«Святая» Мать Тереза |
В религиозном мире немногие персонажи так любимы церковью как католическая монахиня, известная во всем мире как Мать Тереза. Официальная биография утверждает, что она самоотверженно посвятила свою жизнь служению беднейшим из бедных слоев населения в трущобах Калькутты, страждущих от нищеты и лишений, не жалуясь, и не прося взамен никакой награды, кроме осознания того, что она вершит Божью волю. Она была любимицей миллионов и доверенным советником влиятельных лидеров и знаменитостей по всему миру, имеющая кучу наград и почестей при жизни, и привлекшая огромные толпы, которые пришли ее проводить в последний путь.
Как я уже сказал, это официальная версия. Но атеисты и вольнодумцы, более чем любая другая группа, должны знать, как благочестивые слова часто используются, чтобы скрыть уродливые акты бесчеловечности, и замалчивать постыдные моменты истории, представляя их вдохновляющими и благородными. История Терезы, пожалуй, яркий пример этого.
Тереза была другом многих порочных диктаторов и преступников. Как документирует Кристофер Хитченс в своей книге “Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике”, Тереза была знакома с поразительным числом неприятных личностей. Двое из них – Дювалье, Жан-Клод и Мишель, которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока они не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.)
Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель. Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы Албании. Список также включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы, которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского населения в попытках завоевать страну.
Тереза также была другом Чарльза Китинга, консервативного католического фундаменталиста, который работал в комиссии по борьбе с порнографией при президенте Никсоне. Китинг позже стал печально известным из-за его участия в скандале с ссудно-сберегательной организацией, в котором он был признан виновным в мошенничестве, рэкете и заговоре с его участием в афере, где клиентов обманывали и предлагали покупать абсолютно бесполезные облигации, в результате чего многие из них теряли свои сбережения. Китинг пожертвовал 1,25 млн. долл. США для Матери Терезы в 1980-х. Пока он ожидал вынесения приговора, Тереза написала письмо в суд с просьбой о его помиловании.
Прокурор, Пол Терли, написал ответ на это письмо. В своем ответе он объяснил, что Китинг был осужден, и заметил:
Тереза маскировала реакционные право-политические взгляды ложными заявлениями о невиновности и наивности. Хоть она и настаивала несколько раз, что её миссия является исключительно аполитичной, истинные ее интересы были совсем не такими. Как правый католический консерватор, которым она была, она путешествовала по миру, чтобы лоббировать против законности абортов, контрацепции и даже разводов.
Когда Международная организация здравоохранения удостоила Терезу награды в 1989 году, в своей речи она выступала против абортов и контрацепции, и называла СПИД "справедливым возмездием за неправильное сексуальное поведение". Аналогичным образом, когда Тереза была удостоена Нобелевской премии мира в 1979, она провозгласила в своей речи, что аборты являются самой большой угрозой для мира во всем мире.
(Кристофер Хитченс отмечает, что, когда решение было оглашено "несколько человек имели достаточно плохой вкус, чтобы спросить, что в действительности она когда-либо сделала, или даже предлагала сделать для дела мира")
В 1992 году она появилась на открытой Мессе в Ирландии и сказала:
Связь между перенаселением и нищетой, казалось, никогда не приходила в голову Терезе, которая как-то сказала что её это не волнует, потому что "Бог всегда подаст". (Само существование ее миссии, казалось бы ставит это под сомнение.) Отстаивая иррациональные догмы католицизма, она не признавала - или, возможно, предпочитала игнорировать - очевидный вывод о том, что недостаточный доступ к услугам по планированию семьи была и остается одной из наибольших причин человеческих лишений.
Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и бессистемной, в худшем – антисанитарной и опасной, несмотря на огромные суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в клиниках Терезы, таких как Мэри Лоуден и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.
Добровольцы, такие как Лауден, и западные врачи, такие как Робин Фокс, были в состоянии шока от того, что они увидели в клиниках Терезы. Никаких исследований не проводилось для постановки диагноза пациенту. В наличии не имелось никакого современного оборудования. Даже людям, умирающим от рака, страдающих в страшных мучениях, не давали никаких обезболивающих, кроме аспирина. Иглы от шприцов промывались и использовались повторно без стерилизации. Никого никогда не отправляли в больницу, даже в случае острой потребности срочной операции или лечения.
