Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Идея антропогенеза до Дарвина


Еще в глубокой древности разные народы создавали легенды о чудесном происхождении первых людей, об их сотворении божеством. И а подобных мифах можно проследить влияние тех природных и социально-экономических условий, в которых они создавались. Например, библейская легенда о сотворении первого человека из "красной глины" божеством, вдохнувшим в него частицу своего духа - "бессмертную душу", отражает весьма распространенное в те времена в Ассиро-Вавилонии, Египте, Иудее и других странах горшечное ремесло и искусство скульпторов.

Библейской легенде созвучен магометанский миф, в котором говорится:
"Он дал совершенство всему, что он создал, и образовал сначала человека из глины. Затем он установил потомство человека и произвел его из капли, из крошечной капли воды. Затем он образовал его так, чтобы тело его сохранило известные пропорции, и вдунул в него часть своего духа" (Коран)
С незапамятных времен люди подмечали, однако, большое сходство человека с другими животными, в связи с чем, зародилась идея о естественном, а не чудесном происхождении человека. Такая мысль появилась уже в древности и ярко выражена, например, в произведении римского поэта Тита Лукреция Кара (95-51 до н.э.), в поэме "О природе вещей".

По идее Лукреция, люди зародились впервые непосредственно из земли в те времена, когда она обладала могучим плодородием; земля произвела зверей, птиц и других животных после того, как покрылась всевозможными растениями.

Хотя представление Лукреция о появлении первых людей в виде младенцев из "земных утроб" совершенно неверно, все же следует подчеркнуть, что по его поэме человечество возникло на Земле естественным путем.

Атеистическая сущность поэмы Лукреция хорошо видна в следующих поучительных строках:
В те времена, как у всех на глазах влачилась
Жизнь людей на Земле под религии тягостным гнетом,
С областей неба главу являвшей, взирая остуда
Ликом ужасным своим на смертных, поверженных долу,
Эллин впервые один осмелился смертные взоры
Против нее обратить и отважно выступил против.
 Далее, Лукреций пишет:
За основанье тут мы берем положенье такое:
Из ничего не творится ничто по божественной воле.
С поразительной интуицией рисует Лукреций жизнь первобытных людей, их труд, возникновение членораздельной речи. Поэма Лукреция имеет очень большое значение: она выражает одну из древнейших попыток представить происхождение человека на Земле естественным путем, а не благодаря чуду творения божеством.

При построении своей поэмы Лукреций основывался на достижениях мыслителей и ученых предшествующих веков. Великие умы древности, анализируя основные особенности человеческого тела и его органов, установили тот важнейший факт, что рука есть орган общеполезного труда. Эта плодотворная мысль встречается, например, в творениях греческих философов Анаксагора (500-423 до н. э.) и Сократа (род. около 469, умер около 349 до н. э.). О естественном развитии человека говорили Анаксимандр (VI в. до н. э.) и Эмпедокл (485- 425 до н. э.).

В трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), Гиппократа (род. около 460, умер около 377 до н. э.), а также других крупнейших естествоиспытателей и врачей древнего мира уже были заложены некоторые научные основы исследования и описания черт различия и сходства между человеком и млекопитающими животными, в том числе по строению тела, его развитию и функциям.

Из всех перечисленных деятелей Аристотелю принадлежит крупнейшая заслуга, так как именно он впервые подверг подробному рассмотрению человеческое тело, указал место, занимаемое человеком в системе животного мира, перечислил такие кардинальные различия между человеком и другими животными, как прямохождение, крупный головной мозг, речь разум, и подверг эти особенности анализу.

Позднее римский врач и анатом Клавдий Гален (130-201 н.э.) установил большое сходство в строении тела между человеком и обезьянами, отметив черты сходства и различия с другими животными.

Сочинения Галена доставили ему, как и Аристотелю, громадный авторитет и тысячелетнюю мировую славу. Знания о человеке и животном мире в дальнейшем умножались в связи с усиленным развитием производительных сил человеческого общества.

Анатомия и физиология человека постепенно выросли из немногих точных знаний и многих смутных догадок. После реформации в методах исследования, в особенности благодаря классическим работам Андрея Везалия (1514-1564) и Уильяма Гарвея (1578-1658), ученые вступили на путь настоящего познания человеческого тела. Им становилось ясным многое из того, что ранее было непонятным в строении человека. Материалистический взгляд на человеческое существо начал все глубже проникать в среду ученых.

Даже в самые мрачные времена инквизиции передовые ученые высказывали глубоко материалистическую идею о естественном, а не чудесном происхождении человека. Таков, например" был известный ученый и философ Лючилио Ванини (1585-1619). За свои материалистические и антирелигиозные концепции человека и природы он был осужден инквизицией и сожжен живым на костре.

Для проблемы антропогенеза большое значение в истории науки составляет рост знаний об обезьянах, в особенности, человекообразных.


Шимпанзе впервые были доставлены в Европу лишь в начале XVII в. В 1699 г. английский анатом Э. Тайзон опубликовал полное описание строения шимпанзе в книге "Орангутан, или лесной человек: сравнительная анатомия обезьяны, пигмея и человека".

В XVIII в. известный шведский ученый Карл Линней (1707- 1778) помещает человека в своей классификации животного мира и отводит ему особый род людей [i](Homo)[/i] с одним видом "человека разумного" (Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами.

Однако Линней стоял на точке зрения креационистской: разумность он объяснял тем, что в человеке есть частица божественной мудрости.

