Кадр из фильма «Робот и Фрэнк» |
Роботы стали неотъемлемой
частью нашей жизни, хотя мы этого порой и не замечаем. Они вокруг нас: от
детских игрушек и мультяшных персонажей до сложнейших космических механизмов.
Мы привыкли к роботам, вот только не вполне понимаем, что (или кто) они такие.
Даже специалисты в области робототехники до сих пор не могут прийти к единому
мнению в определении понятия «робот». Еще сложнее разобраться в недавно
появившемся понятии «социальный робот».
От
механического рыцаря до Терминатора
Сама идея создания
искусственного существа для человечества не нова. В мифологии у различных
народов часто встречается сюжет о том, как человек создает некое искусственное
живое существо, которое обладает разумом. Как правило, оно похоже на человека,
но им принципиально не является. В качестве примера вспомним Голема, существа
из глины, гомункула, выращенного в специальном сосуде, оживленную статую
Галатеи, механических помощников, выкованных Гефестом. Основными функциями этих
искусственно созданных существ была защита человека (хозяина), убийство, помощь
в рутинных делах. Они даже могли быть частью любовных взаимоотношений. В этой
идее, следуя религиозному контексту, можно увидеть и своеобразную попытку
человека стать подобным Богу в своей возможности творения живого.
В действительности для реализации задуманного наука
оказалась куда более эффективнее описанной в мифах магии.
Наступившая эра
автоматов породила великое множество примеров механических устройств: оркестр Аль-Джазари,
рыцарь Леонардо да Винчи, знаменитая утка де Вокансона, а также множество других примеров. Но все они были не
более чем механическими часами в виде человека или животного: зубчатые колеса и
шестеренки приводили в движение механизм, создавая эффект осознанного действия,
хотя и этого было достаточно для восторга публики.
Такие механизмы чаще
всего служили для развлечения богатых людей из высших сословий.
Автоматоны-музыканты исполняли музыкальные произведения, механические мальчики
старательно выводили слова на бумаге, официанты подавали чай, а механические
стражи стреляли из лука.
В 1920 году выходит
пьеса Карела Чапека «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы»), где впервые и
используется слово «робот».
Кстати, стоит отметить,
что данные персонажи были близки скорее к современному понятию «киборг». Их
основной функцией был рабский подневольный труд, но вскоре роботы захватывают
власть и полностью истребляют человечество. Подобные апокалиптические сюжеты,
где природа мстит человеку за нарушение ее законов, часто встречаются
впоследствии и в литературе, и в кинематографе, и в компьютерных играх.
В дальнейшем
использование электричества позволило значительно улучшить и сами модели.
Внешний облик человека и животных по-прежнему привлекал разработчиков: робот Mr. Herbert Televox (1927 год), робот Eric (1928 год), Elektro (1930 год), Iron Man (1932 год) и другие.
Это были роботы с чуть
большей интерактивностью, некоторые из них были даже способны на самый
простейший диалог. Робот представлялся как новый безропотный слуга человека, в
будущем всегда готовый помочь ему даже в самых неприятных рутинных делах. При
этом на старых рекламных и информационных плакатах того времени мы неизменно
видим таких роботов в компании человека, как правило, в обществе
респектабельных мужчин, курящих сигару, или хорошеньких женщин. В визуальных
образах робот явно позиционируется как полноправный член общества.
Робот Mr. Herbert Televox. Фото: Underwood Archives / Getty Images |
В 1940-е годы появляется
кибернетика, а затем и первые исследования по созданию искусственного
интеллекта, обещавшие в скором времени возможность создания искусственной
жизни. Правда, вскоре стало очевидным, что романтическим мечтам не суждено
сбыться так скоро, и основное внимание переключилось на решение конкретных
прикладных задач. Большую роль в этом, безусловно, сыграла Вторая мировая
война, которая заставила пересмотреть приоритеты. На первом месте оказалась
разработка новых видов оружия, а позже покорение космоса и максимальное
удешевление промышленного производства. Роль робота как помощника никто не
отменял, но необходимость в антропоморфном интерфейсе (схожести с человеком)
отпала: роботы устанавливались на заводах, а внешность человека не была
обязательной в решении поставленных задач.
