Жак
Фреско в собственной мастерсткой
|
«Я
предпочту дать клятву верности планете Земля и
всему живому на ней».
Жак Фреско
Жак Фреско является патриархом американской футурологической архитектурно-дизайнерской школы, влиятельным общественным деятелем, философом, директором и основателем всемирно известного проекта «Венера». Жак Фреско производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог родился в Нью-Йорке, США, в 1915 году. До второй мировой войны работал в социальном центре реабилитации, где впервые столкнулся с проблемами Великой Депрессии, наркомании и социальным неравенством в США.
Разочаровавшись в «американской мечте» он отправился изучать уклад жизни аборигенов на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался, жил с туземцами и наблюдал, как они используют выловленную рыбу вместо денег.
После второй мировой войны он окончательно осознал, что достижения науки и техники должны быть направлены правительством США не на бесконечную гонку вооружения, а на созидательные цели на глобальном уровне ради справедливости и выживания всего человечества.
Он пришел к идее нового технократического общественного строя, который оказался идейно близок к утопическому коммунизму и частично к анархизму. Согласно этому строю практика распределения природных ресурсов через денежно-кредитные методы, по его мнению, не уместна и неэффективна, поскольку приводит к сильному расслоению, появлению очень богатых и очень бедных в обществе и, в конце концов, ставит проблему выживания людей на планете.
Разочаровавшись в «американской мечте» он отправился изучать уклад жизни аборигенов на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался, жил с туземцами и наблюдал, как они используют выловленную рыбу вместо денег.
После второй мировой войны он окончательно осознал, что достижения науки и техники должны быть направлены правительством США не на бесконечную гонку вооружения, а на созидательные цели на глобальном уровне ради справедливости и выживания всего человечества.
Он пришел к идее нового технократического общественного строя, который оказался идейно близок к утопическому коммунизму и частично к анархизму. Согласно этому строю практика распределения природных ресурсов через денежно-кредитные методы, по его мнению, не уместна и неэффективна, поскольку приводит к сильному расслоению, появлению очень богатых и очень бедных в обществе и, в конце концов, ставит проблему выживания людей на планете.
Рекламный
плакат Проекта Венера
|
Для того чтобы кардинально исправить это положение он предложил свой утопический технократический проект – «Венера».
Проект «Венера» разработанный Жаком Фреско получил мировую известность и признание публики в 2008 году после выхода нашумевшего фильма «Дух времени: Приложение». На создание грандиозного масштабного комплексного футурологического проекта у Фреско ушло около 30 лет, поскольку он начал создавать его еще в 1975 году. Основной целью проекта является качественное преобразование общества с помощью научного метода и повсеместного внедрения новейших технологий, заботясь об окружающей среде и учитывая интересы каждого живущего на Земле человека.
Проект «Венера» разработанный Жаком Фреско получил мировую известность и признание публики в 2008 году после выхода нашумевшего фильма «Дух времени: Приложение». На создание грандиозного масштабного комплексного футурологического проекта у Фреско ушло около 30 лет, поскольку он начал создавать его еще в 1975 году. Основной целью проекта является качественное преобразование общества с помощью научного метода и повсеместного внедрения новейших технологий, заботясь об окружающей среде и учитывая интересы каждого живущего на Земле человека.
План
образцового Города-сада
|
Фактически спустя столетия, после появления «Новой Атлантиды» Френсиса Бэкона в 1627 году, Жак Фреско явил миру свою обновленную модель технократической утопии начала 21 века, которую погрузил в зеленые сады и водоемы, обеспечил новыми видами транспорта, господством робототехники, предложил новую философию потребления и сбережения энергоресурсов, придумал самовозводимые жилые структуры.
Однако его технократический проект фактически повторяет на новом витке развития человечества эмпирические попытки Бэкона, который первым сформулировал, что путь к социальному благу, всеобщему благу и справедливости достигается развитием средств техники и их эффективным использованием.
Бэкон в своем труде описывал:
Экономически и социально Фреско смело предложил отказаться от власти денег и, перейдя к эффективному использованию природных ресурсов перейти к глобальному демократическому равенству. Его взгляды близкие к утопическому коммунизму открывают по существу новый путь к построению нового общества планетарного масштаба в интересах всех жителей Земли.
Однако его технократический проект фактически повторяет на новом витке развития человечества эмпирические попытки Бэкона, который первым сформулировал, что путь к социальному благу, всеобщему благу и справедливости достигается развитием средств техники и их эффективным использованием.
Бэкон в своем труде описывал:
«Таинственные процессы, совершающиеся при помощи башен высотой до полумили; об искусственных водоемах и источниках; о камерах наполненных целебным воздухом и лечебных бассейнах; о методах дающих невиданные урожаи; об искусственной жаре и свете, превосходящих солнечные; о передаче изображений и звука на любые расстояния; о полетах и плавании под водой».По задумке Жака его «техно-рай» на Земле будет строиться с помощью самовозводимых структур, огромных машин-роботов собирающих здания как гигантский конструктор и новых строительных технологий, использующих память формы. В этом аспекте Фреско, сумел даже предвидеть появление строительных 3-D принтеров.
Экономически и социально Фреско смело предложил отказаться от власти денег и, перейдя к эффективному использованию природных ресурсов перейти к глобальному демократическому равенству. Его взгляды близкие к утопическому коммунизму открывают по существу новый путь к построению нового общества планетарного масштаба в интересах всех жителей Земли.
