У израильтян есть
шутка, что в Иерусалиме с Богом общаются по местному тарифу.
Знаменитая Стена Плача
или Западная Стена – великий памятник архитектуры, одна из главных святынь
иудаизма и земли иерусалимской. Ежедневно Стену Плача в Иерусалиме посещают
тысячи туристов и паломников со всего мира. Каждый из них считает своим долгом
вознести молитву, оставить записку с пожеланием в щелях Стены.
Среди паломников много
официальных лиц: Президенты стран, чиновники всех рангов, знаменитости. Почти
2000 лет Западная Стена у Храмовой Горы в Иерусалиме является величайшей
загадкой.
Папа
Франциск прислонился лбом к холодному бетону стены, которая разделяет Израиль и
западный берег реки Иордан со времен второй интифады в начале 2000-х годов. Он
молча молится, а его, казалось бы, спокойное лицо несло на себе груз печали
всех палестинцев. Этот впечатляющий и в то же время политический жест был
воспринят как таковой всеми присутствовавшими сторонами.
Западная Стена вошла в
историю Иерусалима как уцелевшая часть Второго Иерусалимского Храма,
разрушенного римлянами в 70-м году нашей эры.
Второй
Храм: Храм Зоровавеля (516 — 20 до н. э.)
|
Существует несколько легенд о
происхождении Стены. Одна из наиболее известных гласит о том, что Храм был
построен по приказу иудейского царя Соломона, в честь иудейского Б-га,
хранящего мир на земле и защищающего все народы мира.
По задумке Соломона
Храм должен был стать самым красивым и прочным сооружением в мире. В ночь перед
началом строительства Соломону явился ангел и велел поручить возведение Храма
не наемным рабочим, а народу. Так, чтобы и богатый, и бедный, и старый, и
молодой – каждый мог внести свой вклад по возможностям.
Утром призвал Соломон
народ и огласил свою волю:
«Народ израилев! Богатые и бедные, министры и священнослужители, офицеры и их помощники! – воззвал он. – Я хочу построить дом для еврейского Бога; роскошный Храм, большой и красивый, как и подобает Богу мира. Сейчас я брошу жребий для каждого из вас; и все будут строить свою часть. Так мы и построим Храм, Храм для всех».
Царь Соломон поделил
строительство Храма на 4 равных части, между 4-мя сторонами света. И
поручил строительство каждой стороны разным сословиям: богатым – Восточную,
государственным деятелям – Северную, священнослужителям – Южную, а
простолюдинам – Западную.
Состоятельные сословия
с большим энтузиазмом взялись за работу и наняли лучших строителей, только
бедные люди строили сами, привлекая жен и детей, тяжело трудились. Первыми свою
часть Храма построили богатые, затем министры и священнослужители, и только
простолюдины последними достраивали Западную стену.
А по окончанию
строительства случилось чудо: спустился на Храм дух Б-жий и благословил труд
бедняков: «Дорог мне труд простых людей, и на него снизойдет мое
благословение».
Прошло много лет, Храм
был разрушен врагами, а уцелела лишь Западная стена – спустился к ней ангел,
закрыл ее крыльями от разрушения и произнес: «Западная Стена – труд бедного
люда, ее не коснется разрушение…».
… Прошли сотни лет, а
Западная стена Храма и нынче нерушима, словно символ любви создателя к каждому
из нас.
Жизнь
Стены сегодня
С тех самых пор, когда
был разрушен Храм, иудеи всего мира считают это место святым, оплакивают его, и
возносят прошения к Б-гу. Помимо устных молитв, принято оставлять записку с
просьбой в пустотах, между камнями стены. Считается, что любое желание,
оставленное в Стене Плача, будет услышано Всевышним и будет исполнено.
Еврейский квартал
производит впечатление наиболее приличного квартала старого города. Идеальная
чистота и порядок, упорядоченная торговля, минимум бардака, свойственного,
например, арабскому участку.
Здесь много синагог,
отражающих разнообразие течений иудаизма.
Старый Иерусалим
довольно маленький, весь город можно пройти пешком минут за 15-20. А вот и
Стена Плача. Большая часть (слева) отведена мужчинам, женщины собираются
справа:
Молясь, евреи
характерно раскачиваются в такт. Большинство читает молитвы про себя, но
некоторые вполголоса. Иногда читает один, остальные ему вторят:
То́ра
в ашкеназском произношении: То́йро, Тэ́йро — в широком смысле, совокупность
иудейского традиционного религиозного закона.
|
Одна из традиций — написание
записок, которые оставляют в трещинах Стены Плача. Форма произвольная,
содержание вряд ли отличается разнообразием — самые важные желания у всех
примерно одни и те же...
Здесь не только плачут.
Молодые хасиды напевают нигуны (характерные медитативные мелодии, часто без
слов), сюда приходят празднующие всякие события, иудейские праздники:
Почти все трещины стены
забиты записками на всех возможных языках планеты.
Что поначалу поражает,
так это отсутсвие единого этнического типа, хоть какой-то внешней схожести.
Марокканцы, йеменские евреи, выходцы из стран бывшего «Союза», местные сабры,
негры, китайцы - кого здесь только нет. Но есть и "униформа". Детали
её легко подскажут принадлежность к той или иной религиозной группе, но
издалека "по уставу прикинутый" иудей выглядит так.
Длинные завитые пряди
на висках - пейсы - отличают ортодоксов. Традиция связана с Торой, одна из
заповедей запрещает сбривать волосы, растущие на висках. Понять это невозможно,
надо просто запомнить.
У каждого направления
(литваки, модернисты, хасиды и множество их разновидностей, религиозные
сионисты) свои тонкости в одежде, свой устав, который соблюдается
ревностно (см. тему Еврейские шляпы).
"Антенна для связи
с Богом" называется тфилин. Две специальных коробочки из кожи - одна
крепится на голове, вторая на бицепсе левой руки, у сердца - содержат фрагменты
Торы, ремешок из кожи тоже завязывается на руке и вокруг пальца строго по
уставу.
Витражи главной
иерусалимской синагоги. Здесь обычно нет свойственной христианским храмам
роскоши и золота - все довольно скромно и строго. Но витражи - это просто
чудо!