Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Искусство исцеления и духовная чепуха в древнем мире

Изображение Анубиса, наблюдающего за мумификацией

Изображение Анубиса, наблюдающего за мумификацией,
на картине саркофага, датируемой 400 г. до н.э.


История медицины удивительная история. Мало того, мы надеемся, что заглянув под одеяло поможет нам понять некоторые из причудливых мировоззрений, с которыми мы сталкиваемся сегодня в сфере здравоохранения и болезней. До прихода медицинской науки древние лекарства и верования в целительство работали скорее из-за эффекта плацебо, чем из-за их способности действительно излечивать.

Целительство в древнем мире

Искусство врачевания восходит к истокам письменной истории: к Египту и Вавилону и, конечно же, к Греции. Хотя почти все их рецепты, по мнению современных ученых, были в лучшем случае бесполезными, а в худшем — фатальными. Ранние вавилонские медицинские записи, взятые из клинописных табличек, упоминают около 250 лекарств, происходящих в основном из животных, растительных и минеральных источников. Как и в других ранних культурах того времени, человеческие и животные экскременты были одним из наиболее распространенных средств лечения.

В древнеегипетском папирусе Эберса, медицинском документе, датируемом примерно 1500 г. до н.э., перечислено более 800 рецептов, ингредиенты которых включали: грязь и мухомор, соскобленные со стен; кровь ящериц, кошек и других животных; жир гусей, волов, кошек, змей, гиппопотамов и мышей и даже жир евнуха.

Среди его отвратительных смесей есть бараньи волосы и жуки, зубы свиньи, копыта осла, «а также моча детей, взрослых и менструирующих женщин, которым приписывали различные лечебные свойства». Для восстановления потенции у мужа — в это трудно поверить — «голову крокодила, натертую маслом, натирали мужскому пенису».

Даже греки с их любовью к науке устраивали довольно яркие представления. Возьмем Асклепия, великого целителя, который со временем стал богом. На перемычках над многими из его 300 исцеляющих святилищ были вырезаны слова:

«Смерть не может войти сюда»


Процесс заживления был сложным. Прием включал ритуальное омовение с последующим постом и окуриванием. При входе во внутренний двор пациента встречал служитель, делающий подношения перед статуей бога из золота и слоновой кости. Затем священник готовил пациента ко сну, опуская его на поддон, покрытый шкурой животного, принесенного в жертву божеству, прежде чем одеться в белое, чтобы вызвать исцеляющие сны.

Больного, колеблющегося между состоянием сна и бодрствования, посетил другой жрец в образе бога, который говорил потусторонним голосом, вызывая у посетителя сон об Асклепии, идущем среди них в сопровождении своего вездесущего змея и священного пса. Затем священник «смазывал больное место мазями и лекарственными травами и приказывал змее или собаке подкрадываться к спящему, лизать больное место и шептать ему на ухо лекарства».

«Зарегистрированные излечения включали рождение женщины, беременной в течение пяти лет; излечение лысого человека, который за ночь оброс волосами; и излечение спартанской девушки, страдающей водянкой, которой Асклепий отрезал голову, держал ее вверх ногами, чтобы слить жидкость, и, наконец, поместил ей на шею», — объяснил Шапиро в «Могущественном плацебо».

Асклепий, греческий бог медицины

Асклепий, греческий бог медицины,
считался олицетворением исцеления в медицинских искусствах

Исцеляющие святыни в древнем мире

В древнем мире существовала давняя традиция исцеляющих святынь. Несколько египетских богов, особенно Исида, были известны своей исцеляющей магией. Греческий историк Диодор комментирует:

«Весь мир жаждет прославить Исиду, потому что она ясно демонстрирует свою способность излечивать болезни». Саму Исиду греки иногда называли Гигеей, или обожествленным здоровьем. Как вы можете себе представить, плата за исцеление (iatreia) была основным источником дохода для святилищ.
По всему греческому миру, где бы ни находились святилища исцеления, мы находим копии, мраморные рельефы или надписи, содержащие списки частей тела, предлагаемых в знак благодарности или в надежде на излечение. Всего было обнаружено более 150 местонахождений. Учитывая некоторые реплики — например, некоторые внутренние органы — становится ясно, что многие из подношений также были призывом к исцелению.

Стоит принять во внимание некоторые находки современной археологии, касающиеся уровня смертности. Одно исследование пришло к выводу, что в древнем мире «треть детей умирала до своего первого дня рождения и почти половина — до пятого».

Дальше на восток китайская медицина использовала почти все вещества, известные человеку; его фармакопея содержала более 18 000 лекарств и рецептов. Иглоукалывание было самым распространенным методом лечения в Китае в течение 2500 лет и широко распространено сегодня. Несмотря на то, что он лицензирован во многих штатах США, у него все еще есть свои скептики, поскольку его преимущества не были подтверждены достаточно контролируемыми исследованиями.

