Зубчатая
фасция гиппокампа — область, в которой наблюдалось
появление
новых нервных клеток. Иллюстрация: Jason Snyder / Flickr
|
В эксперименте ученых
пару самцов сажали в клетку, разделенную сеткой на две части. Мыши могли
видеть, слышать и обонять друг друга, но не могли пустить в ход зубы. Каждый
день после обеда сетку убирали, после чего немедленно начиналась драка. Через
несколько минут выявлялся победитель и мышей снова отделяли друг от друга.
Такие эксперименты ученые повторяли несколько дней, а потом перемешивали
грызунов так, чтобы в одной клетке не оказалось двух побежденных или
победителей. Через три недели ротации мышей разделяли на две группы: в одной
триумфаторов отстраняли от стычек, а в другой грызунов продолжали сталкивать
друг с другом.
В параллельных
экспериментах ученые оценивали уровень агрессии животных (их помещали в клетку
с прозрачной перегородкой и засекали время, которое испытуемые проводили у
барьера) и его влияние на поведение: мышей сажали в крестообразный лабиринт, в
котором один коридор был закрыт, а второй представлял собой открытую площадку.
Чем больше времени мыши предпочитали отсиживаться в темном закрытом
пространстве, тем больше их поведение можно было охарактеризовать словами
«избегающий риска».
Все тесты показали, что
опытные самцы, победившие в нескольких драках, ведут себя более агрессивно. Они
чаще подходят к прозрачной загородке и скорее нападают на соперника после
поднятия перегородки-сетки. Если же таким мышам не давали драться какое-то время
до опыта, они становились еще агрессивнее: время перед атакой уменьшалось почти
втрое, а сами драки продолжались дольше. Кроме того, у тех же доминирующих
животных одновременно росла тревожность. Самец, уверенно победивший в
нескольких драках, в лабиринте избегал открытого пространства и предпочитал по
возможности отсиживаться в темноте.
Поступки
меняют мышление: влияние агрессии на мозг
В эксперименте ученые
исследовали влияние агрессии на структуру гиппокампа и миндалины — зон мозга,
связанных с памятью и эмоциями, соответственно (при этом миндалина может быть
вовлечена и в некоторые аспекты памяти — благодаря ей, например, мышь замирает
на том месте, где раньше ее ударило током). Для этого ученые отслеживали
уровень активации гена c-fos, который начинает работать перед любыми
долговременными перестройками в мозге, например при обучении.
Оказалось, что у
победивших животных не только росла агрессия, но еще и увеличивалось количество
новых клеток гиппокампа, а при возможности продолжать драки менялась активность
уже существующих клеток — в них росло количества белка, синтезируемого с гена
c-fos. В миндалине же активность c-fos, наоборот, падала. Такие эффекты
повторились на четырех разных линиях подопытных мышей, что исключает случайное
совпадение и говорит о связи между изменениями в структуре мозга и ростом
агрессии вместе с тревожностью.
Результаты работы, в
которой участвовали исследователи из Института цитологии и генетики РАН, МФТИ,
Лаборатории Колд Спринг Харбор, университета и школы медицины Стони Брук, опубликованы
в журнале Frontiers in Neuroscience.
Психологические и
нейрофизиологические причины агрессии пока до сих пор точно не известны. Так,
ранее новосибирские ученые в своем исследовании пришли к частично
противоположному выводу и связали повышенную агрессивность с гибелью, а не
образованием нервных клеток.