Станистав Лем |
Отныне роботы оказывались частью
промышленной сферы, а в качестве первоочередной задачи ставилась эффективность
выполнения функции. При этом человекоподобные роботы по-прежнему оставались
героями художественных произведений и видеоигр. Нельзя не упомянуть такие
явления в культуре, как робота Марию в «Метрополисе», Астробоя, «Звездные
войны», Терминатора, произведения Айзека Азимова, Станислава Лема, Рэя Брэдбери
и других авторов, которые оказали огромное влияние на формирование образа
робота в нашей картине мира. В этом фантастическом мире роботы существовали
рядом с людьми: с одной стороны, обладая сверхчеловеческими возможностями, с
другой — способностью чувствовать, сопереживать, самосознанием и свободой воли.
В 1989 году
исследователи Массачусетского технологического института (MIT) Родни Брукс (Rodney
Brooks) и Анита Флинн (Anita M. Flynn) публикуют свою статью Fast, Cheap and Out of Control: A Robot Invasion of the Solar System. В
ней ученые обосновывают необходимость производства небольших, дешевых и
доступных роботов. Синтез робототехники и искусственного интеллекта создавал
возможности для новых приложений и сфер применения. Появилось направление
разработки сервисных роботов (уборщики, гиды, официанты), которые вышли за
рамки промышленной сферы и оказались рядом с людьми. Разработчикам вновь
пришлось уделить внимание дизайну, но само взаимодействие человека и робота не
изменилось: чтобы включить робот-пылесос, достаточно нажать кнопку или дать
голосовую команду.
«Смерть
человекам»,
или
«Я люблю вас, мешки с костями»?
Со временем функции
сервисных роботов усложнялись: от робота требовалась не только, например,
убирать дом, но и составить компанию человеку, обучить его чему-то новому или
подбодрить забавной историей. В начале 2000-х годов еще один не менее известный
разработчик MIT Синтия Бризил (Cynthia Breazeal) выделила четыре роли
робота во взаимодействии с человеком:
- робот как инструмент (например, промышленные роботы);
- робот как продолжение тела (экзоскелеты, протезы);
- робот как аватар (роботы телеприсутствия);
- робот как социальный партнер.
«Из
машины» (лат. Ex machina)
|
Последних Синтия Бризил
называет sociable робот, характеризуя их способностью понимать людей и
себя в социальном контексте, коммуникативностью, обучаемостью и максимальной
приближенностью к человеку в своем поведении. Формируется новое направление в
робототехнике — социальная робототехника, делающая акцент на включении
робототехнических систем в социальные взаимодействия.
Обычно роботы имитируют людей, но бывает и наоборот: американский актер Мел Блан (справа) создал в «Звездных войнах» запоминающийся образ робота C-3PO |
Включение в
социальные взаимодействия — это не только соблюдение роботом речевого этикета,
когда ему следует поздороваться перед началом беседы или попрощаться в конце.
Хотя, конечно, умение вести беседу — весьма желательный навык социального
робота, как и распознавание наших эмоций и возможное последующее решение
утешить человека или порадоваться вместе с ним.
Еще нужно помнить о
соблюдении дистанции при разговоре, о жестах (руками или лапами) и движениях
головой, о визуализации эмоций и прочих коммуникативных сигналах, которые для
нас чрезвычайно значимы. Человек живет в невероятно сложной системе социальных
взаимоотношений, и в каждой конкретной ситуации мы учитываем множество
факторов: возраст, пол, статус, настроение нашего собеседника, время и место
нашей беседы, весь контекст наших предыдущих отношений и так далее.
Более того, человек —
потрясающе адаптирующиеся существо: попадая в другую социальную среду, например
в страну с другой культурой и, соответственно, другими социальными нормами, мы
наблюдаем, анализируем и меняем свое поведение. Встречаясь с социальным
роботом, мы подсознательно ждем от него того же.
Нас «обманывает»
внешний вид робота (можно назвать его культурный интерфейс), его схожесть с
человеком или животным, и мы начинаем сразу посылать ему наши привычные
сигналы: махать ему рукой, улыбаться, ожидая от него ответной реакции. А ведь
ничего подобного мы не делаем, включая робот-пылесос.