Исцеление Юстиниана святыми Космой и святым Дамианом

Исцеление Юстиниана святыми Космой и святым Дамианом,
включенное в алтарь Сан-Марко.
Их святыня считалась местом для исцеления больных.

В средневековом мире попробуйте сексуальное лекарство

Всегда полезно получить второе мнение, поскольку всегда есть альтернативные способы лечения определенных заболеваний. Один пример, описанный Джоном Уортли в сборнике чудес из его «Исследований культа реликвий в Византии», произошел в усыпальнице святых Космы и Дамиана в Константинополе в 7 веке.

«Кажется, наш рассказчик, знатный горожанин, заболел какой-то болезнью и решил провести время в доме святых, в надежде на излечение.

Справа от него лежала респектабельная дама, потерявшая от какого-то недуга способность говорить.

Слева от него мужчина с парализованными обеими ногами.

Когда пролежали они втроем некоторое время, рабы Божии (Косма и Дамиан) явились парализованному и сказали:
«Если хочешь исправиться, ложись с женщиною. Основывалось исключительно на целительной силе святых».
Ибо они дали ему этот приказ не для того, чтобы заниматься с ней любовью, а для того, чтобы обеспечить путь к их благополучию.

Человек проснулся, приняв видение за сон. Но святые явились ему во второй раз и повторили свое предсказание.

Опять же, он отверг это как сон. Но при третьем появлении они предупредили его, чтобы он не игнорировал силу — их динамизм.

Или еще: божественная шутка (наказание не указано). Дождавшись наступления темноты, парализованный подошел к женщине — вполз на своем… и возложил на нее руки. И она, отбросив и сон, и безмолвие, взывала к прохожим, чтобы отогнали пришедшего на нее злодея.

Когда расслабленный увидел бегущих к нему людей, он вскочил на ноги и бросился прочь; спотыкаясь о нашего рассказчика, который позже сообщает, что двое бенефициариев благословили святых... позже были счастливо соединены... в браке».
(Уортли)

Цифровая реконструкция святилища Томаса Беккета

Цифровая реконструкция святилища Томаса Беккета, который, как многие считали, способен исцелять больных и творить чудеса исцеления.

Христианские реликвии и дело Томаса Бекета

Мощи и предполагаемые мощи святых были одним из основных средств лечения болезней в Европе на протяжении более тысячи лет. Считалось, что они исцеляют все, от слепоты до эректильной дисфункции. Справедливости ради, в досовременном мире было только два способа вылечить болезнь: обратиться к врачу или посетить святые реликвии.

Первый был дорогим и мог убить вас. Между тем, самое худшее, что могло случиться со вторым, заключалось в том, что вы потеряли немного денег, при этом увидев немного мира и потенциально получив некоторое облегчение. Учитывая наши современные исследования плацебо и психосоматики, некоторые люди, возможно, даже вылечились. Согласно Кириллу (Деяния 3:2-7), «Петр и Иоанн... исцелили хромого у Прекрасных ворот, просто взглянув ему в глаза, а в других местах говорится, что простая тень Петра исцеляла».

Конечно, как и сегодня, людей исторически привлекали новые лекарства. Когда челоаек был присмерти, один популярный проповедник в Греции (около 1000 г. н.э.) созвал ожидающую толпу к его смертному одру. Как только он скончался:
«Один (человек) поспешил унести что-то из убогих прядей на блаженной голове; другой, что-то от волос в его бороде; еще один — заплатка от его старого плаща и верхней одежды из козьей шкуры. И потому для всех было великим и прославленным делом унести часть вещей, соприкасавшихся с кожей святых мощей, для избавления от страданий и всяких болезней».

Затем была драма Томаса Бекета, епископа Кентерберийского, увековеченная в фильме 1964 года «Бекет» с Ричардом Бертоном в главной роли. Его убийство, согласно сообщениям, «вызвало фурор мусорщиков». Согласно одному источнику, «когда он неподвижно лежал на мостовой... одни мазали себе глаза его кровью, другие, принесшие с собой сосуды, убирали сколько могли, а третьи жадно обмакивали части своей одежды, которую они отрезали."

