Гегель,
Георг Вильгельм Фридрих - немецкий философ,
один
из творцов немецкой классической философии
и
философии романтизма
|
В своей «Феноменологии духа» Гегель проделал ставший впоследствии знаменитым анализ господства и
рабства, с его логикой, которую можно назвать поистине убийственной, ибо она
делит человечество на господ и рабов.
Ход его мысли таков.
Человека от животного
отличает самосознание (животное обладает лишь самоощущением). Чтобы утвердить
себя, самосознание оборачивается вожделением по отношению к тому, что находится
вне его – к природному миру. Самосознание, таким образом, есть вожделение,
которое должно быть удовлетворено. Поэтому, чтобы насытиться, оно действует, а
действуя, отрицает, уничтожает то, чем насыщается. Самосознание есть отрицание.
Но уничтожать объект,
не обладающий сознанием, например мясо в акте поедания, - это присуще также и
животному. Человеку нужно, чтобы вожделение сознания обращалось на нечто
отличное от бессознательной природы. Единственное в мире, что отличается от
нее, - другое самосознание. Следовательно, необходимо, чтобы вожделение
обратилось к другому вожделению и чтобы самосознание насытилось другим
самосознанием. Проще говоря, человек не признан другими и сам себя не признает
человеком, пока он ограничивается чисто животным существованием. Он нуждается в
признании со стороны других людей. В принципе любое сознание есть лишь желание
быть признаваемым и одобряемым, как таковое, другими сознаниями. Мы порождены
другими. Только в обществе мы обретаем человеческую ценность, которая выше животной
ценности.
Высшая ценность для
животного – сохранение жизни, и сознание должно возвыситься над этим
инстинктом, чтобы обрести человеческую ценность. Оно должно быть способно
рисковать собственной жизнью. Чтобы быть признанным другим сознанием, человек
должен быть готов подвергнуть риску свою жизнь и принять возможность смерти.
Таким образом, фундаментальные человеческие взаимоотношения - это отношения
чисто престижные, постоянная борьба за признание друг друга, борьба не на
жизнь, а на смерть.
Отсюда понятно, что с
самого начала человеческой истории и на всем ее протяжении возможны только два
рода сознания, из которых одному недостает мужества отказаться от жизни и
поэтому оно согласно признать другое сознание, не будучи само им признано.
Короче, оно допускает, чтобы его рассматривали как вещь. Сознание, ради
сохранения животной жизни отказывающееся от независимости, - это сознание раба.
Другое, получившее признание и независимость, - это сознание господина. Они
различаются при их столкновении, когда одно склоняется перед другим.
Но к несчастью для
него, господин признан таковым сознанием, которое сам он самостоятельным не
признает. Следовательно, он не может быть удовлетворен. Господство – это тупик.
Поскольку господин никоим образом не может отказаться от господства и стать
рабом, вечная участь господ – жить неудовлетворенными или быть убитыми. Роль
господина в истории сводится только к тому, чтобы возрождать рабское сознание,
единственное, которое действительно творит историю. Раб не дорожит своей участью,
он хочет ее переменить. Следовательно, он может воспитать себя вопреки
господину; то, что именуют историей, является лишь чередой длительных усилий,
предпринимаемых ради обретения подлинной свободы. Отсюда уже недалеко до
марксизма-ленинизма с его тотальной войной против всех видов и форм угнетения.
Логически опровергнуть
эту схему трудно. Против нее протестуешь, скорее, сердцем и всем своим
существом. Господство и рабство мне одинаково отвратительны, никогда не хотел
ни повелевать, ни подчиняться (отнюдь не смешиваю с рабским подчинением
сознательную дисциплину, необходимую в любом коллективе). Но ведь получается
так, что всегда либо повелеваешь, либо подчиняешься. Равенство людей - утопия.
Такая проклятая жизнь.
Сергей Цветков,
историк