Мы вообще забываем о
том, что и игрушечный робот котенок и промышленный робот — это в сущности в
одинаковой степени набор контроллеров, датчиков, механических деталей и
проводов. Разработчики прекрасно понимают значимость культурного интерфейса
социального робота и с большим вниманием подходят к выбору его внешнего облика.
Хотя единого мнения по этому вопросу нет.
Огромные споры вызывает
обязательность схожести такого робота с человеком, а также степени этой
схожести. Должен ли робот полностью повторить нас, включая волосы, кожу, ногти,
или разработчикам стоит лишь обозначить некоторые человеческие черты в
строении.
Мы ожидаем, что робот
должен знать наше место в социальной иерархии, определять нашу социальную роль
в конкретной ситуации, наше настроение и, исходя из этих данных, выстраивать
свою стратегию поведения. Задача для разработчиков невероятно сложная, но даже
если допустить, что она решена, возникают не менее острые вопросы.
- Если сам робот становится полноценной частью нашего общества, то какой?
- Он раб и слуга из пьесы «Р.У.Р.», а может быть, друг, как роботы в рассказах Азимова, наш возлюбленный или захватчик из многочисленных фантастических фильмов?
- Имеет ли робот право управлять человеком, отдавать ему приказы?
Сегодня появляется
множество работ, аргументирующих большую эффективность робота как менеджера,
руководителя.
- Но насколько люди готовы подчиняться роботу даже в решении рабочих задач?
- Каков его социальный статус и роль?
- Будет ли он иметь только обязанности или наделен правами? И какими?
Айзек Азимов |
Социальные роботы
становятся все более автономными, и, следуя социальным нормам, им даже приходится
делать «этический» выбор, связанный с понятием нравственности и морали, что, в
общем-то, всегда оставалось прерогативой человека. Также важны и этические
последствия применения робототехники в целом для общества. Какими бы
немыслимыми и фантастическими ни казались последние названные вопросы, но их
сегодня активно обсуждают. Первый международный симпозиум по робоэтике
состоялся еще в 2004 году в Италии. Всем известные законы писателя-фантаста
Азимова, регулирующие взаимодействие человека и робота, являются своего рода
квинтэссенцией, некой идеальной этической системой и, к сожалению, оказались
непригодны в реальной жизни. Безусловно, речь идет об имитации роботом всего
вышеназванного: пока человечеству не удалось осуществить свою давнюю мечту и
создать так называемый сильный искусственный интеллект.
Робот
по профессии
Сегодня социальная
робототехника — это активно развивающееся междисциплинарное направление, одна
из основных задач которого — разработка роботов, имитирующих социальное
поведение. По сути, это часть направления взаимодействия робота и человека (human-robot interaction, HRI). Существует огромное количество моделей социальных
роботов, в будущем готовых включиться в различные сферы жизни человека, хотя,
если вновь обратиться к мифологии, когда зарождалась идея робота, функции их
остались неизменны.
Это роботы-помощники,
готовые преуспеть в домашних делах, своего рода некое усовершенствование
сервисных роботов, например PR2 (the University of California, Berkeley),
HEARBO (Honda), Pepper (Aldebaran), EMIEW 2 (Hitachi) и другие модели.
Социальные роботы включаются в профессиональные сферы. Робот-пожарный Octavia
может стать полноценным членом команды людей. В центре внимания не столько
фактическое тушения пожара, сколько взаимодействие с человеком. Octavia
пытается понять и правильно интерпретировать его речь и жесты. Робот Robonaut 2 работает на международной космической станции НАСА. В военной
сфере появляются роботы-солдаты, например американский Petman агентства DARPA (Агентство перспективных научно-исследовательских проектов
Министерства обороны США).
Robonaut 2 — человекоподобный робот,
разработанный NASA
и General Motors для МКС. Фото: NASA
/ Reuters
|
Социальную позицию
«выше» человека могут реализовывать роботы-учителя. Так, робот Genibo исполнял
роль ассистента педагога в корейских детских садах. В Японии робот Saya
проводила занятия в начальной школе. Различные модели роботов учителей
разрабатываются и апробируются в США, Великобритании, Германии и других
странах.