Опять же, важно отметить, что эти условия не были результатом недостаточного финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала, вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой цели. Нет, небрежная и примитивная помощь больным была не случайной, - о чем смотрите в следующем пункте. Однако, несмотря на ее восхваления бедности, когда Терезе самой понадобилась медицинская помощь, она лицемерно отыскала для себя самые передовые технологии на западе.
В вопросе помощи бедным и больным Тереза считала обеспечение их реальных потребностей менее приоритетными, и считала, что человеческие страдания были желательными и даже «красивыми». Следующая цитата Терезы говорит сама за себя:
Но конечно страдания как Хрисос, не приносят никакой пользы, если больной фактически не принимает Христа. С этой целью клиники Терезы работали как конверсионные фабрики. Экс-волонтеры подтвердили, что Тереза учила своих последователей тайно крестить умирающих – людей, которые не могли сопротивляться или даже понять что с ними происходит – без их согласия. Как бывший доброволец, Сьюзан Шилдс написала:
Как я уже сказал, это официальная версия. Но атеисты и вольнодумцы, более чем любая другая группа, должны знать, как благочестивые слова часто используются, чтобы скрыть уродливые акты бесчеловечности, и замалчивать постыдные моменты истории, представляя их вдохновляющими и благородными. История Терезы, пожалуй, яркий пример этого.
Тереза была другом многих порочных диктаторов и преступников. Как документирует Кристофер Хитченс в своей книге “Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике”, Тереза была знакома с поразительным числом неприятных личностей. Двое из них – Дювалье, Жан-Клод и Мишель, которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока они не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.)
Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель. Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы Албании. Список также включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы, которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского населения в попытках завоевать страну.
Тереза также была другом Чарльза Китинга, консервативного католического фундаменталиста, который работал в комиссии по борьбе с порнографией при президенте Никсоне. Китинг позже стал печально известным из-за его участия в скандале с ссудно-сберегательной организацией, в котором он был признан виновным в мошенничестве, рэкете и заговоре с его участием в афере, где клиентов обманывали и предлагали покупать абсолютно бесполезные облигации, в результате чего многие из них теряли свои сбережения. Китинг пожертвовал 1,25 млн. долл. США для Матери Терезы в 1980-х. Пока он ожидал вынесения приговора, Тереза написала письмо в суд с просьбой о его помиловании.
Прокурор, Пол Терли, написал ответ на это письмо. В своем ответе он объяснил, что Китинг был осужден, и заметил:
"Ни одна церковь ... не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника."Он также отметил, что 1,25 млн. долл. США, которые Китинг подарила ей – это украденные деньги, и заметил, что правильнее было бы вернуть деньги назад:
"Господин Китинг подарил вам деньги которые он похитил путем мошенничества. Не давайте ему «индульгенцию» которую он хочет. Не оставляйте деньги. Верните их тем, кто эти деньги заработал, и кто их заслуживает!»Тереза так и не ответила на это письмо.
Тереза маскировала реакционные право-политические взгляды ложными заявлениями о невиновности и наивности. Хоть она и настаивала несколько раз, что её миссия является исключительно аполитичной, истинные ее интересы были совсем не такими. Как правый католический консерватор, которым она была, она путешествовала по миру, чтобы лоббировать против законности абортов, контрацепции и даже разводов.
Когда Международная организация здравоохранения удостоила Терезу награды в 1989 году, в своей речи она выступала против абортов и контрацепции, и называла СПИД "справедливым возмездием за неправильное сексуальное поведение". Аналогичным образом, когда Тереза была удостоена Нобелевской премии мира в 1979, она провозгласила в своей речи, что аборты являются самой большой угрозой для мира во всем мире.
(Кристофер Хитченс отмечает, что, когда решение было оглашено "несколько человек имели достаточно плохой вкус, чтобы спросить, что в действительности она когда-либо сделала, или даже предлагала сделать для дела мира")
В 1992 году она появилась на открытой Мессе в Ирландии и сказала:
"Давайте пообещаем Божьей Матери, которая так сильно любит Ирландию, что мы никогда не допустим в этой стране ни одного аборта. И никаких противозачаточных средств."Она также провела кампанию в Ирландии против успешного проведения референдума в 1995 году по легализации разводов в этой преимущественно католической стране.