Заимствуем несколько строк у историка Чарльза Фримена, пишущего в Holy Bones. Святая пыль:

«Свидетель убийства, обмакнувший свою рубашку в кровь святого, в ту ночь отнес ее домой к своей парализованной жене. Она попросила смешать кровь с водой и омыть ею ее. Ее паралич был вылечен немедленно. Ампулы с разбавленной кровью вскоре начали циркулировать. «Бесчисленное количество больных» было излечено, те, кто был на грани смерти, выжили, а кровь «даже смогла воскресить некоторых из мертвых».
Один образованный наблюдатель, Джон Солсберийский, сообщил, что «парализованные исцеляются, слепые видят, глухие слышат, немые говорят, калеки ходят… а одержимые освобождаются от дьявола». В конце концов, было выпущено два тома с описанием 400 чудес только из святыни в Кентербери.

Святой Мартин

Легенда о святом Мартине утверждает, что он отдал свой плащ нищему, история, изображенная на этой картине Эль Греко. Позже Григорий Турский воздвиг храм в его память, который стал главным местом паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела в надежде излечиться от своих недугов.

Епископ Григорий Турский
и Лечебный ковчег святого Мартина

Грегори, как описал его один историк, был импресарио, ответственным за создание храма Святого Мартина, событие, которое действительно сделало французский город Тур известным. Люди приезжали издалека, чтобы поспать у могилы святого Мартина. Инвалидная монахиня снова смогла ходить после того, как ей приснилось, что святой гладит ее конечности. Хотя это звучит немного озорно, похоже, это сработало.

Мартин был римским солдатом, который отдал свой плащ нищему и которому в ту ночь было видение Христа, одетого в этот плащ. Видение было настолько сильным, что вскоре после этого он сам крестился. Мартин стал настоящим аскетом, и его оборванный вид возмущал местную религиозную иерархию, происходившую в основном из горностаевой аристократии. Но по этой причине, а также благодаря нескольким чудесам, которые, как говорят, он совершил, он привлек большое количество последователей среди бедняков, в том числе почти всех остальных.

Грегори также был историком; типичное для его поколения убеждение, что болезни и инвалидность были вызваны грехом. В его эпоху, в 6 веке, список грехов был довольно устрашающим. На самом деле Григорий оставил после себя список преступлений, из-за которых некоторые из его пилигримов были искалечены или ослеплены. Среди них были такие страшные проступки, как «починка забора во время Великого поста; или выпечка накануне воскресенья».

Епископ Григорий Турский даже предупреждал, что половой акт перед святым днем приведет к рождению детей, «которые родятся калеками или будут страдать проказой или эпилепсией». Раннехристианские писатели считали, что медицинское вмешательство было попыткой свести на нет работу Бога. Григорий, один из самых образованных людей своего времени, фактически подчеркивал безнравственность медицины, поскольку врачи стремились «изменить суд Божий».

Такие верования продержались и в XII веке, судя по замечанию другого очень влиятельного церковника, Бернара Клервоского, когда он утверждал, что «советоваться с врачами и принимать лекарства — не подобает религии и противоречит чистоте».

Первое использование эфира, хирургического анестетика в стоматологической хирургии, картина маслом 1846 года Эрнеста Борда.

Первое использование эфира, хирургического анестетика в стоматологической хирургии, картина маслом 1846 года Эрнеста Борда.

Приход научной революции

«Великий урок… истории медицины заключается в том, что плацебо всегда было нормой медицинской практики», — объяснил Шапиро. Истинная задача древних врачей и целителей заключалась в том, чтобы «иметь дело с эмоциями людей». Другими словами, они сами были терапией, которая иногда приводила к излечению.

Тем не менее, в XII веке научная революция — с ее акцентом на наблюдениях, экспериментах и тщательном ведении записей — начала рассеивать часть убийственной чепухи, которая была основным товаром врачей .

Поскольку многие из этих новых методов пришли из арабских переводов греческих произведений, «они были относительно свободны от христианских догм». XII век, как заметил историк Ян Мортимер, «знаменует собой начало процесса, благодаря которому мужчины и женщины стали доверять своим ближним, а не Богу, свое физическое спасение, и систематически использовали медицинские стратегии, чтобы справиться с болезнью, а не полагаясь на молитву или магию».

Но сердца и умы не меняются за одну ночь. Даже в 17 веке, с его квантовыми скачками в медицинской науке, оставался вопрос: если вы заболели, вы должны послать за доктором или священником? Английские медицинские записи показывают, что, столкнувшись с опасным для жизни состоянием, большинство людей все же послали за священником.

Постепенно за обоими стали посылать умирающие мужчины и женщины. Постепенно, по мере того, как результаты говорили сами за себя, врач начинает заменять священника как лучший способ спасти вашу жизнь. Тем не менее, когда в 19 веке в акушерстве была введена анестезия, чтобы контролировать боль при родах, она была встречена бурей протеста, основанной на третьей главе Книги Бытия.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Steven Darian,
«The Healing Arts and Spiritual Mumbo-Jumbo in the Ancient World»