В
доме Зверкова 1827 года постройки в числе прочих
снимал
комнатушку молодой Гоголь.
|
В повести Лермонтова «Штосс» есть загадочный персонаж — странный старик в восточном халате, играющий в карты с простодушными постояльцами дома на их мечты и желания. Действие этой мистической истории происходит в доходном доме купца Зверкова в Санкт-Петербурге.
Любитель загадочных
историй Лена Руденко проводит экскурсию по тому самому
дому и окрестностям.
Вот как описывает эту
местность Лермонтов в повести «Штос», Столярный переулок у Кокушкина моста:
«Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет. По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке.
Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как, например... у Кокушкина моста...»
В этом доме герой
повести — молодой художник Лугин, повинуясь неведомому голосу, снимает
квартиру, где и встречает мистического шулера Штоса, который предлагает ему
свою игру...
«Когда дверь отворилась настежь, в ней показалась фигура в полосатом халате и туфлях: то был седой сгорбленный старичок; он медленно подвигался приседая; лицо его, бледное и длинное, было неподвижно; губы сжаты, серые мутные глаза, обведенные красной каймою, смотрели прямо без цели. И вот он сел у стола против Лугина, вынул из-за пазухи две колоды карт, положил одну против Лугина, другую перед собой, и улыбнулся».
Дом Зверева стал первой
«многоэтажкой» Петербурга — пять этажей. Здесь снимали квартиры мелкие
чиновники, портные, ремесленники, кухарки, модистки.
Вид
на окрестности канала
|
Одним из жильцов этого
дома был молодой Николай Гоголь, приехавший столицу. Он нашел работу мелкого
чиновника в министерстве — переписывал бумаги. Такой чиновник и становится
героем повести Гоголя «Записках сумасшедшего». В повести представлено описание
дома Зверкова у Кокушкина моста:
«Я развернул свой зонтик и отправился за двумя дамами. Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова». Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит. Там есть и у меня один приятель, который хорошо играет на трубе. Дамы взошли в пятый этаж. «Хорошо, — подумал я, — теперь не пойду, а замечу место и при первом случае не премину воспользоваться»
Вернувшись домой с
работы, Гоголь садился у окна и, вдохновившись местным колоритом сочинял свои
мистические истории. Действительно, такой дом располагает к сочинению
страшилок.
Tакой
дом располагает к сочинению страшилок
|
Кстати, жуткий
мистический персонаж, изображенный на картине, в повести Гоголя «Портрет» по
описанию напоминает лермонтовского картежника Штоса. Среди героев «Портрета»
тоже присутствует художник, который хотел сжечь проклятую картину.
Возможно, в доме
Зверкова, действительно, появился загадочный старик, напугавший жильцов. Так и
появилась легенда, нашедшая отражение в литературе.
Жуткий портрет в
повести Гоголя выглядел так:
«Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм.
Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза.
Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: „Глядит, глядит“, — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю».
Кукрыниксы
— Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Портрет».
|
Эпизод: художник
решил уничтожить проклятую картину.
— Что ты делаешь, что собираешься жечь? — сказал он и подошел к портрету. — Помилуй, это одно из самых лучших твоих произведений. Это ростовщик, который недавно умер; да это совершеннейшая вещь. Ты ему просто попал не в бровь, а в самые глаза залез. Так в жизнь никогда не глядели глаза, как они глядят у тебя.
— А вот я посмотрю, как они будут глядеть в огне, — сказал отец, сделавши движенье швырнуть его в камин.— Остановись, ради Бога!— сказал приятель, удержав его, — отдай его уж лучше мне, если он тебе до такой степени колет глаз.
В 1910-1911 года дом
Зверкова был перестроен, достроен еще один этаж. Однако сама атмосфера места не
изменилась.
Лена Руденко
- (см. по теме: Призрачный шулер Петербурга)