Мехенди (mehandi), а также менди, мехнди или минди - это искусство росписи тела узорами из хны, история которого насчитывает много столетий. Менди в отличие от татуировки является временным украшением тела, но держится значительно дольше (до трёх недель) нежели краска или другие способы рисования по телу. Наиболее распространена в арабских странах, Индии, Северной Африке и Индонезии.
Точное место происхождения мехенди неизвестно, поскольку на протяжении веков искусство росписи хной путешествовало по разным странам и континентам, принимая различные формы в соответствии с традициями и культурой разных народов. Некоторые считают, что мехенди зародилось в Индии, другие утверждают, что в Индию мехенди попало только лишь в 12 веке.
Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что искусство росписи хной берет свое начало еще в Древнем Египте. Там знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. На Востоке и в Средней Азии с той же целью использовали хну мужчины. Они достигли большого искусства в ее применении. Хной красили волосы, ногти, кожу. Изображения были достаточно сложными, в основном имели растительный или абстрактный характер.
Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что искусство росписи хной берет свое начало еще в Древнем Египте. Там знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. На Востоке и в Средней Азии с той же целью использовали хну мужчины. Они достигли большого искусства в ее применении. Хной красили волосы, ногти, кожу. Изображения были достаточно сложными, в основном имели растительный или абстрактный характер.
Изначально использование пасты из хны с ароматическими маслами могли позволить себе только люди из богатых и знатных семей. Однако прошло совсем немного времени, и их примеру последовали даже самые бедные слои общества. Причиной этому была общедоступность порошка хны. Египетские женщины покрывали татуировкой часть лица и подбородок, мужчины «носили» на висках изображения удода.
В Индии и Средней Азии использовали порошок только из натуральной хны. А жители Северной Африки часто смешивали его с древесным углем или сажей. От этого татуировка становилась значительно темнее, а иногда и совсем черной.
В течение пяти тысяч лет женщины Индии и Ближнего Востока использовали хну как средство украшения. Индийские женщины украшали свои руки и ноги специальными узорами, искусство нанесения которых со временем превратилось в одну из самых узнаваемых примет Индии.
В Индии и Средней Азии использовали порошок только из натуральной хны. А жители Северной Африки часто смешивали его с древесным углем или сажей. От этого татуировка становилась значительно темнее, а иногда и совсем черной.
В течение пяти тысяч лет женщины Индии и Ближнего Востока использовали хну как средство украшения. Индийские женщины украшали свои руки и ноги специальными узорами, искусство нанесения которых со временем превратилось в одну из самых узнаваемых примет Индии.
Самыми большими мастерицами в этом искусстве были женщины Раджастана, из плодородных долин, расположенных к юго-западу от Дели. Они умело раскрашивали свои ладони и пальцы, а также ступни и пальцы ног. Искусство мехенди занимает важное место в индийской культуре. Обычаи, связанные с употреблением хны, встречаются еще в 4 веке. Это искусство имеет много названий - мехенди, менди, камфир, кофер.
С древних времен био-татуировками разрисовывали невесту накануне свадьбы. Опытные родственницы с помощью тонких деревянных или металлических палочек, вручную выводя замысловатые узоры на руках и ногах, посвящали ее в тайны брачных уз. Кстати, на ладонях и стопах краска сохраняется дольше всего, поскольку в этих местах кожа суше и тоньше.
Традиционный рисунок настолько сложен и замысловат, что работать над ним приходилось несколько дней. Но чем изящнее получался рисунок, тем больше невеста была посвящена в тайны эротики. А от устойчивости татуировки зависела длительность праздника у новобрачной. По индийской традиции, до тех пор, пока на теле новобрачной держалась свадебная тату, девушка освобождалась от всех повседневных хлопот и обязанностей.
С древних времен био-татуировками разрисовывали невесту накануне свадьбы. Опытные родственницы с помощью тонких деревянных или металлических палочек, вручную выводя замысловатые узоры на руках и ногах, посвящали ее в тайны брачных уз. Кстати, на ладонях и стопах краска сохраняется дольше всего, поскольку в этих местах кожа суше и тоньше.
Традиционный рисунок настолько сложен и замысловат, что работать над ним приходилось несколько дней. Но чем изящнее получался рисунок, тем больше невеста была посвящена в тайны эротики. А от устойчивости татуировки зависела длительность праздника у новобрачной. По индийской традиции, до тех пор, пока на теле новобрачной держалась свадебная тату, девушка освобождалась от всех повседневных хлопот и обязанностей.
В Индии особой популярностью пользуются ажурные этнические узоры, а также изображения цветка лотоса, павлина, слона с поднятым хоботом (это символ удачи). В арабских странах отдают предпочтение растительным орнаментам (ими украшают ладони и ступни). У жителей североафриканских государств в почете геометрические узоры: у берберов - в виде коротких прямых черточек, точек, кружочков; у марокканцев - в виде ромбов, треугольников, кривых линий и т. п.
Менди - это не только украшение, но и символ, и ритуальный обряд, и талисман. Повседневные рисунки просты и незамысловаты, но на торжества и праздники женщины покрывают свое тело причудливыми цветами и лепестками и дивными арабесками. Традиционно тело невесты покрывают затейливым рисунком из хны, а оставшийся порошок закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа. В Марокко беременные женщины покрывали щиколотки узорами, чтобы защитить дитя от сглаза.