Связь между перенаселением и нищетой, казалось, никогда не приходила в голову Терезе, которая как-то сказала что её это не волнует, потому что "Бог всегда подаст". (Само существование ее миссии, казалось бы ставит это под сомнение.) Отстаивая иррациональные догмы католицизма, она не признавала - или, возможно, предпочитала игнорировать - очевидный вывод о том, что недостаточный доступ к услугам по планированию семьи была и остается одной из наибольших причин человеческих лишений.
Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и бессистемной, в худшем – антисанитарной и опасной, несмотря на огромные суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в клиниках Терезы, таких как Мэри Лоуден и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.
Добровольцы, такие как Лауден, и западные врачи, такие как Робин Фокс, были в состоянии шока от того, что они увидели в клиниках Терезы. Никаких исследований не проводилось для постановки диагноза пациенту. В наличии не имелось никакого современного оборудования. Даже людям, умирающим от рака, страдающих в страшных мучениях, не давали никаких обезболивающих, кроме аспирина. Иглы от шприцов промывались и использовались повторно без стерилизации. Никого никогда не отправляли в больницу, даже в случае острой потребности срочной операции или лечения.
Опять же, важно отметить, что эти условия не были результатом недостаточного финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала, вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой цели. Нет, небрежная и примитивная помощь больным была не случайной, - о чем смотрите в следующем пункте. Однако, несмотря на ее восхваления бедности, когда Терезе самой понадобилась медицинская помощь, она лицемерно отыскала для себя самые передовые технологии на западе.
В вопросе помощи бедным и больным Тереза считала обеспечение их реальных потребностей менее приоритетными, и считала, что человеческие страдания были желательными и даже «красивыми». Следующая цитата Терезы говорит сама за себя:
"Я думаю, что это очень красиво для бедных, принять их долю, и разделить страдания вместе с Христом. Я думаю, что миру очень помогает страдание бедных людей."В другой раз, Тереза сказала пациенту, неизлечимо больному раком, который умирал в страшных муках, что он должен считать себя счастливым:
"Вы страдаете, как Христос на кресте. Так что Иисус должен целовать вас." (Она свободно рассказала о полученном ответе, который, видимо она не поняла, содержал в себе критику: "Тогда, пожалуйста, скажите ему, чтобы он перестал меня целовать.")Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой. Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как писали критики, такие как Майкл Хаким:
«Мать Тереза была насквозь пропитана примитивным фундаменталистским рилигиозным мировоззрением, которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте».На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а благословением, которое нужно прославлять.
Но конечно страдания как Хрисос, не приносят никакой пользы, если больной фактически не принимает Христа. С этой целью клиники Терезы работали как конверсионные фабрики. Экс-волонтеры подтвердили, что Тереза учила своих последователей тайно крестить умирающих – людей, которые не могли сопротивляться или даже понять что с ними происходит – без их согласия. Как бывший доброволец, Сьюзан Шилдс написала:
«Материальная помощь была средством добраться до их душ, показать больным что Бог любит их… Секретность была важна, чтобы на поверхность не всплыл факт что сестры Матери Терезы крестили Индусов и Мусульман».Кажется, истинные амбиции Терезы сводились к тому, чтобы вывести католическую религию в один ряд с францискантством и бенедиктинством. (Ее Нобелевская денежная награда была использована для этой цели). Она вполне могла осуществить свое желание; ее миссионерская организация милосердия насчитывала в себе болеек 4000 сестер и 40 000 добровольцев. Если она хотела создать монастырь, миссией которого было бы прославление человеческих страданий, то католикам следовало бы решить: хотят ли они поддерживать такую миссию. Свободомыслящие люди и гуманисты должны как следует подумать, хотим ли мы поддерживать усилия, которые так явно расходятся со всем, что мы отстаиваем.
Adam Lee
Daylight Atheism
Показания Арупа Чаттерджи (Aroup Chatterjee) перед комитетом по беатификации/канонизации Матери Терезы в феврале 1998 года:
Я светский человек, ничего не смыслящий в церковных процедурах и не особенно подходящий, чтобы давать показания перед этим Комитетом. Однако в последние годы я очень интересовался Матерью Терезой и исследовал ее деятельность, может быть, тщательнее кого бы то ни было в мире. Как уроженец Калькутты, выросший и учившийся в этом городе, я нахожусь в уникальной ситуации, чтобы свидетельствовать перед Комитетом. Комитет может в любое время вызвать меня, я лично явлюсь на его заседание и представлю свидетельство. Я также представляю видеозапись своих показаний Комитету на случай, если он пожелает с ними ознакомиться.
