Мамми Вата
|
Хозяйка воды Мамми Вата
Во многих западноафриканских странах, от Сенегала до Конго, распространен культ Мамми Вата – «Хозяйки воды». Вероятно, он восходит к традиционным представлениям об антропоморфных духах воды, но нынешняя Мамми Вата далека от образов, характерных для традиционных африканских верований.
Хозяйку воды почитают на океанском побережье. В некоторых странах этот культ является тайным, по крайней мере, о нем не говорят публично, а в других ее почитают открыто. У Мамми Вата рыбий хвост и верхняя половина тела женщины, хотя, встречаются духи воды и в мужском обличье. Обычно она светлокожая, с черными или зелеными глазами и длинными темными волосами. Сопровождает Хозяйку воды большая змея, которую она оборачивает вокруг тела и кладет ее голову себе на грудь. Она может проникать в сны человека и насылать на него лихорадку.
Хозяйку воды почитают на океанском побережье. В некоторых странах этот культ является тайным, по крайней мере, о нем не говорят публично, а в других ее почитают открыто. У Мамми Вата рыбий хвост и верхняя половина тела женщины, хотя, встречаются духи воды и в мужском обличье. Обычно она светлокожая, с черными или зелеными глазами и длинными темными волосами. Сопровождает Хозяйку воды большая змея, которую она оборачивает вокруг тела и кладет ее голову себе на грудь. Она может проникать в сны человека и насылать на него лихорадку.
Мамми Вата
|
Способна Мамми Вата принимать и полностью человеческий облик и в таком виде наведываться на базары (в вечернее время они служат традиционными местами свиданий), а также в бары и ночные клубы. В Нигерии говорят, что Мамми Вата подстерегает мужчин в облике привлекательной проститутки. Своим любовникам она дарует здоровье, удачу и богатство, но взамен требует полной верности и сохранения тайны. Если мужчина нарушит эти требования, Хозяйка воды нашлет на него разнообразные бедствия и в конце концов доведет до смерти. Женщины тоже могут получить покровительство Мамми Вата, но за богиня обычно забирает у них возможность иметь семью (ни один мужчина не задержится с этой женщиной надолго) или способность к деторождению.
Как пишет В. Ю. Саркисова-Куаме в статье*, посвященной культу Мамми Вата в Кот-д’Ивуаре, человек, жаждущий богатства, может попытаться встретиться с Мамми Вата по собственной инициативе. Для этого он должен обратиться к особому знающему человеку, которого называют «специалистом по русалкам» (le spécialiste des sirènes). Считается, что в этот момент богиня уже знает о его намерении и, если человек передумает, сумеет заставить его проделать ритуал.
___________________________
Как пишет В. Ю. Саркисова-Куаме в статье*, посвященной культу Мамми Вата в Кот-д’Ивуаре, человек, жаждущий богатства, может попытаться встретиться с Мамми Вата по собственной инициативе. Для этого он должен обратиться к особому знающему человеку, которого называют «специалистом по русалкам» (le spécialiste des sirènes). Считается, что в этот момент богиня уже знает о его намерении и, если человек передумает, сумеет заставить его проделать ритуал.
___________________________
* В. Ю. Саркисова-Куаме. «Хозяйка воды» Мамми Вата (Кот-д’Ивуар) //
Африканский сборник — 2015 / Отв. ред. А.Ю. Желтов. СПб.: МАЭ РАН, 2015
__________________________
Ночью на берегу моря «специалист по русалкам» обмазывает человека ароматическими маслами и вешает на него амулеты в виде раковин, читая при этом заклинания. В жертву приносят курицу или другое животное, кровь которого должна попасть в воду моря. Знаком присутствия богини становится ветер с моря, который постепенно усиливается. Специалист в этот момент должен отойти в сторону, продолжая читать заклинания на расстоянии. Наконец, из воды появляется большая трехголовая змея, которая шипит и пытается напасть на стоящего человека. Считается, что благодаря амулетам она не сможет нанести ему вред, но если тот не выдержит и убежит, то вскоре сойдет с ума или ослепнет. Человек должен, глядя змее в глаза, сказать вслух, что желает разбогатеть, а затем пожертвовать богини часть своего тела: глаз, мизинец, волосы, иногда – половой орган. В некоторых случаях в жертву приносят своего ребенка или еще не рожденных детей (тогда у участника ритуала пропадает способность к деторождению или же все его дети будут рождаться мертвыми).
