Немецкий город Шпайер
известен туристам, в первую очередь, своим древним собором - самой большой
романской церковью в мире из дошедших до наших дней. В трех минутах ходьбы от
него находится еще один уникальный памятник - стены синагоги и прекрасно
сохранившаяся миква. В 1100-1120 годах их возвели те же самые мастера, которые
строили здесь имперский собор.
Водный резервуар для омовения в Шпайере
|
Еврейский квартал был
создан по воле князя-епископа Рюдигера, наделившего его жителей торговыми
привилегиями, раввинов - правом вершить суд, а также разрешившего заложить
здесь еврейское кладбище. В квартале поселились тогда евреи из деревни Старый
Шпайер. Позже - евреи из Майнца, бежавшие от погромов, связанных с Первым
крестовым походом. Защиту им гарантировал уже новый князь-епископ - Иоганн.
Города
ШУМ
Еврейскую общину
Шпайера, насчитывавшую в Средние века 300-400 человек, возглавлял архисинагог,
которого назначал князь-епископ. Она была тесно связана с общинами соседних
Вормса и Майнца. Эти рейнские города, известные также как города ШУМ (SchUM), образовывали в те времена
важнейший центр всего европейского еврейства. Аббревиатура ШУМ составлена из
начальных букв их еврейских названий - שו״ם.
Стена синагоги
|
Заявка
для ЮНЕСКО
Города ШУМ являлись
также одним из мировых центров иудаизма и еврейского права. В 2014 году был
создан комитет с целью включения этих памятников еврейской истории в список
Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Вормсе, например, находится самое старое
еврейское кладбище Европы. На нем покоится прах выдающегося ученого-талмудиста
Меира бен Баруха (1215-1293), похоронены другие знаменитые раввины и ученые.
Еврейский
двор
В свою очередь,
шпайерская миква является самым старым памятником такого рода севернее Альп.
Археологический музей SchPIRA, открытый в центре бывшего еврейского квартала в
2010 году, ежегодно посещают около 70 тысяч человек. В его экспозиции -
надгробия 1112-1443 годов, которые после XV века, когда не стало общины и было
ликвидировано еврейское кладбище, использовались для строительства домов.
Экспозиция
Всего было найдено
около полусотни таких камней. Надписи на них дали возможность узнать
подробности о жизни общины в Средние века. Здесь также выставлены предметы,
закопанные евреями перед бегством во время одного из погромов и обнаруженные
позже археологами. Сюда же перенесены некоторые резные камни из песчаника,
которые заменили копиями во время реставрации миквы.
Пожар
1689 года
Из помещений музея
посетители попадают во двор к микве и стенам, оставшимся стоять от синагоги и
женской молельни. Средневековые синагога и молельня были разрушены во время
пожара 1689 года. Город подожгли по приказу французского короля Людовика XIV в
ходе войны за Пфальцское наследство. Миква, уходящая под землю на
десятиметровую глубину, тогда не пострадала.
Еврейские
общины
Восстанавливать
синагогу и квартал оказалось некому. Средневековая община прекратила
существование в начале XV века. Обстоятельства, приведшие к этому, историки до
конца выяснить не смогли. Еще одна община существовала в Шпайере в 1621-1688
годах, когда город нуждался в деньгах еврейских торговцев во время и после
Тридцатилетней войны, а затем - с конца XVIII века до нацистских времен и
Холокоста.
Пороховой
склад
После пожара 1689 года
стены синагоги остались стоять, а миква стала частью цейхгауза. В ней устроили
пороховой склад, для чего ее потребовалось осушить, однако никаких других
изменений она не претерпела. В начале XX века, когда в Шпайере вновь проживало
более 400 евреев, старую романскую микву стали показывать гостям города, среди
которых были немецкий кронпринц Вильгельм и Маргарита Савойская.
Лестница в микву
|
Новый
музей
В начале 90-х годов
прошлого века городские власти Шпайера, понимая уникальную историческую ценность
археологических и архитектурных памятников в бывшем еврейском квартале, начали
постепенно скупать здесь земельные участки и здания, чтобы со временем открыть
музей. До его открытия микву можно было посетить только по специальным дням с
экскурсиями, которые проводились на общественных началах.
Своды
миквы
|
Очищение
Эта лестница ведет на
десятиметровую глубину к резервуару для омовения. Согласно правилам иудаизма,
для очищения от ритуальной нечистоты необходима вода, собираемая естественным
путем, а бор, то есть яма, должен находиться в земле. Температура грунтовой
воды в Шпайере никогда не превышала семи градусов. Нагревать ее было нельзя.
Некоторые члены общины совершали этот обряд ежедневно.
Время
работы
С 1 апреля по 31
октября музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов. С 1 ноября по 31 марта - со
вторника по воскресенье с 10 до 16 часов. Адрес: Kleine Pfaffengasse 20/21,
67346 Speyer.
Максим Нелюбин
dw.com