Ноам Хомский — профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте, лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик считается одним из самых выдающихся мыслителей нашего времени. Его книги разошлись по всему миру.Особенно популярен составленный им список о способах манипулирования человеческим сознанием, к которым прибегают СМИ и правительства.
1.
Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Приём отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекайте внимание граждан от настоящих социальных проблем, держа их в плену вопросов, не имеющих реального значения. Общество должно быть занятым, занятым и занятым, оно никогда не должно думать: прямо с поля — в загон, к другим животным» (Из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2.
Создать проблему — предложить решение
Этот метод также называют «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», расситанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
3.
Стратегия постепенности
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять её постепенно, день за днём, год за годом. Происходит привыкание. И иформация, которая ещё вчера казалась нереальной, фантастической, сегодня уже с лёгкостью воспринимается обществом, как всем известный факт.
4.
Отсрочка исполнения
Еще один способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого», и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому что народ в массе всегда склонен питать наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему», и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда придет время.
5.
Инфантилизация народа
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и, особенно, интонация, как будто речь рассчитанная на детей школьного возраста, с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушащего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.
«Если вы обращаетесь к адресату, будто ему 12 лет или менее, то согласно законам восприятия есть вероятность, что он будет отвечать или реагировать некритично — как ребенок» («Тихое оружие для спокойных войн»).
6.
Делать упор на эмоции в гораздо большей степени,
чем
размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический приём, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге, и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели нужного манипуляторам поведения ...
7.
Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Создание зависимого общества, неспособного к пониманию технологий, приёмов и методов, используемых для управления, социального контроля и подчинения своей воли.
«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно скуднее и посредственнее, чтобы разрыв невежества между низшими и высшими социальными классами оставался и его невозможно было преодолеть» («Тихое оружие для спокойных войн»).
8.
Побуждать массы восторгаться посредственностью
Внедрять в массы мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным...
9.
Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в своих бедах и неудачах из-за недостатка интеллекта, способностей, или усилий. Таким образом, вместо того, чтобы восстать против существующей системы, индивидум чувствует себя беспомощными, занимается самоуничтожением. Это приводит к депрессивному состоянию, эффективно способствует сдерживанию действий человека.
10.
Знать о людях больше, чем они сами знают о себе
В течение последних 50 лет научные достижения привели к стремительному росту разрыва в знаниях между основной массой общества и теми, кто принадлежит к правящим элитам или используется ими.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, господствующий класс создал «систему», которая пользуется передовыми знаниями о человеческом существе, его физическом или психологическом состоянии. «Система» способна лучше понимать обычного человека, чем человек знает себя. Это означает, что в большинстве случаев, «система» имеет больше контроля и больше власти над индивидуумами, чем индивидуумы над собой.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, господствующий класс создал «систему», которая пользуется передовыми знаниями о человеческом существе, его физическом или психологическом состоянии. «Система» способна лучше понимать обычного человека, чем человек знает себя. Это означает, что в большинстве случаев, «система» имеет больше контроля и больше власти над индивидуумами, чем индивидуумы над собой.