что весь регион был объединен под одним именем и одним правителем, Королевством Конго. Его столица, Мбанза-Конго (или Банза, как его называли местные жители), располагалась на плодородном плато чуть ниже западного конца реки Конго.

С этой богатой отправной точки Конго начало процесс расширения своей территории за счет военных завоеваний. Пик этой экспансии пришелся на 15 и 16 века, когда королевство контролировало более 240 километров (150 миль) побережья, простираясь от реки Конго на севере до реки Куанза на юге.

Работорговля

Королевство Конго зависело от работорговли в своем богатстве. Репрезентативное изображение африканских работорговцев, отправляющихся на невольничий рынок.

Богатство, власть и эксплуатация:
работорговля в Королевстве Конго

С населением более 2 миллионов человек перед королевством стояла сложнейшая задача прокормить своих граждан. Однако плодородные земли королевства были богаты ценными ресурсами, такими как слоновая кость , медь, соль и шкуры крупного рогатого скота, что позволяло народу Конго поддерживать себя за счет торговли.

К сожалению, раннее расширение Королевства Конго также было вызвано темной торговлей людьми. На самом деле считается, что большая часть ранней экспансии королевства была вызвана поиском рабов , захваченных во время военных завоеваний и проданных европейским купцам.

Участие Королевства Конго в работорговле было важным источником богатства и власти для королевства. Одним из самых прибыльных аспектов этой торговли были вращающиеся рынки, которые посещали разные города в определенные дни недели, продавая рабов, привезенных с северных участков реки Конго.

Вся эта торговля велась в особой местной валюте, известной как ракушка нзимбу. Эти снаряды изначально были доставлены с прибрежного острова Луанда, примерно в 240 км (149 миль) от столицы. Раковины начинались как способ хранения богатства и способ измерения стоимости товаров. Однако со временем ракушки стали использоваться больше как монеты и использовались для оплаты товаров и услуг.

Раковины можно было использовать для покупки чего угодно, и они хранились в «денежных горшках» с шагом 40, 100, 250, 400 и 500. Для больших сумм раковины измерялись в фунда (1000 больших раковин), луфуку ( 10 000 ) . и кофо (20 000). Курица обойдется кому-то примерно в 100 ракушек, большинство инструментов стоит около 300, а коза обойдется вам примерно в 2000 ракушек. Рабы были самым дорогим товаром: средняя рабыня стоила около 20 000 раковин, а мужчина - 30 000 раковин.

Дон Альваро, король Королевства Конго, дает аудиенцию голландцам в 1642 году
Дон Альваро, король Королевства Конго,
дает аудиенцию голландцам в 1642 году

Лидерство и Божественная милость
в Королевстве Конго

Королевство Конго возглавлял единственный правитель, известный как нкани. Королевство было разделено на разные области, каждой из которых управлял наместник, назначаемый нкани. В ведении губернатора находились местные чиновники, ответственные за сбор дани, которая выплачивалась правительству в соответствии с численностью населения каждой области.

Однако этой данью были не только лишь ракушки. Такие ресурсы, как слоновая кость, просо, пальмовое вино и шкуры животных, собирались у местных вождей и представлялись королю в столице. Это делалось на массовых ежегодных церемониях, на которых великие и могущественные жители Конго наслаждались экстравагантной церемонией, полной еды и питья.

В обмен на свои подношения местные чиновники получали благосклонность короля, которая, по сути, сводилась к военной защите и приятным подаркам, таким как изысканная еда и одежда, которые не доставались тем, кто фактически платил налоги. В приношениях был также божественный аспект. Считалось, что уплата дани была способом сохранить «божественное благоволение», поскольку царь якобы назначался богами.

Короли Конго выделялись в первую очередь благодаря своим символизмом должности. Они носили особый головной убор, имели царскую табуретку и барабан и носили украшения из драгоценных металлов. Их правление обеспечивалось за счет использования их личной армии, которая состояла из рабов и насчитывала от 16 000 до 20 000 человек в 16 веке.

Подобно королям Европы, правление короля считалось божественным по своей природе. В Королевстве Конго король якобы был прямой связью с духовным миром и считался стражем, защищающим свой народ от стихийных бедствий, болезней и голода. Но, только если его народ платил дань.

Эта вера отразилась в одном из царских титулов, нзамби мпунгу, что означает «высший дух». Чтобы еще больше связать себя с божественным и религиозным наследием Конго, короли, как правило, женились на потомках любимого хранителя святыни, Мани Кабунга , чья история предшествовала Королевству Конго.

