Карта
Крыма 1790 года
|
Вероятно, ни в одном украинском учебнике по истории или философии
читатель не найдет упоминания о том, что на территории современной
Одесской, Николаевской и Херсонской областей существовал параллельный
славянско-христианскому культурный мир. Этот мир принадлежал к
мусульманскому цивилизационному пространству и, в противоположность
тому, что часто пишется в нашей литературе о тюркских кочевниках, имел
свою богатую культурную, религиозную и даже философскую традицию.
Мыслители и представители интеллектуальной элиты, о которых пойдет речь в
этой статье, были современниками известных христианских мыслителей
Украины, включая Григория Сковороду. Впрочем, повторимся еще раз, для
абсолютного большинства наших историков и культурологов их наследие
остается «неизведанной землей».
Регионы Эдисан и
Буджак в XVII и XVIII веке
|
Речь идет о таких интересных регионах, как Эдисан и Буджак. Эдисаном
(«Край семидесяти тысяч») в XVII и XVIII веке называли территорию между
Днестром и Южным Бугом, северная граница которого проходила по реке
Кодыма. На Кодыме располагался тот самый северный форпост Османской
империи - город Балта, который только в 1791 году отошел к Российской
империи. А еще с конца XVII - начала XVIII века здесь жили ногайские
племена, формально подчинявшиеся Крымскому ханству, но обычно
злоупотреблявшие своей свободой, поэтому в политических и военных
отношениях были довольно изменчивыми и даже анархическими. Наиболее
развитым (как в плане культуры, так и экономики) был прибрежный регион, в
частности, город Очаков и его окрестности, побережье Днестра и Южного
Буга.
|
Примерно такая же картина наблюдалась и в Буджаке, регионе,
который занимал юг современной Одесской, а также придунайские степи
Румынии и Молдовы. Так же, как и Эдисан, Буджак попал в зону влияния
Российской империи, постепенно отбиравшей османские земли (между прочим,
не без помощи украинских казаков, разделенных между двумя имперскими
силами). Уже в 1812 году большая часть Буджака попала в руки русских, а
проосманские казацкие формирования из Задунайской Сечи оставили этот
регион. С Буджаком, в частности, была связана удивительная карьера
украинского писателя и политического деятеля Михаила Чайковского (1804 -
1886), который в 1850 году вместе с казацким отрядом перешел на службу к
султану Абд аль-Маджиду I.
Крупнейшим городом Буджака был
Аккерман («Белая крепость»), современный Белгород-Днестровский. Это
древний город, основанный еще в IV веке до нашей эры, оказался в руках
османов в 1484 году. В XVII-XVIII веке мусульманский Аккерман достиг
вершин своего культурного развития. Османский путешественник Эвлия
Челеби, который посещал Буджак и Эдисан в 1657 году, описывает несколько
знаменитых мечетей (мечеть Баязида, мечеть Менгли-Гирея) и упоминает о
существовании аж семнадцати мектебов, т.е. начальных школ. Большую часть
населения Аккермана составляли купцы (среди которых были представители
разных этносов и религий), а также военные, преимущественно крымские
татары.
Накши Али
Аккирмани из Константинополя
Особый интерес вызывает мусульманская религиозная и научная активность в
этом городе. В историю Османской империи вошло несколько фигур, которые
напрямую были связаны с Аккерманом и его окрестностями. Именно здесь
провел последние годы своей жизни османский поэт Накши Али Аккирмани
(ум. ок. 1655). Происходил Накши Али Аккирмани из Константинополя,
принадлежал к накшбандийскому суфийскому братству. Преобладает в его
поэтическом творчестве (в частности, сборке Айну ль-Хайя, «Источник
жизни») тематика человеческого счастья, которое Накши Али Аккирмани
видел в исполнении человеком Божественной воли. И хотя о жизни самого
поэта известно довольно мало, его произведения считаются одними из
лучших образцов османской мистической поэзии. Хочется верить, что
когда-нибудь найдется переводчик этих шедевров и на украинский язык.
Али бин Абдалла
Эфенди Аккирмани
Уже уроженцем самого Аккермана (или его окрестностей) был Али бин
Абдалла Эфенди Аккирмани, современник Накши Али. Впрочем, Али бин
Абдалла принадлежал уже к кругу правоведов, в частности, заключил немало
юридически богословских ответов (фетв) на актуальные в его времена
вопросы исламского права. Писал Али бин Абдалла на арабском языке.
Интересно, что одна из копий его сборников фетв была переписана в 1647
году Мехмедом бин Вали Кафауви, выходцем из крымской Кафы (ныне
Феодосия). Сохраняется эта рукопись в Национальной библиотеке в Анкаре.
Это может свидетельствовать о тесном взаимодействии между религиозными
кругами Эдисана, Буджака и Крыма, которое действительно имело место в
указанный период времени.
