Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Дом с портретом мистического шулера


В доме Зверкова 1827 года постройки в числе прочих
снимал комнатушку молодой Гоголь.

В повести Лермонтова «Штосс» есть загадочный персонаж — странный старик в восточном халате, играющий в карты с простодушными постояльцами дома на их мечты и желания. Действие этой мистической истории происходит в доходном доме купца Зверкова в Санкт-Петербурге.

Любитель загадочных историй Лена Руденко проводит экскурсию по тому самому дому и окрестностям.
 Действие мистической истории происходит в доходном доме купца Зверкова, который расположен на пересечении Столярного переулка и канала Грибоедова (в те времена Екатерининского). Тогда этот район пользовался дурной славой.

Вот как описывает эту местность Лермонтов в повести «Штос», Столярный переулок у Кокушкина моста:

«Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет. По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке.



Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как, например... у Кокушкина моста...»


Кокушкин мост
 В этом доме герой повести — молодой художник Лугин, повинуясь неведомому голосу, снимает квартиру, где и встречает мистического шулера Штоса, который предлагает ему свою игру...
«Когда дверь отворилась настежь, в ней показалась фигура в полосатом халате и туфлях: то был седой сгорбленный старичок; он медленно подвигался приседая; лицо его, бледное и длинное, было неподвижно; губы сжаты, серые мутные глаза, обведенные красной каймою, смотрели прямо без цели. И вот он сел у стола против Лугина, вынул из-за пазухи две колоды карт, положил одну против Лугина, другую перед собой, и улыбнулся».
Дом Зверева стал первой «многоэтажкой» Петербурга — пять этажей. Здесь снимали квартиры мелкие чиновники, портные, ремесленники, кухарки, модистки.


Вид на окрестности канала
Одним из жильцов этого дома был молодой Николай Гоголь, приехавший столицу. Он нашел работу мелкого чиновника в министерстве — переписывал бумаги. Такой чиновник и становится героем повести Гоголя «Записках сумасшедшего». В повести представлено описание дома Зверкова у Кокушкина моста:
«Я развернул свой зонтик и отправился за двумя дамами. Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова». Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит. Там есть и у меня один приятель, который хорошо играет на трубе. Дамы взошли в пятый этаж. «Хорошо, — подумал я, — теперь не пойду, а замечу место и при первом случае не премину воспользоваться»
Вернувшись домой с работы, Гоголь садился у окна и, вдохновившись местным колоритом сочинял свои мистические истории. Действительно, такой дом располагает к сочинению страшилок.


Tакой дом располагает к сочинению страшилок
Кстати, жуткий мистический персонаж, изображенный на картине, в повести Гоголя «Портрет» по описанию напоминает лермонтовского картежника Штоса. Среди героев «Портрета» тоже присутствует художник, который хотел сжечь проклятую картину.

 
Возможно, в доме Зверкова, действительно, появился загадочный старик, напугавший жильцов. Так и появилась легенда, нашедшая отражение в литературе.


Жуткий портрет в повести Гоголя выглядел так:
«Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм.


Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза.



Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: „Глядит, глядит“, — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю».

Кукрыниксы — Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Портрет».
  Эпизод: художник решил уничтожить проклятую картину.
— Что ты делаешь, что собираешься жечь? — сказал он и подошел к портрету. — Помилуй, это одно из самых лучших твоих произведений. Это ростовщик, который недавно умер; да это совершеннейшая вещь. Ты ему просто попал не в бровь, а в самые глаза залез. Так в жизнь никогда не глядели глаза, как они глядят у тебя.
— А вот я посмотрю, как они будут глядеть в огне, — сказал отец, сделавши движенье швырнуть его в камин.
— Остановись, ради Бога!— сказал приятель, удержав его, — отдай его уж лучше мне, если он тебе до такой степени колет глаз.
В 1910-1911 года дом Зверкова был перестроен, достроен еще один этаж. Однако сама атмосфера места не изменилась.

Лена Руденко