Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Загадочный еврейский гений и задача для немецкого офицера


Об этом человеке существует куда больше легенд, чем достоверных фактов. При жизни о нем писали в израильских газетах «Маарив» (в 1952 году журналист Давид Гильади, дед члена Кнессета Яира Лапида) и «Едиот Ахронот» (в 1964 году всемирно известный писатель Эли Визель, в течение трех лет бывший его учеником в Париже). Кинорежиссер Михаэль Гриншпан, долгое время собирающий по всему миру свидетельства людей, встречавших его, создал по этим материалам интернет-сайт и работает над документальным фильмом.

«Внешне запущенный и оборванный человечек, за которого, на первый взгляд никто бы не дал и гроша», – описывает загадочного господина Шошана Гильади, – «на самом деле – великий эрудит, свободно плавающий в океане Торы, Талмуда, Мидраша, традиционных еврейских толкователей и физико-математических наук. Беседы его околдовывают слушателей, речь течет свободно на множестве языков. Таких людей именуют гениями».

Даже имя этого человека, ведшего жизнь нищего бродяги и оставившего после смерти немалое состояние, до сих пор обеспечивающее поддержку неимущих учащихся ешив, одинаково сведущего в многовековом интеллектуальном наследии иудаизма и в ядерной физике, вызывавшего восхищение крупнейших еврейских философов прошлого века – Андре Нэйера и Эмануэля Левинаса, считавших себя его учениками,–в точности не известно. Его называют то Шошаном, то Бен Шошаном, то Шошани, при этом одни утверждают, что настоящее его имя Гиллель Перельман, а другие – Мордехай Розенбаум. Некоторые считают, что он уроженец Литвы, другие – Северной Африки. Достоверно известно лишь то, что он родился (неизвестно где) в начале 20 века и умер в 1968 году в Уругвае.

«Никто не знает его имени и возраста», – писал Визель. «Быть может, у него и не было имени. Быть может, у него не было и возраста. У него отсутствовали черты, по которым определяют принадлежность человека к той или иной группе. Он часто бесследно исчезал и возникал в совершенно иных местах, по другую сторону границы. Вот он – раввин-чудотворец, вот бизнесмен, вот пророк. Множество раз огибал он земной шар без копейки в кармане, без документов – никто не понимал, каким образом. Он был похож на странника, ставшего шутом».

Среди рассказов, собранных Гриншпаном об этом удивительном человеке, обращают на себя внимание легенды о том, как он спасся в период Холокоста. По одной версии, арестованный нацистами, он заявил допрашивавшему его немецкому офицеру, что он ариец, профессор математики Страсбургского университета. Офицер, смеясь над оборванцем, объявившим себя профессором, заявил: «Вы совершили роковую ошибку. В гражданской жизни я сам был профессором математики». Тогда Шошан предложил ему условие: он задаст ему математическую задачу и, если немецкий профессор не сможет ее решить, то отпустит его, а если решит – может его расстрелять. Вскоре он был отпущен и скрылся в Швейцарии.

Другая легенда еще увлекательнее. Согласно ей, Шошан был арестован немцами в Париже и раздет. Увидев, что он обрезан, нацисты хотели немедленно расправиться с ним, но он объявил себя мусульманином и в доказательство своих слов начал цитировать наизусть Коран в присутствии приведенного для освидетельствования имама.

Представляется особенно значимым свидетельство профессора философии и теологии еврейского университета в Иерусалиме, Шалома Розенберга, который сказал о Шошане: «Я слышал об этом человеке множество легенд и не верил ни одной из них, пока не встретил его лично. После того, как я познакомился с ним, я утверждаю, что, всякий, кто скажет, что хоть одна из этих легенд не могла быть правдой, просто не понимает его величия».

Некод Зингер