Муса Аккирмани
Современником Али Накши Аккирмани и Али Аккирмани был некто Муса
Аккирмани, о котором, к сожалению, мы знаем очень мало. Происходил он
также из Аккермана и был автором нескольких работ, среди которых
сохранился небольшой трактат по арабской грамматике. Рукопись этого
произведения, датированная 1635 годом, хранится в Народной библиотеке г.
Адана (Турция). Другие произведения Мусы Аккирмани, к сожалению, пока
не найдены.
Ахмад бин Хусайн
бин Мустафа Аккирмани
Несколько лучше известна фигура Ахмада бин Хусайна бин Мустафы
Аккирмани, который родился в Аккермане около 1700. Почетный титул
«Сейид», который фигурирует перед его именем, указывает на то, что
ученый считался потомком Пророка Мухаммада. Получив хорошее образование
(вероятно, в Константинополе), Ахмад Аккирмани занимал должность судьи в
разных городах Османской империи. Преимущественно это был сам Буджак и
соседние балканские регионы, в частности города Разград (Болгария) и
Сараево (Босния и Герцеговина), а также Измир (Турция). Умер Ахмад
Аккирмани в 1775 году.
Сохранился и автограф одной из его работ, то есть
собственноручно написанный оригинал. Найти эту рукопись можно в
Народной библиотеке Аднана Отюкена (Анкара). Называется произведение,
написание которого было завершено 21 мухаррама 1189 (23 марта 1775 Р.Х.)
достаточно интересно: «"Источник рек"- объяснение на "Место встречи
морей"» (Умда аль-Ангар фи шарх Мултака аль-Абхар). Таким образом, труд
Ахмада Аккирмани, который он назвал «Источник рек», является
комментарием к другому произведению («Место встречи морей»), написанного
ханафитским юристом из Сирии Ибрагимом аль-Халабби (ум. 1549 году).
Комментарий Ахмада аль-Аккирмани касается преимущественно вопросов
практического характера (фуруьа, «ветвей» исламского права), в частности
тех норм, которые регулируют вопросы наследства, брака, наказаний,
торговых отношений.
Как показывает сам Ахмад аль-Аккирмани, при
написании этого произведения, потребность в котором автор чувствовал в
самом начале своей деятельности как судьи, он пользовался трудами таких
известных авторов, как Фахр ад-Дин аз-Заля (ум. 1343), Зайн ад-Дин
аль-Айни (1433 - 1488 гг.), Абу Убайд Аллаг аль-Махбуб (известный как
Садр аш-Шариьа, ум. 1347), "Абд аль-Латиф ибн Малик (ум. 1398) , Мулла
Хусрув (ум. 1480), Абу ль-Хасан Ахмад аль-Каддури (973 - 1037), Нух
Эфенди (ум. 1569/1570), Бургав ад-Дин аль-Маргинани (1135 - 1197), Шамс
ад Дина аль-Кугустани (ум. 1546), ибн Камаль (ум. 1534), "Абд ар-Рахман
Шайх Дамад (ум. 1667) и др.
Как видим, Ахмад Аккирмани был прекрасно
знаком как с теоретическими, так и практическими наработками в области
ханафитского права. К сожалению, сведений о других работах этого автора
пока не найдено.
Мухаммад бин
Мустафа аль-Аккирмани
из
Белгорода-Днестровского
Наиболее известным исламским ученым из Белгорода-Днестровского можно
считать Мухаммада бин Мустафу аль-Аккирмани. Родился он в самом
Аккермане в конце XVII века, получил прекрасное образование, был ходжой,
т.е. ученым при дворе султана Османской империи. Позже занимал
административные должности, в частности в Каире и Измире. Наконец, в
1760 году Мухаммад аль-Аккирмани был назначен ханафитским судьей в
Медине, которая в то время, вместе с Меккой, принадлежала Османской
империи. Прослужил на этой высокой должности Мухаммад аль-Аккирмани
всего год, завершив в городе Пророка свой жизненный путь в 1761 году.
Несмотря на свою карьеру за пределами родины, ученый не терял своей
связи с родным краем, направляя туда своих учеников: так, в 1757 году
его воспитанник Муртада Эфенди, происходивший из Крыма, стал главным
судьей (кади) Эдисана. Благодаря блестящему знанию религиозных и
светских наук, современники сравнивали муртадов Эфенди с выдающимся
мыслителем-суфием Абу Хамидом аль-Газали и богословом Фахр ад-Дином
ар-Рази. Об этом, в частности, сообщает «Хроника» Саид-Гирея, который
был в то время воеводой (сераскер) в Эдисане.
