Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

О Шенберге

На эту фотографию Паули и Эйнштейна  можно смотреть бесконечно...
На эту фотографию Паули и Эйнштейна
можно смотреть бесконечно...

В письме, отправленном Шарлотте Хоутерманс 6 января 1939 года, Паули пишет:
«Письмо Дэвида Шенберга, которое ты мне переслала, меня ошеломило. Я ничего не знал об арестах. Бедный Ландау. Я не разделяю его ребяческих идей. Но я всегда ценил его как человека твердого характера и как специалиста. В другой среде он мог бы вырасти в еще большего физика. Теперь я вдвойне доволен своим интервью (хотя Ф. (?) позднее заметил, что мне надо было бы похвалить Ландау еще сильнее). А теперь его, Ландау, талант проглочен “холодным чудовищем” (так говорил Ницше о государстве, и я его часто цитирую). Холодное чудовище проглотило еще одну жертву! Я был знаком с Румером, и по наслышке с Обреимовым. Моисея Кореца я не знал. Хоть кто-нибудь из исчезнувших дал о себе знать, например, Шубников?»
Позднее, 17 июня 1939 г. в другом письме Шарлотте Паули пишет:
«Со времени возвращения Дэвида Шенберга из России никаких новостей оттуда. Дирак сказал мне, что письма от госпожи Анны Капицы перестали приходить. Не знаю, то ли всех арестовали, то ли наоборот, сейчас затишье перед следующий волной террора. Не всплыл ли Шубников где-нибудь в Сибири? Будем надеяться на лучшее…»
Кажется, пару предложений из верхнего отрывка я уже цитировал раньше. Перечитывая их снова недавно, я задумался, а кто такой Дэвид Шенберг? На следующий день в блоге у flying_bear наткнулся (01.04.16) на колоритную историю из московской жизни Дэвида Шенберга. Действительно, он провел в Москве, в институте Физпроблем, целый год: с сентября 1937 г. по сентябрь 1938 г. В ноябре 1937 г. именно он переводил на английский знаменитую статью Капицы в Nature.

О Шенберге писала и сама Шарлотта в своем дневнике в 1933 году:
«Вайскопф написал Капице в Кэмбридж. Капица был тогда консультантом всемирно известной фирмы музыкальных приборов EMI расположенной близ Лондона. Eе директором был Шонберг, эмигрировавший из России в 1914 году. Он с охотой помогал беженцам.

Компания производила в частности пластинки His Master’s Voice, в то время они были в каждом доме. Их исследовательский отдел занимался телевидением. Капица решил, что Хоутерманс, прекрасный физик с европейской репутацией, работавший над созданием электронного микроскопа, подойдет Шенбергу. И действительно, он пригласил Хоутерманся в свой исследовательский отдел.»
Датировка двух первых и последнего отрывка как-то не стыковалась. И я решил разобраться более подробно.

Оказывается, всемирно известных Шенбергов из России было два!

Исаак Юльевич Шенберг
Исаак Юльевич Шенберг

Шенберг-отец, Исаак Юльевич Шенберг родился 29 февраля 1880 г. в Пинске, малюсеньком городке на западе Белоруссии. Когда-то там жили мои родственники и вместе с родителями я бывал там в детстве.

После окончания (1904 г.) Киевского политехнического института Исаак переехал в Петербург и через год стал главным инженером Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТИТ). В Петербурге он занимался строительством и оборудованием первых радиостанций. Это общество имело давние партнерские связи с английской фирмой «Маркони», куда в 1911 г. по делам РОБТИТ и отправился впервые Шенберг. Его жена Эстер только что родила первенца, которого было решено назвать Давидом.

После возвращения в Петербург семья прожила в России еще 3 года. Весной 1914 г., за несколько месяцев до начала Первой мировой войны, они перебрались в Лондон. Сначала Исаак Юльевич заведовал патентным отделом компании Marconi Wireless and Telegraph Company, но вскоре ему предложили возглавить патентную службу фирмы Electric and Musical Industries (EMI), которая тогда создавала и выпускала аппаратуру звукозаписи, а затем занялась разработкой первых телевизионных систем. Исааку Шенбергу принадлежит несколько изобретений, ключевых для развития телевидения (кстати, он был в контакте с другим знаменитым телевизионщиком, его американским конкурентом Владимиром Зворыкиным, тоже из России).

Вместе со своей группой Исаак Шенберг разработал новую передающую трубку – суперэмитрон, которая имела чувствительность в десять раз большую, чем ее предшественница. С помощью трубки Шенберга впервые в Великобритании была осуществлена первая внестудийная передача. А 2 ноября 1936 г. BBC открыла первый в мире регулярный сервис телевидения высокой четкости от Alexandra Palace на севере Лондона. В 1962 г. тогда еще молодая (26-летняя) королева Елизавета возвела его в рыцарское достоинство, и из Исаака Юльевича Шенберга он превратился в сэра Исаака (ха-ха, точно, как Ньютон). В 1963 г. в возрасте 82 лет Исаак Шенберг умер, а в 1986 году Леон Лиссек снял фильм «Дураки на холме» о его жизни.

Хиз Мастерс Войс (англ. His Master’s Voice, сокр. HMV, букв. «Голос его хозяина») — британская торговая марка, на которой изображена собака, слушающая граммофон. Уже больше ста лет использовалась и продолжает использоваться в музыкальном бизнесе. Считается одной из самой известных торговых марок в мире. Основой для неё послужила одноимённая картина английского художника Фрэнсиса Барро (англ.)русск. (англ. Francis Barraud), на которой тот изобразил собаку по кличке Ниппер своего покойного брата Марка Бэрроу.
Хиз Мастерс Войс (англ. His Master’s Voice, сокр. HMV, букв. «Голос его хозяина») — британская торговая марка, на которой изображена собака, слушающая граммофон. Уже больше ста лет использовалась и продолжает использоваться в музыкальном бизнесе. Считается одной из самой известных торговых марок в мире. Основой для неё послужила одноимённая картина английского художника Фрэнсиса Барро (англ.)русск. (англ. Francis Barraud), на которой тот изобразил собаку по кличке Ниппер своего покойного брата Марка Бэрроу.


А теперь перейдем к его сыну Дэвиду, родившемуся 4 января 1911 (по нов. стилю; по ст. стилю это был декабрь 1910). Исаак мечтал, чтобы его сын стал физиком, и так и получилось. В 1932 году Дэвид окончил Кембриджский университет, и попал на работу в новую лабораторию Mond Королевского общества, специально построенную для Петра Капицы. Так Дэвид Шенберг стал аспирантом Капицы. После отпуска в Харькове в 1934 году, у Капицы отобрали паспорт. Из Москвы его не выпустили. (Замечание в скобках: его секретарь Рубинин уже после распада СССР опубликовал письма Капицы за 1934 год, из которых видно насколько он был разъярен.) Дэвид Шёнберг со своей работой остался без руководителя. Тем не менее, он выжил в научных джунглях. Две темы стали основными до конца его научной карьеры: сверхпроводимость и эффект де Гааза-ван Альфена (dHvA).

Сначала он занялся сверхпроводимостью. Только-только был открыт эффект Майсснера. Дэвид решил измерить глубину проникновения магнитного поля в сверхпроводник, используя для этого капельки ртути и трюк старых аптекарей: смешение ртути с измельченным мелом в ступке. И ему действительно удалось измерить глубину проникновения – всего несколько сотен атомов. Этот результат, принесший мировое признание молодому человеку (всего 25 лет), остается каноническим.

Тем временем, по распоряжению Сталина, для Капицы выкупили его кембриджскую лабораторию. К 1937 году она была воссоздана в Москве, и Капица пригласил своего бывшего аспиранта поработать с ним в Институте физических проблем. Вот что писал Дэвид домой:
«Достопримечательностью московского института, позволявшей мне чувствовать себя там как дома, был семинар, очень похожий на кембриджский клуб Капицы. Главное отличие состояло в том, что здесь нам подавали русский чай и бутерброды с икрой, а не кофе и бисквиты, и в том, что кресла просторного кабинета Петра Леонидовича в Москве были мягче кембриджских. Однако и здесь была все та же стимулирующая атмосфера лишенных почтительности замечаний и оживленных споров».
В Москве Шенберг обсуждал свою работу с Ландау. Перед отъездом в Кэмбридж он написал работу с многочисленными ссылками на Ландау и отправил ее в советский журнал. Однако к тому времени, как подошла очередь ее печатать Ландау был уже арестован, в апреле 1938 г. В соответствии с советским каноном в редакции вычеркнули все ссылки на Ландау, как прямые, так и косвенные. Ведь Ландау стал non-person. (Я уже рассказывал, как в 1980-х мы боролись за то, чтобы в статье о мюонном катализе сохранить ссылку на Сахарова, в 1980-х!)

Дэвид Шенберг
Дэвид Шенберг

Сказать, что Дэвид был расстроен – ничего не сказать. В своей классической книге по сверхпроводимости (Superconductivity, Cambridge, 1938), которая отчасти писалась в Москве и обсуждалась с Капицей и Ландау, все ссылки на Ландау Дэвид восстановил. Более того, он добавил посвящение Л. Д. Ландау. С 1939 года Шенберг работал над эффектом де Газа-ван-Альфена. После смерти Сталина, когда в СССР началась «оттепель», Дэвид Шенберг несколько раз приезжал в Москву. Он смог, наконец, через 30 лет встретиться со своими учителями, перед которыми преклонялся, и обзавестись новыми дружескими связями. Уже будучи глубоким стариком, Шенберг трепетно ухаживал за своей женой Екатериной, когда она была прикована к постели. Вместе они прожили более шестидесяти лет.

Последнее заседание «Клуба Капицы» в Кембридже. Слева направо: Д. Шёнберг, Дж. Кокрофт, П. Дирак, П. Л. Капица. 10 мая 1966 г.
Последнее заседание «Клуба Капицы» в Кембридже.
Слева направо: Д. Шёнберг, Дж. Кокрофт, П. Дирак, П. Л. Капица. 10 мая 1966 г.

В 1990 г. вышла книга воспоминаний Шенберга «Капица в Кембридже и Москве». В 1982 г. он был избран почетным членом Американской академии искусств и наук, а в 1995 г. Королевское общество вручило ему медаль Хьюза за выдающийся вклад в науку. В 2000 г. в Кавендишской лаборатории был установлен бюст Дэвида Шенберга.

Умер Дэвид Шенберг 10 марта 2004 года в возрасте 93 лет.

PS. Schoenberg приехал в Москву в сентябре 1937 г., уехал в сентябре 1938. (Karl Hall, "Purely Practical Revolutionaries: A History of Stalinist Theoretical Physics, 1928-1941". PhD thesis, Harvard University, 1999).



Михаил Шифман: «Физики в безумном мире»

По материалам traveller2