Много лет меня тревожило несовпадение слов Матери Терезы и ее дел, и некоторые факты из этого ряда я сейчас представлю.
Мать Тереза говорила много тысяч раз, что она "подбирала" людей на улицах Калькутты. Она подробно остановилась на этом в своей Нобелевской речи. Но ее орден никогда не "подбирал" отверженных с улиц Калькутты. Орден – не "скорая помощь" для беднейших из бедных. Если вы сообщите в Калигат об умирающем нищем, вам сухо порекомендуют позвонить 102 (Калькуттская служба "скорой помощи"), чтобы их машина доставила умирающего в Калигат.
По-моему, Мать Тереза сознательно вводила мир в заблуждение, говоря о "подбирании" отверженных с улиц Калькутты. Отсутствие у нее нужных для этого машин еще более показательно из-за того, что машины скорой помощи ей неоднократно дарили. Теперь эти машины служат почти исключительно для перевозки монахинь на молитву и обратно. Мне кажется, это злоупотребление доверием людей.
Во многих публикациях авторства друзей и последователей Матери Терезы утверждается, что ее орден ежедневно кормил в Калькутте 4000, 5000, 7000 или 9000 человек (числа возрастают не в хронологическом порядке). Не знаю, что она имела в виду, когда говорила о кормлении этих людей, но факты таковы, что с ее суповых кухонь (всего их 2 или 3) в Калькутте получали (получают) пищу не более 300 человек в день (и это еще весьма щедрое преувеличение).
Комитет также должен принять во внимание, что у бедных должны иметься "продуктовые карточки", без которых им не выдадут их порцию ни в одной суповой кухне. Комитету следует знать, что такие карточки нелегко получить бедняку, но практически все христиане в трущобах имеют их, а бедные из других религий – едва ли. Это свидетельствует о ложности утверждений Матери Терезы, что к бедным любой веры она относится одинаково. По вопросу пристрастного отношения к католицизму мне хотелось бы еще сказать Комитету, что в домах для бедных ордена Матери Терезы разрешены только католические богослужения, а другие формы богопочитания строго запрещены. При этом лишь очень немногие обитатели ее домов – католики. Обратите внимание на частые заявления Матери Терезы: "Я помогаю индуисту стать еще лучшим индуистом, мусульманину – еще лучшим мусульманином..." и т. д. Запрещать беднякам на ее попечении чтить своего собственного бога (или богов) – это жестоко и унизительно.
Мать Тереза однажды сказала: "Если на Луне есть бедные, мы отправимся и туда". Много раз она заявляла, что никогда не отказывала нуждающимся в помощи. Но на самом деле в ордене существуют жесткие критерии отбора, кому помогать, а кому нет. Орден не помогает человеку, каким бы бедным и беспомощным он ни был, если у этого человека есть какие-либо родственники – это называется "семейный случай".
Один из лозунгов Матери Терезы был: "Принесите этого нежеланного ребенка мне". В Нобелевской речи она говорила: "Давайте вернем ребенка. ... Что мы сделали для ребенка? ... Сделали ли мы детей действительно желанными?" Если Комитет рассмотрит, что сделала Мать Тереза для детей улицы (в Калькутте), он отметит, что до оптимального стандарта она далеко не дотягивала. Несмотря на ее заявления, она не проводила политику "открытых дверей" в своих домах для бедных, в том числе для бедных детей. Даже очень бедному и больному ребенку помощь не предложат, если родители не подпишут (или не оттиснут большой палец) заявление об отказе от родительских прав с передачей всех прав ее организации. У меня есть видеозапись подобного случая, происшедшего у порога сиротского дома Матери Терезы.
При желании Комитет может побеседовать с уличными детьми из окрестностей Материнского дома, на которых монахини Матери Терезы неоднократно жаловались в полицию за "приставание" к иностранцам, приехавшим навестить "живую святую". У меня есть видеозаписи интервью этих детей, Комитет может обратиться ко мне.
