История Моисея не просто появляется в Библии. В древнем мире почти каждая культура имела свою версию произошедшего. Египтяне, греки и римляне по-своему объясняли, почему тысячи людей покинули Египет и поселились в Иерусалиме.
Знаемый вами Моисей, совершивший чудеса и освободивший еврейских рабов из Египта, — это лишь одна из версий этой истории. Есть и другие – и они рисуют совершенно иную картину, чем та, которую вы слышали.
🔹 1. Манефон: Моисей, прокаженный король
и военный преступник
Моисей, согласно Манефону, был египетским жрецом по имени Осарсиф, который пытался захватить Египет. Фараон изолировал всех больных проказой в городе под названием Аварис, а Осарсиф использовал их для организации восстания. Он сделал себя правителем прокаженных, изменил свое имя на Моисей и настроил их против фараона.
Моисей и его армия прокаженных создали еврейские законы исключительно назло египтянам. Они намеренно сделали свои законы полной противоположностью всему, во что верили египтяне. Например, быков приносили в жертву только потому, что египтяне поклонялись им.
Моисей и его колония прокаженных заключили союз с людьми, живущими в Иерусалиме. Он собрал армию в 200 000 человек, а затем вторгся в Египет. Сначала они завоевали Эфиопию, где правили как жестокие деспоты. По мнению египтян, Моисей и его народ «не воздерживались ни от какого зла или варварства».
Древние египтяне поклонялись священным животным, таким как Апис, который представлял собой живого быка, которого считали богом. Моисей не просто убивал этих священных животных – он заставил египетских жрецов, которые им служили, сделать это за него. Жрецы были вынуждены сжечь своих божественных животных заживо на вершине костра, сложенного из священных изображений. Затем их раздели донага и отправили в пустыню умирать.
В конце концов, примерно через 13 лет, Аменофису удалось собрать достаточно большую армию, чтобы выгнать Моисея из Египта. Он преследовал его в Сирии, где Моисей и его народ поселились в Иерусалиме. Однако, по мнению египтян, каждый еврейский закон, составляющий основу нашего современного общества, зародился в этой колонии прокаженных как не что иное, как злоба против Египта.
🔹 2. Страбон: Моисей, философ
По словам греческого историка Страбона, Моисей не был чудотворцем и не разговаривал с Богом. Он был просто философом, который сел, подумал об этом и решил, что монотеизм имеет наибольший смысл.Моисей в то время был правителем Нижнего Египта, но был «неудовлетворен существующими институтами» в своей стране. Он считал, что Бог не может быть человеком или животным, а должен быть «единым существом, которое охватывает всех нас».
Он был настолько убежден в этом, что отказался от своего положения и вывел группу людей из Египта, чтобы основать свою собственную страну. Эти люди не были рабами, и это не была революция. По словам Страбона, это были «правомыслящие люди», согласные с философией Моисея, и никто не пытался помешать им уйти.
Моисей и его народ добрались до Иерусалима, который им не пришлось завоевывать. Оно было, по словам Страбона, «окружено бесплодной и водной территорией», поэтому никому оно особо не было нужно. Там он основал слабую религию с небольшим количеством правил, которая была настолько популярна, что окружающие народы охотно присоединились к его королевству.
Однако после смерти Моисея Иерусалим был захвачен «суеверными людьми», которые ввели кошерную диету и обрезание – идеи, которые, как утверждает Страбон, полностью противоречили всему, чему учил Моисей.
🔹 3. Атрапан: Моисей, египетский
герой войны и лидер культа
Моисей, согласно Атрапану, был воспитан как сын Хенефра, царя Верхнего Египта. Ченефрес думал, что Моисей был его собственным сыном, но, видимо, связи между отцом и сыном было недостаточно, чтобы удержать Ченефреса от попытки убить его.
Ченефрес послал Моисея вести своих худших солдат в войну против Эфиопии, в которой невозможно победить, надеясь, что Моисей погибнет в бою. Моисею, однако, удалось завоевать Эфиопию. Он стал героем войны по всему Египту. Он также объявил ибиса священным животным города, положив начало первой из трех религий, которые он основал к концу истории.
Он начал свою вторую религию, когда вернулся в Мемфис, где научил людей использовать волов в сельском хозяйстве и, в процессе, основал культ Аписа . Ему не удалось долго наслаждаться своим новым культом. Его отец начал прямо нанимать людей для его убийства, и ему ничего не оставалось, как покинуть Египет.
Находясь в изгнании, он начал свою третью религию после того, как Бог вырвался из земли и приказал ему вторгнуться в Египет. Моисей подчинился и в процессе освободил евреев, но в этой версии истории он действовал гораздо эффективнее. Он просто прошептал имя бога фараону на ухо, и фараон потерял дар речи и стал как мертвый.
🔹 4. Тацит: Моисей, изгнанный атеист
Когда римлянин Тацит взялся за историю Моисея, он был полон решимости сделать это правильно. К тому времени, когда он был жив, о нем уже ходило много разных историй. Он изо всех сил старался разобраться в тех частях, которые имели для него смысл.«Большинство авторитетов, — писал Тацит, — сходятся в следующем». Как и Манефон, его история начинается с того, что Египет поразил проказой, которая, по его словам, передавалась через свинину. Однако вместо того, чтобы идти на войну, Моисей и другие прокаженные были просто изгнаны из страны и отправлены в пустыню.
В пустыне Моисей приказал своему народу восстать против бога и человека , сказав им, что «оба покинули их». Вместо этого, учил он их, им следует доверять только своему собственному суждению. Он провел их через пустыню, сохраняя им жизнь, вырывая воду из земли – но это не было чудом. Вместо этого Моисей нашел подземные каналы с водой, следуя за участками травы.
Как только они добрались до Ханаана, Моисей ввел новую религию – не потому, что он верил в нее, согласно Тациту, а потому, что он верил, что она «обеспечит преданность его народа».
Он ввел кошерную диету, потому что употребление свинины заразило их проказой. Он представил пост как способ напоминания об их путешествии по пустыне. Он приказал им святить седьмой день в память об их путешествии по пустыне, которое, по этой версии, не заняло сорока лет. Это заняло семь дней.
Однако через Тацита мы получаем прекрасное представление о том, как создается история. Легко увидеть, какие части он взял из египетской истории, какие части он взял из еврейской истории, и он отфильтровал все это через свое собственное мировоззрение.
Но это всего лишь другая точка зрения – не истина. Кем бы ни был настоящий Моисей, сегодня мы можем видеть его только расколотым через призму истории – истина, разбитая на маленькие преломления истины, каждое из которых окрашено культурой, которая ее рассказывает.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Mark Oliver,
«4 Completely Different Versions of the Story of Moses»