Наряду с различными местными чиновниками и губернаторами правительство Королевства Конго состояло из совета дюжины старейшин, которые выступали в качестве советников короля. Все эти старейшины происходили из мвисиконго , аристократии Конго, и принадлежали к старейшим и богатейшим семьям региона.

За пределами этой группы Королевство Конго во многом управлялось как современное правительство. Ключевые посты в правительстве состояли из главного налогового инспектора и его аппарата, начальника юстиции, возглавлявшего полицию, и чиновника, руководившего тем, что считалось почтовой службой.

Те, кто не работал на правительство, были разделены на две группы. Были свободные люди (в основном ремесленники и земледельцы), известные как бабута, и рабы, известные как бабика. Этот класс рабов в основном состоял из военнопленных и должников, которые не могли погасить свои непогашенные обязательства.

Миссионер-капуцин принимается местным правителем в Королевстве Конго

Иллюстрация из мемуаров Бернардино д'Асти, на которой миссионер-капуцин принимается местным правителем в Королевстве Конго, около 1740 года.

Влияние европейских христиан в Королевстве Конго

Первоначальные столкновения с европейскими державами в Африке часто сопровождались насилием и эксплуатацией, поскольку европейские державы стремились расширить свои территории и получить богатство за счет жестокой практики порабощения местного населения. Однако для некоторых групп в Королевстве Конго, таких как бабута, первый контакт с европейцами был более положительным опытом.

Королевство Конго впервые вступило в контакт с португальцами после их колонизации близлежащего острова Сан-Томе и Принсипи примерно в 1470 году нашей эры. Португальцы были крупными игроками в работорговле, и на невольничьих рынках королевства наблюдался массовый бум.

В обмен на своих рабов конголезцы получали предметы роскоши, такие как хлопок, одежда, шелк, глазурованный фарфор, стеклянные зеркала и искусно сделанные инструменты. Опасаясь, что такая роскошь приведет к социальным волнениям, их потребление строго контролировалось королем, и доступ к ним был разрешен только аристократии.

С европейскими торговцами прибыли миссионеры, и несколько королей Конго благополучно обратились в христианство. Первым это сделал король Альфонсо I, правивший с 1506 по 1543 год. Король Альфонсо обратился в христианство после встречи с миссионерами, находившимися в стране с 1491 года. Это обращение было не просто вопросом веры. Римский католицизм, который рекламировали эти миссионеры, сопровождался блестящими церемониями и общением с богатыми европейцами.

Все это способствовало повышению престижа короля в глазах его народа, и поэтому христианство, по сути, было демонстрацией богатства. После обращения Альфонсо католицизм стал официальной религией королевской семьи, а столица была названа Сан-Сальвадор, чтобы отразить его вновь обретенное европейское влияние. Затем Альфонсо создал конголезскую версию католической церкви, оплачивая строительство церквей за счет королевских активов и налогов.

Конечно, обращение глубоко традиционных людей всегда сопряжено с риском, поскольку люди, как правило, привязаны к своим культурным традициям. Альфонсо обошел это, создав свою собственную синкретическую версию христианства с помощью религиозных советников из Португалии. Это означало, что в Конго преподавали особый тип христианства, в котором католические учения и традиции смешивались с местными.

В христианском обращении королевства был также классовый элемент. Поскольку христианство в значительной степени ассоциировалось с европейским богатством, поначалу к обращению поощрялись только высшие классы. Это дало правящему классу еще один способ разграничить классы королевства.

Дом католического священника, сжигающего идолов

Дом католического священника, сжигающего идолов,
Соньо, Королевство Конго, 1740-е гг


Португальцы принесли в Королевство Конго не только свою религию и богатство. Они также принесли европейские технические знания, такие как каменная кладка, столярное дело и животноводство. Наряду с этими навыками они принесли американские культуры, такие как кукуруза, маниока и табак .

Но это было сделано не по доброте душевной Португалии. Все это было попыткой «вестернизировать» Королевство Конго, чтобы оно стало более ценным торговым партнером. Что еще более важно, Португалия хотела, чтобы Конго было как можно теснее связано с ней, чтобы она могла использовать королевство в качестве плацдарма в своих попытках завоевать большие куски Центральной Африки.