После этого человек возвращается домой, где он должен соорудить алтарь Мамми Вата, в виде накрытого скатертью стола, на котором ставится изображение богини, а также цветы, флаконы духов, курильницы с благовониями, бутылки со сладкими напитками, расчески и зеркальца. Богиня в ответ по ночам посылает к нему в дом большого питона, который обычно, по словам ивуарийцев, вылезает из унитаза. Питон выплевывает деньги и золото. Принесенное им нужно потратить за один день, все равно в следующую ночь он явится с новой порцией. Раз в три или пять лет богиня требует возобновления договора, причем в жертву ей потребуется принести что-то более ценное, чем в предыдущий раз. Если человек нарушит договор, он и его семья умрут. Жители Кот-д’Ивуара часто считают, что внезапно разбогатевшие люди заключили договор с Мамми Вата, считает подтверждением этого какой-либо физический дефект у этих богачей.
Мамми Вата любит разрушать семьи, губя мужчин или заставляя их пуститься в загул. Если в Кот-д’Ивуаре пропадает или тонет молодой мужчина, говорят, что его забрала Мамми Вата. Если мужчина бросает семью, то тут тоже винят хозяйку воды. Еще одно ивуарийское поверье говорит, что в ноябре пропадает особенно много детей. Причина этому – зависть Мамми Вата к счастливым матерям, так как когда-то давно у ноябре у Хозяйки воды пропал единственный сын. С тех пор она в этом месяце заманивает в воду встреченных ею детей. Чтобы оградить их от опасности, матери наносят на их лица пятна белой глины.
Существует много вариантов имени хозяйки воды: Mami Wata, Mawu-Lisu (Бенин), Maame Water (Гана), Kuitikuiti, Mboze, Makanga, Bunzi, Kambizi (Конго), La Sirène, Madame Poisson, Mamba Muntu (ДР Конго), Mmuommiri, Obanamen (Нигерия). После веков работорговли, когда многие жители Западной Африки оказались в Новом Свете, туда переместилась и Хозяйка Воды. Ее почитают в Южной Америке и на островах Вест-Индии. Обычно ее называют «Мать воды» (Maman de l'Eau или Madre de agua), встречаются также имена Maman Dlo, Mama Glo (Гваделупа, Доминика, Тринидад и Тобаго), Mamadilo (Французская Гвиана), Mamadjo (Гренада), Watramama (Гайана), La Sirène, La Baleine (Гаити), River Mama, River Maiden (Ямайка), Lamanté (Мартиника).
Мамми Вата часто отождествляют с гаитянской Симби (Simbi) и бразильской и кубинской Йеманжой (Yemanja), хотя отдельные черты этих божеств сильно отличаются. Например, Йеманжа покровительствует беременным женщинам, охраняет детей и семью, а Мамми Вата, как мы видели, любовью к детям не отличается.
По наиболее вероятной версии имя Мамми Вата означает «Матушка (Бабушка) воды» и происходит из одного из западноафриканских пиджинов на английской лексической основе. Однако в Кот-д’Ивуаре популярна народная этимология, которая связывает имя Мамми Вата с выражением amuiê ata на языке мина, распространенном на юго-востоке Того и юге Бенина. Означает оно «я сжимаю ноги». Рассказывают, что выражение связано с ритуалом, помогающим женщинам зачать ребенка. Он проводится на берегу моря и жрец во время ритуала просит женщину повторять данную фразу, что семя, которое богиня вкладывает в утробу женщины, не вытекло. Данная версия маловероятна не только по лингвистическим причинам, но и в связи с тем, что для Мамми Вата совсем не свойственно помогать желающим забеременеть.
После этого человек возвращается домой, где он должен соорудить алтарь Мамми Вата, в виде накрытого скатертью стола, на котором ставится изображение богини, а также цветы, флаконы духов, курильницы с благовониями, бутылки со сладкими напитками, расчески и зеркальца. Богиня в ответ по ночам посылает к нему в дом большого питона, который обычно, по словам ивуарийцев, вылезает из унитаза. Питон выплевывает деньги и золото. Принесенное им нужно потратить за один день, все равно в следующую ночь он явится с новой порцией. Раз в три или пять лет богиня требует возобновления договора, причем в жертву ей потребуется принести что-то более ценное, чем в предыдущий раз. Если человек нарушит договор, он и его семья умрут. Жители Кот-д’Ивуара часто считают, что внезапно разбогатевшие люди заключили договор с Мамми Вата, считает подтверждением этого какой-либо физический дефект у этих богачей.