В своем знаменитом письме, написанном в 1978 году тогдашнему премьер-министру Индии Морарджи Десаи в знак протеста против свертывания христианской миссионерской деятельности, Мать Тереза упомянула, что у нее в Калькутте "102 центра" естественного планирования семьи. Комитет должен знать, что таких центров не существует. В своей Нобелевской речи Мать Тереза заявила, что за шесть лет в Калькутте "родилось на 61273 ребенка меньше" благодаря деятельности ее организации по естественному планированию семьи. Эта статистика ничем не подтверждена, и со стороны Матери Терезы было лицемерием упомянуть ее в Нобелевской речи.
В апрельском 1996 года номере американского журнала "Ladies Home Journal" Мать Тереза заявила, что хочет умереть как нищая в своем доме для умирающих отверженных – Калигате. Это поистине вопиющее заявление. В то время она уже неоднократно находилась на обследовании и лечилась в самых дорогих клиниках мира, включая клинику Скриппс в Ла Хойя (Калифорния) и больницу Джемелли в Риме. Несколько раз она лечилась в калькуттских больницах Woodlands и Belle Vue, которые недоступны 99% населения Индии. Неоднократно она подвергалась сложному и дорогому кардиологическому лечению в институте Birla Heart в Калькутте.
Когда Мать Тереза умирала, ее спальня была битком набита сложным и дорогим кардиологическим оборудованием, специально привезенным и установленным для нее. Это обычно делается для королей, президентов и диктаторов. Приличествуют ли такие дорогостоящие привилегии будущей святой, должен решить Комитет, но я прошу обратить внимание на огромную разницу между поступками Матери Терезы и ее заявлениями. В 1984 году Мать Тереза публично отказалась от операции по удалению катаракты в медицинском центре Сент-Фрэнсис в Питтсбурге, США, заявив журналистам, что не может позволить себе заплатить 5000 фунтов за лечение; но уже на следующий год эта операция, стоившая еще дороже, состоялась в больнице Сент-Винсент в Нью-Йорке.
По-моему, Мать Тереза (как каждый человек) достойна самого лучшего медицинского обслуживания, но она никогда не предоставляла опекаемым ею (по крайней мере в Калькутте) минимального лечения и возможности сохранения достоинства, несмотря на ее огромные средства. У обитателей Калигата нет кроватей, их кладут в гамаки, которые в ордене называются "койками". Им не позволяют встать со своих коек и вытянуться. Им запрещают посещения друзей и родных, да их и не примут в Калигат, если у них есть родные. Они мочатся и испражняются у всех на виду. Им предоставляют лишь простейшее лечение, например, обычные болеутоляющие при нестерпимой боли на последних стадиях смертельных болезней. Перчатки и иглы для инъекций используют по нескольку раз, в то время как среди населения распространены опасные инфекционные болезни. Следует принять во внимание, что калькуттский дом для умирающих – очень маленькое учреждение, вмещающее менее 100 человек; не следует ли ожидать минимально приличных стандартов обслуживания для этих людей? Что думает по этому поводу Комитет?
Питание там, надо признать, простое и достаточное, но в остальном режим очень жесток – можно назвать его даже дегуманизирующим; кроме уже упомянутого, я хотел бы обратить внимание Комитета на принудительное бритье голов обитателей, в том числе и женщин. Следует знать, что для индийских женщин (даже бедных и отверженных) длинные волосы обладают особой ценностью.
Можно не обращать внимания на недостатки медицинского обслуживания в Калигате (хотя Комитет мог бы сравнить возможности Матери Терезы с принятыми ею ущербными стандартами обслуживания), но нельзя не заметить недостаток той самой "Любви" и достоинства для опекаемых, о которых Мать Тереза столько говорила.
Ее девизом было: "Вы сделали это для Меня" с намеком на страдания Иисуса; много раз она говорила, как прекрасны страдания и боль. И однако у нее был двойной стандарт – один для себя, другой для опекаемых. Сама она никогда не отказывалась от обезболивающих или анальгетиков.
Хотя Мать Тереза заявляла, что живет в крайнем смирении и страдании, она часто путешествовала по миру в роскошных самолетах, недоступных никому, кроме самых богатых. Конечно, она не платила за билет (обычно платили авиакомпании), но, по-моему, ее путешествия были напрасной тратой средств, поскольку предпринимались с религиозными целями.