Неудивительно, что эти отношения были обречены на разрыв. Португальцы не особенно умели скрывать свои истинные мотивы, и их постоянное политическое и религиозное вмешательство в конечном итоге привело к кровопролитию.

Короли Конго были рады мириться с европейцами, пока отношения были взаимовыгодными. Все пошло не так, когда португальцы стали жадными и начали убивать королей, совершать собственные набеги на рабов, а иногда даже похищать конголезских граждан.

В то же время Португалия пыталась взять под свой контроль прибыльные медные рудники Конго, ввести свои собственные законы и обратить в христианство простых людей (и не только аристократию - факт, который рисковал стереть границы между социальными классами).

Это заставило королей Конго понять, что португальцы не стоят затраченных усилий. Если бы они могли построить свой собственный флот, они могли бы избавиться от португальцев и отправлять свои товары прямо в Европу. Ни одна из сторон больше не доверяла другой. Португальцы поняли, что Конго хочет избавиться от них, а короли Конго поняли, что португальское влияние подрывает их авторитет как истинных правителей Конго.

Банса

Банса, или резиденция короля Конго, и столица Королевства Конго
называлась Сент-Сальвадор или Мбанза-Конго, 1745 год

Упадок Королевства Конго

С середины 16 века дела в Королевстве Конго быстро пошли на спад. Португальцы, уставшие от того, что короли Конго защищают свои собственные интересы, двинулись на юг, в район Ндонго. Эта ссора позже привела к нескольким войнам с португальцами в регионе.

Без португальского дохода короли Конго вскоре столкнулись с внутренними раздорами. У элитного класса королевства развились дорогие иностранные вкусы, а низшие классы устали от постоянно растущих налогов, которые им приходилось платить, чтобы поддерживать эти вкусы. По мере того как власть короля ослабевала, его региональные губернаторы начали отворачиваться от него.

Почему они должны оставаться верными королю и платить ему дань, когда они могут напрямую иметь дело с постоянно растущим числом европейских торговцев? Португальцы, возможно, двинулись на юг, но в регионе все еще было много европейских купцов.

Ситуация в королевстве пошла наперекосяк примерно в 1568 году, когда группа воинов, известных как Джага, атаковала с юга и начала вторжение в Королевство Конго. Вместо того, чтобы дать отпор, усталые, недовольные и перегруженные налогами жители королевства поднялись и присоединились к ним. Королевская семья Конго выжила только благодаря побегу на остров у побережья.

Конго и борьба за Африку 

В этом эпизоде Зейнаб Бадави отправляется в Анголу, ДРК и Конго в Центральной Африке, чтобы рассказать историю великой империи Конго. Она узнает о решающей роли женщин в истории Африки, таких как королева Нзинга, четверть века сражавшаяся с португальцами в 1600-х годах, и несколько десятилетий спустя Кимпа Вита, сожженная заживо после неудачного сопротивления. Почему африканцы не смогли противостоять натиску европейского контроля? Одна почти 100-летняя женщина рассказывает о своих воспоминаниях о бельгийском правлении в Конго во время того, что стало известно как «борьба за Африку».





С этого момента Королевство Конго было раздираемо постоянными гражданскими войнами между различными фракциями, претендующими на трон. Когда некогда великое королевство оказалось на коленях, его соседи начали втыкать сапог. Королевство Конго потерпело поражение от своих южных соседей в битве при Мбвиле, а столица была разграблена и заброшена в 1678 году.

К 1710 году Королевство Конго фактически распалось, а регион был разделен между различными группами торговцев, которые создали свои собственные сообщества и союзы. Хотя было еще несколько королей, они практически не обладали реальной властью, и королевство веками оставалось в состоянии беспорядка. Только в начале 20 века португальцам, которые давно стремились контролировать регион, наконец удалось поглотить его своей колонией в Анголе .

Королевство Конго было поистине замечательной цивилизацией, которая заслуживает признания и памяти за ее значительный вклад в историю и культуру Африки. Его могущественные правители, новаторская экономическая система и уникальное сочетание традиционных верований и христианства сделали его силой, с которой считались в Центральной Африке на протяжении веков.

Хотя Королевство в конце концов пало под давлением извне, его наследие живет в культурах и обществах современных Анголы, Конго и Габона . Изучая историю Королевства Конго, мы можем лучше понять сложность и богатство африканских цивилизаций, а также ущерб, который так часто причиняла западная колонизация.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Robbie Mitchell,
«The Rise and Fall of Central Africa’s Mighty Kingdom of Kongo»