Etruskischer
Meister: Zwei Tänzer (нем.)
Этрусский
шедевр: Два танцора
|
Этруски – народ,
населявший северо-запад Апеннинского полуострова в 1-м тысячелетии до нашей эры,
до того как там начался бурный рост римского государства. Самые поздние тексты
на этом языке относятся к I веку до н.э. Впоследствии этруски были
ассимилированы римлянами, но перед этим успели оказать на них сильное влияние.
Этруски поставили перед
учеными много неразрешенных и по сей день вопросов. Они не относятся к
индоевропейским народам, неизвестно, откуда они взялись, их язык до сих пор не
расшифрован полностью, родства ни с одним из современных языков не установлено.
Явно родственным этрусскому оказывается ретийский язык, существовавший в
римской провинции Ретия (Raetia) у Альп и представленный еще меньшим
количеством памятников, чем этрусский.
В V веке до нашей эры
древнегреческий историк Геродот утверждал, что этруски приплыли в Италию из
Лидии, области в Малой Азии. Поступили они так из-за голода, вызванного
рекордным неурожаем, примерно во время Троянской войны (XIII – XII века до
н.э.). Рассказ Геродота звучит так:
«…при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод [от недорода хлеба]. Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. <…> Так лидийцы жили 18 лет. Между тем бедствие не стихало, а еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами»(История I, 94)
Очевидным доводом в
пользу такой теории служило второе название этрусков – тиррены (греч. Τυρρηνοί,
Τυρσηνοί, Τυρσανοί, лат. Tusci из [i]Turs-ikoi[/i]), совпадавшее с названием
народа, который, согласно Геродоту, населял остров Лемнос.
В I веке до н. э.другой
автор – Дионисий Галикарнасский высказал другую точку зрения на происхождение
этрусков. Он считал, что они исконные обитатели Апеннинского полуострова. Вот,
как он сам говорит об этом:
«Я не думаю, что тиррены были выходцами из Лидии. Так как тиррены не имеют общего языка с ними, и нельзя сказать, что они пусть даже не употребляют близкое наречие, но сохраняют какие-то следы языка метрополии. Ведь тиррены не признают тех богов, каких почитают лидийцы, и не пользуются схожими законами и установлениями, но во всем этом больше отличаются от лидийцев, чем от пеласгов. 2. Сдается мне, что те, кто объявляет этот народ ниоткуда не пришедшим, но туземным, более близки к правде, потому что народ сей очень древен и ни на какое другое племя не похож по языку и образу жизни»(Римская история I, XXX, 96)
Что же касается
названия тиррены у народа на Лемносе, то Дионисий объяснял его простым
совпадением.
После дешифровки
сохранившихся в Малой Азии памятников лидийского языка, оказалось, что он
относится к хетто-лувийским языкам индоевропейской семьи, родства с которыми
этрусский язык не демонстрирует. Так что в гипотезу Геродота ученые до
последнего времени не слишком-то верили, но современные
молекулярно-биологические методы внезапно стали ее подтверждать.
В работе,
опубликованной в журнале PLOS One, приводится подтверждение этой теории,
полученное на основе анализа SNP (single nucleotide polymorphism,
олигонуклеотидный полиморфизм) современных тосканцев.
SNP – это отличия между
гомологичными хромосомами в один нуклеотид, возникающие из-за мутаций. Как правило,
такие мутации не вносят особых изменений в фенотип, зато подчиняются законам
теории вероятностей и математической статистики. Благодаря тому, что мутации
происходят с известной постоянной частотой, их удобно использовать для
построения генеалогических деревьев семей, народов и даже целых видов.
Древние этруски жили на
территории современной Тосканы. Более ранние исследования с использованием
фрагментов митохондриальной ДНК (она передается человеку только от
матери) древних этрусков и современных тосканцев показали, что небольшая часть
современных тосканцев является носителями гаплогруппы, характерной сегодня для
Ближнего Востока и для некоторых этрусков. Полноразмерную геномную ДНК получить
из останков этрусков и прочитать при современном развитии техники очень сложно,
этого еще никому не удалось сделать. Митохондриальную ДНК добыть легче, но
геномная несет гораздо больше информации.
Кроме того, когда речь
заходит о колонизациях и завоеваниях, приходится учитывать, что мужчины были
более мобильны и, возможно, чаще становились отцами детей местных жительниц.
Такие события невозможно зафиксировать, изучая лишь митохондриальную ДНК. С ее
помощью можно обнаружить только тех людей, прапрабабушками которых были
прибывшие из Малой Азии женщины. По исследованиям мтДНК выходило, что примерно
5-10% современных тосканцев являются дальними потомками жителей Азии. Анализ
геномной ДНК должен был повысить этот процент. Так и произошло: по результатам
нынешнего исследования SMP потомками выходцев из Азии оказались 22-30%
тосканцев.
Родство этрусков
прослеживается не с турками, сегодня населяющими территорию Лидии, а с
населением Кавказа: грузинами и армянами. Время разделения с кавказскими
родственниками генетическими методами определяется как 5000 лет назад, а не как
3000, на что указывают собственное летоисчисление этрусков, археологические
данные раскопок в Италии и теория Геродота.
То, что нынешние турки
не оказались родственниками этрусков, конечно, не удивляет. Они появились в
Малой Азии по масштабам древней истории вчера – всего лишь XI веке н. э.
Этруски же должны были оказаться родственниками предшествовавшего им населения
Малой Азии. Надо сказать, что там за тысячелетия успели побывать представители
самых разных народов. Как различных ветвей индоевропейской семьи, так и
неиндоевропейских (например, хурриты).
Незадолго до XII в до н.э. в восточное
Средиземноморье переселились так называемые народы моря. Происхождение этих
народов еще более туманно, чем происхождение этрусков. С ними авторы статьи
склонны связывать происхождения малоазийских предков этрусков. Может оказаться,
что пути их миграции лежали через Кавказ, или какая-то группа отделилась от них
и отправилась в Закавказье, где их генетические черты унаследовало современное
население. Стоит добавить, что, согласно египетским источникам, один из народов
моря назывался турша (егип. Twrwš, Twrjš, Twrš), что еще известный
историк древнего Востока И. М. Дьяконов сопоставлял с названием Τυρσανοί.
Кроме исследований
геномов людей, еще два наблюдения подтверждают теорию Геродота. Во-первых, это
анализ геномов специфических тосканских пород крупного рогатого скота. По
данным одного из исследований, быки и коровы тоже прибыли в Тоскану из Малой
Азии примерно в 1200 году до нашей эры.
Второе подтверждение
относится к области лингвистики. Это надгробный памятник с острова Лемнос в
Эгейском море, вернее, надпись на нем. Она сделана на языке, похожем на
этрусский и указывает на возможный путь миграции. Предположительно, на этом же
языке сделаны малочисленные надписи на керамике, найденные в археологами при
раскопах греческого города Гефестия на Лемносе.
Сходство этого языка с
этрусским сейчас признают все исследователи, правда, надо сделать оговорку, что
некоторые (К. де Симоне) полагают, что это не предки этрусков переселились с
Лемноса в Италию, а наоборот, много позднее часть этрусков попала на остров.
Среди лингвистических аргументов в пользу связи этрусков с Малой Азией и
Кавказом надо упомянуть о предположение С. А. Старостина и И. М. Дьяконова о
родстве этрусского языка с хурритским и урартским и далее с современными
языками северо-кавказской семьи.
Вся эта история в целом
любопытна тем, что теория античного автора не рассматривалась учеными долгое
время всерьез, но была реабилитирована после появления самых современных
методов исследования в совсем иной области науки.
Александра
Брутер