Большинство ее поездок – включая последнее заграничное путешествие в ее жизни, начавшееся в мае 1997 года – имели целью присутствие на торжественном принесении обетов ее монахинями. Она часто ездила в Ватикан, чтобы увидеться с Папой (пожалуй, при каждой поездке за границу она заезжала в Ватикан, порой дважды, по пути туда и обратно). Можно ли оправдать такие частые и дорогие поездки с религиозными целями женщины, которая всегда заявляла, что до крайности предана делу бедных? На борту самолета, путешествуя первым классом, Мать Тереза могла просить, чтобы ей принесли обед, а она отдаст его бедным. Это производило впечатление на людей вокруг и показывало, что она никогда не забывает о бедных – так она маскировала реальную цель своих роскошных поездок, совершенно ненужных, по крайней мере бедным. Пусть Комитет примет во внимание старания Матери Терезы (возможно, неосознанные) создать обман и поддержать свой ложный образ.
Хотя Мать Тереза всегда говорила, что ничего не понимает в политике, она голосовала на выборах в Индии, по признанию католического автора Эйлин Эган (Eileen Egan) в одной из ее официальных биографий "Such A Vision of the Street". Она заставляла голосовать и своих монахинь. Здесь мы опять видим несоответствие между словами и делами.
В политике самый серьезный вопрос к Матери Терезе – это ее поддержка чрезвычайного положения в Индии (1975–77). В то время были отменены демократические свободы и тысячи общественных и политических активистов содержались в тюрьме без суда. Тогдашнее правительство совершало и другие преступления, намного более отвратительные. Комитет должен обратить особое внимание на программы принудительной стерилизации бедняков, которые проводились в жизнь в тот период. И в то же время Мать Тереза поддерживала это чрезвычайное положение (как признано в той же официальной биографии), чтобы помочь своей подруге Индире Ганди, тогдашнему премьер-министру. Пусть Комитет решает, приличествуют ли такие действия будущей святой.
Следовало бы сравнить ее вмешательство в политику в этом случае и во время обсуждения в парламенте Индии в 1978 году законопроекта о свободе религии. В первом случае, когда под угрозой оказались права человека, она поддержала власти, которые их нарушали; во втором, когда угрожали правам католиков, она заявила решительный протест. Никто бы не критиковал ее, промолчи она в обоих случаях.
Много лет меня тревожило несовпадение слов Матери Терезы и ее дел, и некоторые факты из этого ряда я сейчас представлю.
Мать Тереза говорила много тысяч раз, что она "подбирала" людей на улицах Калькутты. Она подробно остановилась на этом в своей Нобелевской речи. Но ее орден никогда не "подбирал" отверженных с улиц Калькутты. Орден – не "скорая помощь" для беднейших из бедных. Если вы сообщите в Калигат об умирающем нищем, вам сухо порекомендуют позвонить 102 (Калькуттская служба "скорой помощи"), чтобы их машина доставила умирающего в Калигат.
По-моему, Мать Тереза сознательно вводила мир в заблуждение, говоря о "подбирании" отверженных с улиц Калькутты. Отсутствие у нее нужных для этого машин еще более показательно из-за того, что машины скорой помощи ей неоднократно дарили. Теперь эти машины служат почти исключительно для перевозки монахинь на молитву и обратно. Мне кажется, это злоупотребление доверием людей.
Во многих публикациях авторства друзей и последователей Матери Терезы утверждается, что ее орден ежедневно кормил в Калькутте 4000, 5000, 7000 или 9000 человек (числа возрастают не в хронологическом порядке). Не знаю, что она имела в виду, когда говорила о кормлении этих людей, но факты таковы, что с ее суповых кухонь (всего их 2 или 3) в Калькутте получали (получают) пищу не более 300 человек в день (и это еще весьма щедрое преувеличение).
Комитет также должен принять во внимание, что у бедных должны иметься "продуктовые карточки", без которых им не выдадут их порцию ни в одной суповой кухне. Комитету следует знать, что такие карточки нелегко получить бедняку, но практически все христиане в трущобах имеют их, а бедные из других религий – едва ли. Это свидетельствует о ложности утверждений Матери Терезы, что к бедным любой веры она относится одинаково. По вопросу пристрастного отношения к католицизму мне хотелось бы еще сказать Комитету, что в домах для бедных ордена Матери Терезы разрешены только католические богослужения, а другие формы богопочитания строго запрещены. При этом лишь очень немногие обитатели ее домов – католики. Обратите внимание на частые заявления Матери Терезы: "Я помогаю индуисту стать еще лучшим индуистом, мусульманину – еще лучшим мусульманином..." и т. д. Запрещать беднякам на ее попечении чтить своего собственного бога (или богов) – это жестоко и унизительно.