В конце XVIII в. идея о естественном происхождении человека возникает в работах Дж. Б. Монбоддо (1784), касавшихся вопроса о происхождении и развитии членораздельной речи. Позже Дж. Э. Доорник (1808), как и Монбоддо, утверждал, что люди произошли от человекообразных обезьян.

Одним из крупнейших биологов второй половины XVIII в. был французский ученый Жорж Бюффон (1707-1788), который, будучи трансформистом, в своих сочинениях уделил человеку большое внимание, равно как и человекообразным обезьянам, которых он лично наблюдал. Однако он очень резко отграничивал человека от животного мира по его духовным особенностям, приписывая им божественное происхождение.

К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фауне и флоре разных стран земного шара. Сильно пополнились сведения также об ископаемых животных и об истории Земли, в частности благодаря трудам Жоржа Кювье (1769-1832) и Чарлза Лайеля (1797-1875).

Наряду с зоологией и палеонтологией развились в сильной мере и другие науки о природе. Идея о постоянстве видов животных и растений, которой придерживалось вслед за Линнеем подавляющее большинство ученых, начала понемногу утрачивать свою силу. Отдельные биологи стали все яснее и яснее усматривать признаки эволюции в органическом мире.

В России одним из наиболее ранних выразителей идеи трансформизма был Афанасий Аввакумович Каверзнев (род. в 1748, год смерти неизвестен). Сочинение Каверзнева "О перерождении животных" было опубликовано в 1775 г. В нем прогрессивный ученый обосновывает многочисленными данными положение о естественном происхождении и дальнейшем превращении видов. Он не остановился перед тем, чтобы применить свои взгляды на развитие и к самому человеку. Каверзнев помещает человека и обезьян в одну группу, утверждая между ним и животными сходство и родство:
"... не только кошка, лев, тигр, но и человек, обезьяна и все другие животные составляют одну единую семью" 
(О перерождении животных, стр. 507).
Несколько позже материалистические идеи о человеке и его происхождении излагаются также в трудах крупнейшего прогрессивного общественного деятеля и мыслителя А.Н. Радищева (1749-1802), в замечательном трактате которого "О человеке, о его смертности и бессмертии" высказано мнение, что наука о человеке является важнейшей, коренной.

В том же трактате доказывается идея о том, что "руки были человеку путеводительницы к разуму".

Эта вполне справедливая мысль неоднократно встречается в произведениях крупнейшего русского мыслителя XIX в. Н.Г. Чернышевского (1828-1889). Он подвергал анализу такие кардинальные вопросы, как место человека в природе, сущность человека, его происхождение в результате естественного исторического хода развития природы.

В сочинении "Антропологический принцип в философии" Н. Г. Чернышевский (1948, стр. 103) утверждает единство тела и духа человека: этот коренной тезис был позднее подтвержден исследованиями И.М. Сеченова (1825-1905) и И.П.Павлова (1849-1936), заложивших основы отечественной материалистической физиологии.

Н. Г. Чернышевский писал, что
 "на человека надо смотреть, как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека, как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом". 
За рубежом крупнейший предшественник Дарвина в области биологии - Жан Ламарк (1744-1829)-в своем сочинении "Философия зоологии" (1809) привел ряд доказательств эволюции в мире животных и растений и тем самым выступил против широко распространенной метафизической концепции того времени.

Ламарк утверждал, что все современные организмы произошли от древних путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя человекообразная обезьяна в связи с поредением лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно изменилось строение позвоночника, мускулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. В условиях общественной жизни вскоре у людей развилась членораздельная речь.

Ламарк высказал много верных мыслей, рисуя возможный способ естественного происхождения человека.

Действительно, Ламарк выдвинул, наряду с концепцией об изменчивости и усовершенствовании организмов, принцип влияния внешней среды и упражнения на организм, постулируя одновременно тезис о передаче индивидуально приобретаемых особенностей по наследству. Но тогда он не мог еще привести достаточных доказательств наличия эволюции организмов в природе и естественного происхождения человека. Ламарк не указал на другие важнейшие факторы развития, вследствие чего его новое учение об эволюции было односторонним и не смогло победить старого учения о постоянстве видов.

Другие эволюционисты - современники Ламарка, например Этьен Жоффруа Сент-Илер (1772-1844), - также не располагали достаточными данными в пользу эволюционной теории.

Важнейшим представителем взгляда, по которому виды животных неизменны с сотворения мира, в то время был крупный французский естествоиспытатель, сравнительный анатом и палеонтолог Жорж Кювье (1769-1832). Сторонники эволюции потерпели временное поражение в споре Кювье с Сент-Иле-ром по вопросу о единстве типа строения у позвоночных и беспозвоночных животных в 1830 г. в Парижской Академии наук (Амлинский, 1955).

После появления "Философии зоологии" Ламарка прошло еще полстолетия, и познание природы сделало большой шаг вперед. В частности, большое развитие получила в трудах Чарлза Лайеля геология, и все яснее становились признаку перемен в строении пластов земной коры вместе с ископаемыми животными и растениями.

Идея эволюции в окружающей людей природе чаще и чаще звучала в умах ученых. Наконец, появился крупнейший естествоиспытатель, который смог связать воедино огромное множество фактов на основе закономерностей развития в живой и неживой природе. Это был Чарлз Дарвин.

В. И. Добреньков, А. И. Кравченко
"Фундаментальная социология"