Не последнюю роль в
этом сыграла и сама фигура Мухаммада аль-Аккирмани. Трудно даже
перечислить все труды, автором которых он был. Только самостоятельных
работ можно насчитать близкого десяти; а с комментариями, переводами и
супракоментариями таких насчитывается более шестидесяти. Среди работ
Мухаммада аль-Аккирмани есть труды, касающиеся богословия, толкование
Корана, хадисознавства, арабского языка, логики, правоведения и др.
отраслей религиозных наук. Будучи последователем османского реформатора
Мухаммада аль-Биркауви (XVI в.), Мухаммад аль-Аккирмани принадлежал к
движению кадизаделитов, которые выступали за очищение суннитского ислама
от «новшеств».
Например, кадизаделиты критиковали чрезмерное увлечение
суфизмом, типичное для османской религиозной культуры. Именно в таком
духе написан комментарий Мухаммада аль-Аккирмани к «Сорока хадисам»
аль-Биркауви, который сохранился в десятках рукописей и впервые вышел в
1905 году в Стамбуле. Первая часть этого произведения, в которой
Мухаммад аль-Аккирмани рассматривает хадис «поступки оцениваются
согласно намерениям» содержит фундаментальное изложение исламской этики,
включая рассмотрение вопроса о свободе воли и ответственности.
Не менее
интересными были и сугубо богословские труды ученого - например, в
произведении с довольно красноречивым названием «Жемчужное ожерелье из
объяснений бесконечности божественного знания» (также сохраненного в
многочисленных рукописях) Мухаммад аль-Аккирмани выступает с позицией,
близкой к мнению выдающегося мыслителя ислама ибн Сины. Впрочем,
Мухаммад аль-Аккирмани не просто повторяет мнения ибн Сины, но и
частично выступает с критикой его наиболее известных последователей и
комментаторов (Насир ад-Дина ат-Туси, Джаляль ад-Дина аль-Даввани и
др.).
Сам Мухаммад аль-Аккирмани пытался доказать, что идея
бесконечности и всеобъемлющего божественного знания может быть объяснена
с точки зрения человеческого разума, т.е. логическими средствами. Этот
рационализм, консервативный (в силу привязки к классику ибн Сины) и
критический (за несогласия с утверждениями поздних авторов) одновременно
наблюдался и в других трудах Мухаммада аль-Аккирмани.
Например, в
«Послании о частичной воле», которое, в отличие от других работ, было
написано на староосманском, а не на арабском языке. В нем ученый
рассматривал проблему предопределения, которая интересовала мыслителей
ислама еще с начала VIII века. По его мнению, человек, который только
выполняет «созданные Богом» поступки, действует сознательно, из чего, в
свою очередь, следует рациональность в качестве основы для этики (а не
страх перед наказанием или желание получить вознаграждение). Этой
позицией Мухаммад аль-Аккирмани пытался найти истину в дискуссиях ученых
матуридитской и ашаритской богословских школ, склоняясь, как абсолютное
большинство Ханафитов, именно к матуридитской.
Ценилось наследие
мыслителя и в Крыму, где в результате связей полуострова с Буджаком и
Эдисаном, его воспринимали как «своего». Например, в библиотеке
Принстонского университета сохранилась рукопись Мухаммада аль-Аккирмани
«Драгоценные ожерелье из объяснений доктрин», переписанная в XVIII в.
двумя крымчанами, Вали ад-Дином ибн Абид и Мухаммадом бин Абд аль-Гани
непосредственно с авторского оригинала. Об этом, в частности, говорится
на последней странице самого текста. Это и многие другие труды Мухаммада
аль-Аккирмани ставят его в ряд с другими выдающимися мыслителями этого
периода, а рост количества публикаций, посвященных этой фигуре (в
частности, в Турции), указывает на значимость изучения его произведений
для понимания философско-религиозной мысли в Османской империи.
Список
ученых, имевших непосредственное отношение к Буджаку и Эдисану, можно
было бы продолжать. Более того, известно, что именно в эти регионы и
Крым часто направляли на обучение своих будущих имамов литовские татары,
которые жили на территории западной Украины, Польши, Литвы и Белоруссии
с XV века.
К сожалению, ограниченность источников часто не позволяет
заглянуть в жизнь исламских мыслителей степной Украины еще глубже. Так
же проблемно и выяснить их этническое происхождение, ведь, кроме
крымских татар и ногайцев, среди них или их родителей могли случаться и
обращенные в ислам этнические украинцы. В XVII и XVIII веках, в
частности, они составляли довольно значимую группу как в самом
Аккермане, так и его окрестностях. Впрочем, каждый год, благодаря все
большей доступности каталогов и первоисточников из библиотек, становятся
известными все новые рукописи. Благодаря этому есть основания
надеяться, что в недалеком будущем откроются новые страницы истории
ислама на южных просторах нашего государства.
Михаил Якубович,
востоковед, Острог-Принстон