Макет
технократического Города-сада
|
Не вступая в спор с его утопическими философскими взглядами, отмечу очевидные архитектурные преимущества проекта. Его интересные Морские города, где он как дальновидный футуролог и опытный инженер-технолог предложил миру использовать обширные водные пространства для того, чтобы решить проблему перенаселенности и тесноты современных мегаполисов и перейти к новому виду морской урбанистики. Это градостроительное направление выглядит особенно перспективно в связи с грядущим подъемом уровня мирового океана и переселением огромного числа людей вследствие глобального потепления.
Вызывает уважение и симпатию тот высокий технический уровень, с которым выполнен комплексный проект! Современным российским архитекторам-футурологам есть чему у него поучиться. По моему мнению, именно таким образом должны выстраиваться и презентоваться подобные футуристические мегапроекты.
Вызывает интерес и тот аспект, что авторы проекта «Венера» поставили цель не просто комплексно проработать широкий спектр технологических решений и новаций, а построить экспериментальный, исследовательский город, который позволит протестировать планы и технические идеи проекта в натуре. По их замыслу возведенный город должен стать экспериментальной научной площадкой для получения новых знаний и практического опыта.
Вызывает уважение и симпатию тот высокий технический уровень, с которым выполнен комплексный проект! Современным российским архитекторам-футурологам есть чему у него поучиться. По моему мнению, именно таким образом должны выстраиваться и презентоваться подобные футуристические мегапроекты.
Вызывает интерес и тот аспект, что авторы проекта «Венера» поставили цель не просто комплексно проработать широкий спектр технологических решений и новаций, а построить экспериментальный, исследовательский город, который позволит протестировать планы и технические идеи проекта в натуре. По их замыслу возведенный город должен стать экспериментальной научной площадкой для получения новых знаний и практического опыта.
Фрагмент
макета Города-сада
|
Однако, не смотря на этот позитив, вызывают удивление и недоумение в проекте, следующие моменты:
- Присущий американцам размах рекламы и следующий за этим мировой сбор финансовых средств для оказания помощи в строительстве пилотного проекта Идеального города-сада. Не станет ли этот мегапроект в конечном итоге очередной общественной аферой и финансовой пирамидой?
- Провозглашенный в проекте «китайский» контроль за будущей рождаемостью жителей техно-комунн и упование на то, что все будет безупречно экологически чисто, кибернетически разумно, а будущие жители все будут довольны равенством и братством.
- Распределение нормативного жилья, комфортных районов города, ультрасовременных видов транспорта, повышенного благоустройства и т.д. будет находиться под чьим контролем, если в городе-государстве будут прекращены привычные товарно-денежные отношения?
- Каким образом в этом городе люди будут работать, зарабатывать деньги, содержать всю инфраструктуру, интегрироваться с остальным миром?
- Может это будет уникальный показательный курорт-резервация, где господствует натуральное хозяйство?
- Возможно, ли сегодня выстроить подобный изолированный экспериментальный рай похожий на «остров Туамоту», где Фреско стажировался в молодости, если мы живем в эпоху глобализации и Интернета?
- Видимо Фреско надеется, что весь мир, наконец, увидит чудесные преимущества его модели развития и начнет перестраиваться под его влиянием?
Площадь
в технократическом раю
|
Глядя на этот проект, мне вспоминается еще одна хрестоматийная утопия «Город Солнца» монаха Томазо Кампанелла 1623 года. В котором:
«Продолжение рода стало государственной функцией – ведомству Любви подлежало деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Дома, спальни, кровати и все необходимое было общим. Все принимали участие в общественно необходимом труде, разумное распределение труда позволило сократить его до 4 часов, остальное время жители проводили в приятных занятиях науками, чтении, собеседованиях и прогулках. Еду для коллективных трапез заказывали врачи, а дети, не знающие родителей, воспитывались и обучались совместно…»
По планировочной структуре его экспериментальный Город-сад также сильно напоминает «Город Солнца» Томазо Кампанелла.
Жак Фреско видимо намеренно выбрал круглую форму для своего образцового Города-сада с радиальными и кольцевыми улицами, чтобы подчеркнуть эстетическую преемственность идеалам организованного общежития предыдущих эпох.
Символический
Земной шар-центр глобального равенства
|
В центре города-комунны он расположил вместо традиционного храма, который «прекрасен круглой формой», здание в виде огромной модели Земного шара, образно намекая на новую «религию» планетарного мышления. И даже, несмотря на очевидную аналогию и мои опасения в очередном социальном пророческом заблуждении о всеобщем равенстве и братстве, распределительной уравниловке под руководством кибернетического разума Проект «Венера» заслуживает самого пристального внимания и изучения, поскольку на сегодняшний день является самой разработанной с технической точки зрения архитектурной вылазкой в будущее.
Строительство
домов для техно-коммунн
|
Гигантские
машины-роботы собирают здания
|
Строительство
здания из готовых жилых модулей
|
Строительство
здания из готовых жилых модулей
|
Самовозводимые
жилые структуры с памятью формы
|
Комбинированная
жилая структура с озелененной крышей и аэродромом
|
Идеальный
морской город Жака Фреско
|
Морские
фермы
|
Строительство
морских поселений
|
Морская
база переселенцев
|
Морская
комунна с пешеходным бульваром на крышах
|
Скижали-Вейс Артур,