Мамми Вата
|
Возможен и более мягкий вариант. Ночью на пляж надо принести цветы и другие дары для богини, набрать в рот несладкого сгущенного молока, затем часть проглотить, а часть выплюнуть в морскую воду. Затем изложить свою просьбу и вылить в море остаток молока. После этого следует отправиться домой, не оборачиваясь и ни с кем не разговаривая. Считается, что Мамми Вата явится во сне и даст ответ.
Распространено поверье, что женщины, ставшие адептами Мамми Вата, способны приворожить любого мужчину. Но для мужчин это весьма опасно. «Дочери Хозяйки воды» часто убивают своих любовников, чтобы отдать их душу Мамми Вата, или же стремятся родить от них ребенка и принести его в жертву богини (для этого Мамми Вата, в принципе не любящая деторождения у своих поклонников, возвращает им способность рожать). Есть и рассказы о магических приемах, которые может использовать такой мужчина, чтобы обратить ситуацию в свою пользу. Для этого нужно во время полового акта постучать «дочь Хозяйки воды» по спине или закопать на линии прибоя сырое яйцо, а затем в полночь заняться любовью на этом месте. Тогда богиня поможет получить богатство.
Распространено поверье, что женщины, ставшие адептами Мамми Вата, способны приворожить любого мужчину. Но для мужчин это весьма опасно. «Дочери Хозяйки воды» часто убивают своих любовников, чтобы отдать их душу Мамми Вата, или же стремятся родить от них ребенка и принести его в жертву богини (для этого Мамми Вата, в принципе не любящая деторождения у своих поклонников, возвращает им способность рожать). Есть и рассказы о магических приемах, которые может использовать такой мужчина, чтобы обратить ситуацию в свою пользу. Для этого нужно во время полового акта постучать «дочь Хозяйки воды» по спине или закопать на линии прибоя сырое яйцо, а затем в полночь заняться любовью на этом месте. Тогда богиня поможет получить богатство.
Мамми Вата
|
Существует много вариантов имени хозяйки воды: Mami Wata, Mawu-Lisu (Бенин), Maame Water (Гана), Kuitikuiti, Mboze, Makanga, Bunzi, Kambizi (Конго), La Sirène, Madame Poisson, Mamba Muntu (ДР Конго), Mmuommiri, Obanamen (Нигерия). После веков работорговли, когда многие жители Западной Африки оказались в Новом Свете, туда переместилась и Хозяйка Воды. Ее почитают в Южной Америке и на островах Вест-Индии. Обычно ее называют «Мать воды» (Maman de l'Eau или Madre de agua), встречаются также имена Maman Dlo, Mama Glo (Гваделупа, Доминика, Тринидад и Тобаго), Mamadilo (Французская Гвиана), Mamadjo (Гренада), Watramama (Гайана), La Sirène, La Baleine (Гаити), River Mama, River Maiden (Ямайка), Lamanté (Мартиника).
Мамми Вата часто отождествляют с гаитянской Симби (Simbi) и бразильской и кубинской Йеманжой (Yemanja), хотя отдельные черты этих божеств сильно отличаются. Например, Йеманжа покровительствует беременным женщинам, охраняет детей и семью, а Мамми Вата, как мы видели, любовью к детям не отличается.
По наиболее вероятной версии имя Мамми Вата означает «Матушка (Бабушка) воды» и происходит из одного из западноафриканских пиджинов на английской лексической основе. Однако в Кот-д’Ивуаре популярна народная этимология, которая связывает имя Мамми Вата с выражением amuiê ata на языке мина, распространенном на юго-востоке Того и юге Бенина. Означает оно «я сжимаю ноги». Рассказывают, что выражение связано с ритуалом, помогающим женщинам зачать ребенка. Он проводится на берегу моря и жрец во время ритуала просит женщину повторять данную фразу, что семя, которое богиня вкладывает в утробу женщины, не вытекло. Данная версия маловероятна не только по лингвистическим причинам, но и в связи с тем, что для Мамми Вата совсем не свойственно помогать желающим забеременеть.