Особую группу роботов
составляют роботы-компаньоны. Такие роботы призваны быть другом человека,
стимулировать его эмоции, оказывать терапевтическое воздействие на психику
человека. Как правило, они выполняют и функции роботов-ассистентов. Профессор
Кано Масаеши, чтобы помочь пожилым японцам справиться с депрессией,
сконструировал робота-младенца [i]Babyloid.[/i] Робот имитирует звуки и
движения ребенка. Поведение робомладенеца зависит от того режима, который
выбирает человек. Кроме уже запрограммированных поведенческих моделей у робота
есть способность к обучению, что позволяет ему в дальнейшем формировать
собственную индивидуальную стратегию взаимодействия с человеком (хотя конечно,
все еще в рамках заданной программы).
Робот-тюлень Paro. Фото: Kim Kyung-Hoon / Reuters |
Робот-тюлень Paro (разработчик Takanori Shibata, Japan’s National Institute of
Advanced Industrial Science and Technology, AIST) уже несколько лет
участвует в экспериментах по всему миру, взаимодействуя с людьми старшего
поколения. Робот моргает, двигает головой и ластами, имитирует голос детеныша
гренландского тюленя. У него есть пять видов датчиков, с помощью которых Paro
может воспринимать людей и окружающую среду. Он демонстрирует радость, когда
его гладят, учится реагировать на слова, может научиться вести себя так, как
нравится пользователю. Например, Paro будет помнить свои и предыдущие действия
пользователя и попытаться повторить их, чтобы его погладили. Также к
роботам-компаньонам можно отнести следующие модели Fujitsu Emotion Bea,
Nao и другие.
Еще одна группа
включает социальных роботов, входящих в медиасферу и выполняющих в большей
степени развлекательные функции. Это роботы-артисты, певцы, музыканты. Данные
роботы «социализировались» относительно недавно, хотя сама идея использования
автоматических машин для развлечения и ее многочисленные воплощения известны
давно: механическая Мария Антуанетта (Жози де Темпан, 1772 год), Pianist или
Lady Musician (Жаке Дро XVII век). Известны проекты роботов-художников: Aikon 2, Vangobot, MEART, E-David, Hector, Victor, и тому
подобные.
Тем не менее такие
роботы не взаимодействовали с человеком на социальном уровне, поэтому их нельзя
отнести к социальным роботам. Сегодня они, помимо исполнения «творческих
функций», часто социально интерактивны, а также встраиваются в общую сложную
социальную систему. Например, уже широко известен феномен рок-группы Compressorhead, которая состоит из четырех роботов. У роботов
гуманоидный интерфейс, и у каждого есть свое имя. Также у группы имеется свой
сайт, сообщество в социальных сетях и расписание гастролей, с большим с успехом
проходящих в странах Европы. Не менее известен робот HRP-4C, этот
андроид стал в Японии суперзвездой. Она поет, танцует, снимается в музыкальных
клипах и ходит по подиуму в качестве модели. Робот Wakamaru (создан
компанией Mitsubishi Heavy Industries) стал актером в университете Осаки (Osaka University). Два андроида сыграли вместе с людьми 20-минутный
спектакль Hataraku Watashi («Я работник»). Возможно, в ближайшем будущем
нашими медиазвездами станут роботы, а не люди.
Asimo (сокращение от Advanced Step in Innovative MObility) — робот-андроид, созданный корпорацией Honda. Фото: Siphiwe Sibeko / Reuters |
Тем не менее пока
многие из социальных роботов созданы только в единственном экземпляре и
покидают пределы лабораторий только ради выставок или шоу. Кажется, что
обещанное фантастами будущее, где человек и робот живут бок о бок, еще на
расстоянии световых лет от нас. Возможно, это ощущение очень обманчиво.
Наблюдая за стремительным развитием науки и техники и многочисленными проектами
крупных компаний в этом направлении, можно с уверенностью сказать, что все может
случиться на нашем веку. И нам самим предстоит увидеть, какое оно будет, наше
будущее, и кем для нас станут роботы. А пока, создавая новых и новых социальных
роботов, мы все больше приближаемся к познанию и пониманию самих себя.
Amazing
Androids
Freaky
AI robot