Мать Тереза однажды сказала: "Если на Луне есть бедные, мы отправимся и туда". Много раз она заявляла, что никогда не отказывала нуждающимся в помощи. Но на самом деле в ордене существуют жесткие критерии отбора, кому помогать, а кому нет. Орден не помогает человеку, каким бы бедным и беспомощным он ни был, если у этого человека есть какие-либо родственники – это называется "семейный случай".
Один из лозунгов Матери Терезы был: "Принесите этого нежеланного ребенка мне". В Нобелевской речи она говорила: "Давайте вернем ребенка. ... Что мы сделали для ребенка? ... Сделали ли мы детей действительно желанными?" Если Комитет рассмотрит, что сделала Мать Тереза для детей улицы (в Калькутте), он отметит, что до оптимального стандарта она далеко не дотягивала. Несмотря на ее заявления, она не проводила политику "открытых дверей" в своих домах для бедных, в том числе для бедных детей. Даже очень бедному и больному ребенку помощь не предложат, если родители не подпишут (или не оттиснут большой палец) заявление об отказе от родительских прав с передачей всех прав ее организации. У меня есть видеозапись подобного случая, происшедшего у порога сиротского дома Матери Терезы.
При желании Комитет может побеседовать с уличными детьми из окрестностей Материнского дома, на которых монахини Матери Терезы неоднократно жаловались в полицию за "приставание" к иностранцам, приехавшим навестить "живую святую". У меня есть видеозаписи интервью этих детей, Комитет может обратиться ко мне.
В своем знаменитом письме, написанном в 1978 году тогдашнему премьер-министру Индии Морарджи Десаи в знак протеста против свертывания христианской миссионерской деятельности, Мать Тереза упомянула, что у нее в Калькутте "102 центра" естественного планирования семьи. Комитет должен знать, что таких центров не существует. В своей Нобелевской речи Мать Тереза заявила, что за шесть лет в Калькутте "родилось на 61273 ребенка меньше" благодаря деятельности ее организации по естественному планированию семьи. Эта статистика ничем не подтверждена, и со стороны Матери Терезы было лицемерием упомянуть ее в Нобелевской речи.
В апрельском 1996 года номере американского журнала "Ladies Home Journal" Мать Тереза заявила, что хочет умереть как нищая в своем доме для умирающих отверженных – Калигате. Это поистине вопиющее заявление. В то время она уже неоднократно находилась на обследовании и лечилась в самых дорогих клиниках мира, включая клинику Скриппс в Ла Хойя (Калифорния) и больницу Джемелли в Риме. Несколько раз она лечилась в калькуттских больницах Woodlands и Belle Vue, которые недоступны 99% населения Индии. Неоднократно она подвергалась сложному и дорогому кардиологическому лечению в институте Birla Heart в Калькутте.
Когда Мать Тереза умирала, ее спальня была битком набита сложным и дорогим кардиологическим оборудованием, специально привезенным и установленным для нее. Это обычно делается для королей, президентов и диктаторов. Приличествуют ли такие дорогостоящие привилегии будущей святой, должен решить Комитет, но я прошу обратить внимание на огромную разницу между поступками Матери Терезы и ее заявлениями. В 1984 году Мать Тереза публично отказалась от операции по удалению катаракты в медицинском центре Сент-Фрэнсис в Питтсбурге, США, заявив журналистам, что не может позволить себе заплатить 5000 фунтов за лечение; но уже на следующий год эта операция, стоившая еще дороже, состоялась в больнице Сент-Винсент в Нью-Йорке.