Мамми Вата
|
Еще одна версия популярна среди образованных ивуарийцев. Они полагают, что Мамми Вата – это измененное имя Maa Uati, древнеегипетской богини истины, справедливости и плодородия. Предположение, что культура Западной Африки берет начало в древнем Египте, первым высказал этнограф и администратор колонии Кот-д’Ивуар Морис Делафосс, в 1900 году написавший книгу «О вероятных следах египетской цивилизации и людей белой расы в Кот-д’Ивуаре». В начале 1960-х египетская версия происхождения культур Тропической Африки стала популярной в связи с подъемом национального самосознания и в частности работами сенегальского ученого Шейка Анта Диопа, которые оказали большое влияние на восприятие африканцами своей культуры. В целом причиной появления обеих народных этимологий имени Мамми Вата стало негативное восприятие современными африканцами идеи о связи имени местной богини с языком европейцев, в чем видится посягательство на африканское культурное наследие.
Однако европейское влияние проявилось не только в имени богини, но и в некоторых ее внешних чертах. Чтобы узнать об этом, нам предстоит перенестись далеко на север – в Париж.
18 февраля 1887 года зрители знаменитого варьете «Фоли-Бержер» впервые увидели запоминающийся номер – «индийская заклинательница змей». Эффектная женщина выступала на сцене с восьмью огромными удавами. Афиши сообщали, что прибыла актриса из Индии, ранее выступала в Америке в цирке Барнума, а зовут ее Нала Дамаянти. Впрочем, ходили слухи, что на самом деле она уроженка Калимантана или даже островов Самоа. Если же поклонники актрисы смогли бы раздобыть газеты, освещавшие ее выступления в США, они бы еще больше запутались. Например, в интервью одной из газет Атланты она утверждала, что родилась «в одном из французских поселений в Иудее». А когда в 1894 году Нала Дамаянти отправилась на гастроли в Лондон, газеты писали, что она происходит из Индии, из Пондишери.
Псевдоним Нала Дамаянти составлен из имен героев вставного рассказа «Махабхараты»: царя Наля и его жены Дамаянти. О реальной биографии этой женщины известно немного. В 1887 году газета Le Gaulois писала, что на самом деле заклинательницу змей зовут Эмилия Пупон (Emilie Poupon), а родилась она в городе Нантей, что в департаменте Юра, 4 июля 1861 года. В возрасте двадцати лет Эмилия попала в Санкт-Петербург, где работала гувернанткой во французской семье. Там она познакомилась с цирковым канатоходцем по фамилии Палмер, который и предложил ей выступать на арене в номере со змеями. В 1885 году она отправилась в Америку. Спустя какое-то время она разорвала отношения с Палмером, который был не только ее мужем, но и антрепренером, и стала выступать самостоятельно. Палмер же счел, что обладает правами на номер и псевдоним, поэтому обучил другую актрису выступать со змеями, и с тех пор в Америке и Европе было две разных Налы Дамаянти. Американская Дамаянти выступала как минимум до 1894 года, а в некрологе Палмера, который умер два года спустя, он был назван «мужем Налы Дамаянти».
Сообщают, что раскрыть псевдоним Эмилия Пупон была вынуждена из-за судебного иска, в котором истец ошибочно принял ее за другую женщину. Дополнительные сведения есть в воспоминаниях Карла Гагенбека, его сына Лоренца и людей из их окружения. Там упоминается торговец экзотическими животными по фамилии Брайтвизер, который часто поставлял зверей в зоопарк Гагенбека. Однажды он привез с собой в Гамбург не только животных, но и жену. Примерно в 1880 году она начала выступать с номером заклинательницы змей под псевдонимом Маладаматьяуте. Гагенбек в автобиографии называет ее уроженкой Прованса, но на афишах писали Die samoanische Schlangenbändigerin Maladamatjaute «Самоанская заклинательница змей Маладаматьяуте». Потом она ставила Брайтвизера и вышла замуж за циркового артиста, вместе с которым создала обновленный номер, полюбившийся зрителям. Затем она с мужем отправилась в Америку. Гагенбек упоминает, что у нее была необычайно изящная фигура, с большими, привлекательными темными глазами и необыкновенно длинные темные волосы.
Нала Дамаянти пользовалась большой популярностью и в цирке Барнума, и в «Фоли-Бержер». Афиши с ее изображением расходились еще шире. Не позже 1887 года они появились в Нигерии. Соблазнительная женщина, с длинными черными волосами, прижимающая змею к груди, видимо, произвела впечатление на жителей Африки, и вскоре в африканских колониях стали рисовать собственные картины с такой героиней. Ее быстро отождествили с богиней Мамми Вата. Возможно, змея в качестве постоянного атрибута богини появилась именно благодаря этим афишам.
В 1960-е годы картины с изображением Мамми Вата стали часто рисовать художники Конго. Несколько таких картин из коллекции Королевского музея Центральной Африки под Брюсселем стали иллюстрациями нашего рассказа.
В заключение следует упомянуть, что Эмилия Пупон – Нала Дамаянти вдохновила не только африканских художников. В 1907 году Анри Руссо представил на пятом осеннем Салоне в Париже картину «Заклинательница змей». Таинственная темнокожая женщина с длинными волосами, свирелью и змеей на шее, по мнению некоторых историков, появилась на его картине благодаря увиденным ранее выступлениям Налы Дамаянти.
Максим Руссо
Однако европейское влияние проявилось не только в имени богини, но и в некоторых ее внешних чертах. Чтобы узнать об этом, нам предстоит перенестись далеко на север – в Париж.
Заклинательница змей Нала Дамаянти
18 февраля 1887 года зрители знаменитого варьете «Фоли-Бержер» впервые увидели запоминающийся номер – «индийская заклинательница змей». Эффектная женщина выступала на сцене с восьмью огромными удавами. Афиши сообщали, что прибыла актриса из Индии, ранее выступала в Америке в цирке Барнума, а зовут ее Нала Дамаянти. Впрочем, ходили слухи, что на самом деле она уроженка Калимантана или даже островов Самоа. Если же поклонники актрисы смогли бы раздобыть газеты, освещавшие ее выступления в США, они бы еще больше запутались. Например, в интервью одной из газет Атланты она утверждала, что родилась «в одном из французских поселений в Иудее». А когда в 1894 году Нала Дамаянти отправилась на гастроли в Лондон, газеты писали, что она происходит из Индии, из Пондишери.
Афиша
Налы Дамаянти
|
Сообщают, что раскрыть псевдоним Эмилия Пупон была вынуждена из-за судебного иска, в котором истец ошибочно принял ее за другую женщину. Дополнительные сведения есть в воспоминаниях Карла Гагенбека, его сына Лоренца и людей из их окружения. Там упоминается торговец экзотическими животными по фамилии Брайтвизер, который часто поставлял зверей в зоопарк Гагенбека. Однажды он привез с собой в Гамбург не только животных, но и жену. Примерно в 1880 году она начала выступать с номером заклинательницы змей под псевдонимом Маладаматьяуте. Гагенбек в автобиографии называет ее уроженкой Прованса, но на афишах писали Die samoanische Schlangenbändigerin Maladamatjaute «Самоанская заклинательница змей Маладаматьяуте». Потом она ставила Брайтвизера и вышла замуж за циркового артиста, вместе с которым создала обновленный номер, полюбившийся зрителям. Затем она с мужем отправилась в Америку. Гагенбек упоминает, что у нее была необычайно изящная фигура, с большими, привлекательными темными глазами и необыкновенно длинные темные волосы.
Нала Дамаянти пользовалась большой популярностью и в цирке Барнума, и в «Фоли-Бержер». Афиши с ее изображением расходились еще шире. Не позже 1887 года они появились в Нигерии. Соблазнительная женщина, с длинными черными волосами, прижимающая змею к груди, видимо, произвела впечатление на жителей Африки, и вскоре в африканских колониях стали рисовать собственные картины с такой героиней. Ее быстро отождествили с богиней Мамми Вата. Возможно, змея в качестве постоянного атрибута богини появилась именно благодаря этим афишам.
В 1960-е годы картины с изображением Мамми Вата стали часто рисовать художники Конго. Несколько таких картин из коллекции Королевского музея Центральной Африки под Брюсселем стали иллюстрациями нашего рассказа.
Анри Руссо «Заклинательница змей»
(1907)
|
Максим Руссо