Пасхальная открытка.Easter
Greetings Car Bunny Chicken, 1916
|
В старых пасхальных поздравительных открытках на удивление мало религиозного и много чистой радости от новой весны. Здесь почти нет церквей, крестов и икон, а вот языческие традиции и символы плодородия царствуют почти безраздельно
Зайцы, кролики и цыплята в течение столетий являются символами Пасхи в Европе, в частности, в Великобритании. Как случилось, что эти животные, которые в современном мире ассоциируются скорее с тарелкой и вилкой, стали постоянными «участниками» главного христианского праздника?
В Британии кролики и зайцы, не говоря
уже о курах, – не аборигенные, а «пришлые» виды. Радиоуглеродные
датировки останков обычных для юго-западной Европы зайцев-русаков и кур,
найденных на стоянках в Хэмпшире и Хартфордшире, говорят о том, что они
попали в Британию еще до времен Римской империи – между V и III вв. до
н. э. Целостность их скелетных останков и отсутствие порезов,
свидетельствующих о разделке тушек, позволяет сделать вывод, что эти
особи не упокоились в желудках гурманов, а были достойно похоронены.
О божественности зайцев и кур говорит в
своих «Записках о Галльской войне» Гай Юлий Цезарь, предпринявший два похода в Британию в середине I в. до н.э.:
«Бритты считают противным божественному закону есть зайца, курицу или гуся. Однако они выращивают их для собственного развлечения и удовольствия».
Почему древние бритты их не ели?
Наверное, потому, что этих животных было мало, потому, что они слишком
уж отличались от привычных им лесных и полевых обитателей, а все
экзотическое и непривычное людям проще считать чем-то
сверхъестественным.
В любом случае после того, как Британия
стала римской провинцией, что произошло в начале I в., «божественный»
мораторий на поедание зайцев и кур был снят. В результате их останки
стали попадаться не в отдельных захоронениях, а в свалках пищевых
отходов. Похоже, примерно в это же время на острова мог «прокрасться» и кролик – самая ранняя находка останков ушастого датируется I – II в.
Когда через 400 лет Римская Британия
прекратила свое существование и развалилась на ряд независимых областей,
в зайце- и куроводстве также случился упадок. Опять став редкостью, эти
животные вновь вернули себе «особый статус», что нашло отражение в
пасхальных традициях.
Вплоть до средневековья останки зайцев практически не встречаются – люди явно перестали разводить и охотиться на этих животных. А вот курам «повезло»: в VI в., после запрета католической церковью употреблять в пост мясо четвероногих животных, плоть этих двуногих стала пользоваться большой популярностью.
Кролики были повторно ввезены в
Великобританию уже в качестве деликатеса в XIII в. н. э. и со временем
широко распространились по всей территории. В викторианскую эпоху кролик
«подменил» пасхального зайца, который к тому времени прочно вписался в
дикую английскую природу.
Так что современные забавные пасхальные
открытки с пушистыми цыпами и ушастыми зайчиками из марципана –
отголоски еще дохристианских религиозных представлений. Что, кстати, не
мешает пасхальному цыпленку или кролику занять свое не менее древнее
законное место – на праздничном столе.