В Андах в Перу на крупном археологическом участке недавно были обнаружены свидетельства практики человеческих жертвоприношений. Чотуна-Чорнанкап, обнаруженный в северной части Ламбаеке, является одним из крупнейших археологических раскопок в Перу. Место захоронения, основанное в период Среднего Сикана (900-1100 гг. н.э.) и обнаруженное в 2010 году, характеризуется пирамидальными насыпями, построенными из раствора и кирпичей из самана для представителей высшего сословия, в то время как простые люди были похоронены в простых могилах. окружающие курганы. Захоронения окружают руины древнего храма, который служил Chimu-инки в течение 11-го и 12-го веков. Более пятидесяти человек за восемь месяцев убрали песок, покрывающий храм, с помощью небольших инструментов и тачек. Участок необходимо постоянно обслуживать из-за сильных ветров, которые постоянно дуют в этом районе.
Расположение региона Ламбаеке в Перу |
По крайней мере, 50 общих могил указывают на то, что человеческие жертвоприношения совершались на протяжении многих поколений, в основном Нейлампу, полумифическому создателю сиканского общества. Последователи Найлампа считали, что он прибыл к берегам Перу на бальзовом плоту из моря, а когда он умер, у него выросли крылья, и он улетел в другую страну. Археолог Идзуми Шимада назвал эту цивилизацию Сиканской, что означает «храм луны».
Могилы окружают главную могилу, предположительно могилу верховной жрицы, в которой были найдены несколько глиняных сосудов и золотая чаша с изображением головы жующего лист какао (кокеро). Была обнаружена еще одна скульптура стоящего мужчины с улыбкой на лице. Из раскопанных братских могил в шести были обнаружены останки детей, похороненных попарно. Два из этих скелетов показывают, что ноги детей были удалены во время церемониальных ритуалов жертвоприношения, возможно, чтобы затем они могли стать опекунами для тех, кто похоронен в близлежащих могилах. Остальные могилы принадлежали взрослым, которые были изуродованы обезглавливанием, перерезанием горла и вскрытием груди для удаления сердца. В то время как взрослые были здоровы во время принесения в жертву, на скелете были обнаружены признаки возможной болезни или травмы в детстве.
Хааген Клаус, биоархеолог из Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, штат Вирджиния, и автор статьи «Человеческие жертвоприношения в Чотуне-Чернанкапе: многомерная реконструкция ритуального насилия в поздней доиспанской долине Ламбаеке» Чотуна-Чернанкап заметил:
Могилы окружают главную могилу, предположительно могилу верховной жрицы, в которой были найдены несколько глиняных сосудов и золотая чаша с изображением головы жующего лист какао (кокеро). Была обнаружена еще одна скульптура стоящего мужчины с улыбкой на лице. Из раскопанных братских могил в шести были обнаружены останки детей, похороненных попарно. Два из этих скелетов показывают, что ноги детей были удалены во время церемониальных ритуалов жертвоприношения, возможно, чтобы затем они могли стать опекунами для тех, кто похоронен в близлежащих могилах. Остальные могилы принадлежали взрослым, которые были изуродованы обезглавливанием, перерезанием горла и вскрытием груди для удаления сердца. В то время как взрослые были здоровы во время принесения в жертву, на скелете были обнаружены признаки возможной болезни или травмы в детстве.
Хааген Клаус, биоархеолог из Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, штат Вирджиния, и автор статьи «Человеческие жертвоприношения в Чотуне-Чернанкапе: многомерная реконструкция ритуального насилия в поздней доиспанской долине Ламбаеке» Чотуна-Чернанкап заметил:
«Это не необычно, что жертвы приносятся… иногда во время похорон или даже спустя годы или поколения. Но мы видим, что некоторые из похороненных были детьми - и это вписывается в более широкую схему ритуальных жертвоприношений».Археолог Карлос Вестер Ла Торре из отдела Министерства культуры на месте раскопок сказал:
«Археологические раскопки в этом сезоне начали давать результаты, которые позволяют понять функцию таких мест, как Чернанкап, который с момента обнаружения могилы жрицы продолжает раскрывать сложный комплекс церемоний и обрядов, происходивших в храме».Карлос Вестер Ла Торре, директор Музея Брюнинга в Ламбаеке, Перу, заявил:
«Существование пьедесталов в форме чакан (Андских крестов) и расписных фресок, на которых мы можем оценить священные ритуалы, а также хорошо известные антропоморфные волны, являются доказательством того, что это место использовалось важными людьми, возможно, основателем цивилизации Ламбаеке, Найлампом, его старшим сыном Циумом и другими потомками».
Изображение Чаканы |
Рядом с участком находится музей, но его редко посещают и он запирается, если посещение не запланировано. На выставке представлены такие артефакты, как жертвенные ножи, останки нескольких жертв, керамика и фрески из храма Найлампа. Существует также значительное количество письменных материалов, доступных общественности. К сожалению, место раскопок и храм площадью 820 квадратных футов в настоящее время закрыты для посещения.
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Ian Harvey,
«Ancient Peruvian Burial Site Reveals Child Sacrifice»