По-моему, Мать Тереза (как каждый человек) достойна самого лучшего медицинского обслуживания, но она никогда не предоставляла опекаемым ею (по крайней мере в Калькутте) минимального лечения и возможности сохранения достоинства, несмотря на ее огромные средства. У обитателей Калигата нет кроватей, их кладут в гамаки, которые в ордене называются "койками". Им не позволяют встать со своих коек и вытянуться. Им запрещают посещения друзей и родных, да их и не примут в Калигат, если у них есть родные. Они мочатся и испражняются у всех на виду. Им предоставляют лишь простейшее лечение, например, обычные болеутоляющие при нестерпимой боли на последних стадиях смертельных болезней. Перчатки и иглы для инъекций используют по нескольку раз, в то время как среди населения распространены опасные инфекционные болезни. Следует принять во внимание, что калькуттский дом для умирающих – очень маленькое учреждение, вмещающее менее 100 человек; не следует ли ожидать минимально приличных стандартов обслуживания для этих людей? Что думает по этому поводу Комитет?
Питание там, надо признать, простое и достаточное, но в остальном режим очень жесток – можно назвать его даже дегуманизирующим; кроме уже упомянутого, я хотел бы обратить внимание Комитета на принудительное бритье голов обитателей, в том числе и женщин. Следует знать, что для индийских женщин (даже бедных и отверженных) длинные волосы обладают особой ценностью.
Можно не обращать внимания на недостатки медицинского обслуживания в Калигате (хотя Комитет мог бы сравнить возможности Матери Терезы с принятыми ею ущербными стандартами обслуживания), но нельзя не заметить недостаток той самой "Любви" и достоинства для опекаемых, о которых Мать Тереза столько говорила.
Ее девизом было: "Вы сделали это для Меня" с намеком на страдания Иисуса; много раз она говорила, как прекрасны страдания и боль. И однако у нее был двойной стандарт – один для себя, другой для опекаемых. Сама она никогда не отказывалась от обезболивающих или анальгетиков.
Хотя Мать Тереза заявляла, что живет в крайнем смирении и страдании, она часто путешествовала по миру в роскошных самолетах, недоступных никому, кроме самых богатых. Конечно, она не платила за билет (обычно платили авиакомпании), но, по-моему, ее путешествия были напрасной тратой средств, поскольку предпринимались с религиозными целями.
Большинство ее поездок – включая последнее заграничное путешествие в ее жизни, начавшееся в мае 1997 года – имели целью присутствие на торжественном принесении обетов ее монахинями. Она часто ездила в Ватикан, чтобы увидеться с Папой (пожалуй, при каждой поездке за границу она заезжала в Ватикан, порой дважды, по пути туда и обратно). Можно ли оправдать такие частые и дорогие поездки с религиозными целями женщины, которая всегда заявляла, что до крайности предана делу бедных? На борту самолета, путешествуя первым классом, Мать Тереза могла просить, чтобы ей принесли обед, а она отдаст его бедным. Это производило впечатление на людей вокруг и показывало, что она никогда не забывает о бедных – так она маскировала реальную цель своих роскошных поездок, совершенно ненужных, по крайней мере бедным. Пусть Комитет примет во внимание старания Матери Терезы (возможно, неосознанные) создать обман и поддержать свой ложный образ.
Хотя Мать Тереза всегда говорила, что ничего не понимает в политике, она голосовала на выборах в Индии, по признанию католического автора Эйлин Эган (Eileen Egan) в одной из ее официальных биографий "Such A Vision of the Street". Она заставляла голосовать и своих монахинь. Здесь мы опять видим несоответствие между словами и делами.
В политике самый серьезный вопрос к Матери Терезе – это ее поддержка чрезвычайного положения в Индии (1975–77). В то время были отменены демократические свободы и тысячи общественных и политических активистов содержались в тюрьме без суда. Тогдашнее правительство совершало и другие преступления, намного более отвратительные. Комитет должен обратить особое внимание на программы принудительной стерилизации бедняков, которые проводились в жизнь в тот период. И в то же время Мать Тереза поддерживала это чрезвычайное положение (как признано в той же официальной биографии), чтобы помочь своей подруге Индире Ганди, тогдашнему премьер-министру. Пусть Комитет решает, приличествуют ли такие действия будущей святой.
Следовало бы сравнить ее вмешательство в политику в этом случае и во время обсуждения в парламенте Индии в 1978 году законопроекта о свободе религии. В первом случае, когда под угрозой оказались права человека, она поддержала власти, которые их нарушали; во втором, когда угрожали правам католиков, она заявила решительный протест. Никто бы не критиковал ее, промолчи она в обоих случаях.
Источник:
По теме: