Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Знакомимся с еврейской историей. Праздник Йом Кипур (Судный День)


Jews praying in the synagogue on Yom Kippur by Mayurycy Gottlieb /
Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Кипур. Вена, 1878

Судный день — один из самых важных израильских праздников — день искупления и поста. Он отмечается десятого числа месяца тишрей и является последним из "десяти дней раскаяния", которые начинаются сразу после Рош-ха-Шана (еврейского Нового года).

Раскаяние находится в фокусе религиозных обрядов этих дней месяца тишрей. Смысл его — исправление всех прегрешений, допущенных евреем, путем исповеди и раскаяния в содеянном, путем выражения желания никогда их больше не повторять и совершать только хорошее, например, обещание помощи бедным, чтобы искупить грех.

В древности, когда Храм еще стоял в Иерусалиме, кающийся приносил Богу жертву.

Согласно учению иудаизма, в Судный день просят прощения, искупления и очищения не только за грехи, совершенные против Создателя, но также за прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему. День этот завершается по еврейской традиции тем, что каждый еврей как бы получает баланс (положительный или отрицательный) своих деяний, а на его основе — приговор милостивый или осуждающий. Это — день, когда выясняется, принята или отклонена его просьба о прощении Высшим судом на небесах (согласно иудаизма).

В канун Судного дня, в предвечерние часы, принято есть "разделяющую трапезу". После нее и до исхода Судного дня — полный пост.

С начала Судного дня синагоги наполняются народом. Главной молитвой ближе к вечеру является известная во всем мире Кол-Нидрей. Но и в течение дня синагоги полны; приходят даже те, кто по другим дням там нее появляется.

В Судный день любая работа запрещена; закрыты учреждения и предприятия, не работает транспорт.

В Судный день молятся четыре раза. Молитвы называются: предрассветная (шахарит), добавочная (мусаф), послеполуденная (минха) и закрывающая (неила). Все эти молитвы произносятся и в "грозные дни" (сорок дней между началом месяца элул — последнего месяца еврейского календаря — и Судным днем. Это — дни просьб о милосердии и прощении, дни раскаяния и молений. Есть верующие, которые продолжают "грозные дни" до самого праздника Суккот и заканчивают их в день "Хошана рабба" ).

Особое значение приобретает «закрывающая» молитва, произносимая при заходе солнца. Она — последняя, и после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Она включает в себя известную строку: «Открой нам врата до их окончательного закрытия на исходе дня».  После нее звучат звуки шофара (рога, в который трубят), а потом — завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».

Теперь, после нашего краткого введения, перейдем к более подробному объяснению различных вопросов, связанных с праздником.

Он отмечался и в древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм. Там в Йом Киппур первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в Святая Святых, готовил жертву для заклания и приносил ее для искупления грехов всего народа Израилева. Некоторым подобием обычая является сохранившийся до наших дней ритуал "каппарот", приношение в жертву петуха. Его совершают накануне Судного дня многие верующие.

Смысл обряда — в том, чтобы очистить себя и свой дом от скверны, от грехов и преступлений и отвратить от себя гнев Божий. Чаще всего очищением дома или человека, требующего искупления, занимался священник. Все эти действия имеют ритуально закрепленный характер. Считается, что после соответствующего ритуала как дом, так и человек становятся чище и ближе к Богу. Процедура очищения встречается и у древних греков, и у римлян, и у вавилонян.

В отличие от других древних народов, у которых обряд касался только места молитвы и священников, еврейский первосвященник как бы очищал весь народ Израиля. Это видно из того, что когда он входил в Святая Святых, ему разрешалось произносить табуированное имя Бога (и делалось это единственный раз в Судный день), а весь народ участвовал в его молитве, являвшейся наиболее волнующим моментом празднования Йом Киппур.

Другой признак очищения в Судный день — запрет любой работы и требование соблюдать пост.

Разрушение Второго Храма (70 г. н.э.) и изгнание евреев внесли существенные изменения в процедуру Судного дня. Величественная служба первосвященника в Храме, смотреть которую стекались десятки тысяч людей, прекратилась. Судный день стал днем безусловного поста, самым святым днем года. Нарушение поста навлекало немедленный гнев и ответ Бога. Каждый еврей, где бы он ни был в этот день, ощущал страх перед возможным суровым приговором. И все же Судный день не превратился в день траура.

Суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
____________________

Тысячелетиями лучшие умы бьются над вопросом: почему гомо сапиенс способен сделать то, чего хищный зверь никогда не сделает. И человек, разумное духовное существо, зачастую вынужден панически бояться собратьев по разуму. Этот вечный страх не зависит ни от эпох, ни от уровня цивилизации, что подтверждает следующая притча.

"Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец задумался, а потом спросил:  - А какой волк побеждает?  Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь..."