На хинди слово «хна» звучит как «менди». Хну, которая используется для механди, получают из листьев хинного дерева (на латыни оно называется Lawsonia inermis), произрастающего в зонах жаркого и сухого климата. Хна распространена во многих странах Северной Африки и Среднего Востока. В основном выращивается в Иране, Пакистане, Индии, Судане, Непале, Египте, в южной части Китая и на острове Шри-Ланка. Стреловидные листья хинного дерева собирают, сушат, а затем измельчают в мелкий порошок.
Менди - это не только украшение, но и символ, и ритуальный обряд, и талисман. Повседневные рисунки просты и незамысловаты, но на торжества и праздники женщины покрывают свое тело причудливыми цветами и лепестками и дивными арабесками. Традиционно тело невесты покрывают затейливым рисунком из хны, а оставшийся порошок закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа. В Марокко беременные женщины покрывали щиколотки узорами, чтобы защитить дитя от сглаза.
На хинди слово «хна» звучит как «менди». Хну, которая используется для механди, получают из листьев хинного дерева (на латыни оно называется Lawsonia inermis), произрастающего в зонах жаркого и сухого климата. Хна распространена во многих странах Северной Африки и Среднего Востока. В основном выращивается в Иране, Пакистане, Индии, Судане, Непале, Египте, в южной части Китая и на острове Шри-Ланка. Стреловидные листья хинного дерева собирают, сушат, а затем измельчают в мелкий порошок.
Нельзя точно сказать, откуда родом это растение, кто впервые открыл его чудесные свойства, начал его применять, культивировать и откуда оно распространилось по всему миру. Кажется, что на всем пути развития человека, оно всегда было рядом с ним. Высушенные листья хны были найдены в древних египетских могилах. В самых первых медицинских трактатах есть упоминание об использовании хны в лечебных целях. В Библии есть упоминание об использовании хны в качестве живых изгородей. Пророк Мухаммед использовал хну, и аромат ее цветов был его любимым ароматом. Эфирные масла с прекрасным ароматом цветов хны использовались в качестве духов еще задолго до нашей эры. А использование хны в качестве красителя для тканей, кожи, для окраски волос, ногтей и для росписи по телу, является неотъемлемой частью культуры древних народов Индии, Ближнего Востока, Северной Африки и Австралии.
По составу хна обладает антисептическими свойствами. Это абсолютно безопасный краситель, она окрашивает лишь отмершие, ороговелые слои кожи. Чем больше ороговелость, тем насыщеннее получается цвет, и дольше держится рисунок - ладони и ступни в этом смысле самые подходящие места. Цвет хны бывает только коричневым. Также в мехенди распространены два других красителя - Индиго, дающий синий цвет, и Харкус - черный краситель. Харкус - это, по сути, зола - он образуется от пережигания коры различных деревьев. Держится на коже совсем недолго.
Традиционные индийские модели менди - замысловатые рисунки тонких линий, арок, листьев растений, лотосов (цветок-символ Индии), павлинов (птица-символ Индии), манго (фрукт-символ Индии), кружевные эскизы, благоприятные и религиозные символы. Часто образцы мэнди основаны на более простых формах - пейсли, кругах, треугольниках, линиях, объединенных между собой для создания замысловатого узора, и покрывают все руки, иногда предплечье. На ноги наносят геометрические цветочные узоры, подчеркивая тем самым форму ног.
По составу хна обладает антисептическими свойствами. Это абсолютно безопасный краситель, она окрашивает лишь отмершие, ороговелые слои кожи. Чем больше ороговелость, тем насыщеннее получается цвет, и дольше держится рисунок - ладони и ступни в этом смысле самые подходящие места. Цвет хны бывает только коричневым. Также в мехенди распространены два других красителя - Индиго, дающий синий цвет, и Харкус - черный краситель. Харкус - это, по сути, зола - он образуется от пережигания коры различных деревьев. Держится на коже совсем недолго.
Традиционные индийские модели менди - замысловатые рисунки тонких линий, арок, листьев растений, лотосов (цветок-символ Индии), павлинов (птица-символ Индии), манго (фрукт-символ Индии), кружевные эскизы, благоприятные и религиозные символы. Часто образцы мэнди основаны на более простых формах - пейсли, кругах, треугольниках, линиях, объединенных между собой для создания замысловатого узора, и покрывают все руки, иногда предплечье. На ноги наносят геометрические цветочные узоры, подчеркивая тем самым форму ног.
Мехенди означает силу любви в браке. Чем темнее менди, тем сильнее любовь. Красный цвет - цвет плодородия, власти. В рисунке используются растительные орнаменты, образы птиц и животных, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации. По преданию, менди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти. Многие арабские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач.
В индийской культуре роспись по телу хной считается символом удачи для замужних женщин (сухаган). Индийские женщины глубоко верят, что менди принесет им много любви и заботы со стороны мужа. Насколько прекрасно украшены ее руки и ноги, настолько она должна приложить все усилия, чтобы восхитить своего мужа и полюбиться родственникам с его стороны. В Раджастане тело украшают и женихи, образцы рисунков не менее сложны, чем у девушек.
В индийской культуре роспись по телу хной считается символом удачи для замужних женщин (сухаган). Индийские женщины глубоко верят, что менди принесет им много любви и заботы со стороны мужа. Насколько прекрасно украшены ее руки и ноги, настолько она должна приложить все усилия, чтобы восхитить своего мужа и полюбиться родственникам с его стороны. В Раджастане тело украшают и женихи, образцы рисунков не менее сложны, чем у девушек.