Jews
praying in the synagogue on Yom Kippur by Mayurycy Gottlieb /
Мауриций
Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Кипур. Вена, 1878
|
Судный день — один из
самых важных израильских праздников — день искупления и поста. Он отмечается
десятого числа месяца тишрей и является последним из "десяти дней
раскаяния", которые начинаются сразу после Рош-ха-Шана (еврейского Нового
года).
Раскаяние находится в
фокусе религиозных обрядов этих дней месяца тишрей. Смысл его — исправление
всех прегрешений, допущенных евреем, путем исповеди и раскаяния в содеянном,
путем выражения желания никогда их больше не повторять и совершать только
хорошее, например, обещание помощи бедным, чтобы искупить грех.
В древности, когда Храм
еще стоял в Иерусалиме, кающийся приносил Богу жертву.
Согласно учению
иудаизма, в Судный день просят прощения, искупления и очищения не только за
грехи, совершенные против Создателя, но также за прегрешения, совершенные
человеком по отношению к ближнему. День этот завершается по еврейской традиции
тем, что каждый еврей как бы получает баланс (положительный или отрицательный)
своих деяний, а на его основе — приговор милостивый или осуждающий. Это — день,
когда выясняется, принята или отклонена его просьба о прощении Высшим судом на
небесах (согласно иудаизма).
В канун Судного дня, в
предвечерние часы, принято есть "разделяющую трапезу". После нее и до
исхода Судного дня — полный пост.
С начала Судного дня
синагоги наполняются народом. Главной молитвой ближе к вечеру является
известная во всем мире Кол-Нидрей. Но и в течение дня синагоги полны; приходят
даже те, кто по другим дням там нее появляется.
В Судный день любая работа запрещена; закрыты учреждения и предприятия, не работает транспорт.
В Судный день молятся
четыре раза. Молитвы называются: предрассветная (шахарит),
добавочная (мусаф),
послеполуденная (минха)
и закрывающая (неила).
Все эти молитвы произносятся и в "грозные дни" (сорок дней между началом месяца элул — последнего месяца еврейского
календаря — и Судным днем. Это — дни просьб о милосердии и прощении, дни
раскаяния и молений. Есть верующие, которые продолжают "грозные дни"
до самого праздника Суккот и заканчивают их в день "Хошана рабба" ).
Особое значение
приобретает «закрывающая» молитва, произносимая при заходе солнца.
Она — последняя, и после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые
поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Она включает в себя
известную строку: «Открой
нам врата до их окончательного закрытия на исходе дня». После нее звучат звуки шофара (рога, в который
трубят), а потом — завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».
Теперь, после нашего
краткого введения, перейдем к более подробному объяснению различных вопросов,
связанных с праздником.
Он отмечался и в
древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм. Там в Йом Киппур первосвященник
совершал процедуру самоочищения, входил в Святая Святых, готовил жертву для
заклания и приносил ее для искупления грехов всего народа Израилева. Некоторым
подобием обычая является сохранившийся до наших дней ритуал "каппарот",
приношение в жертву петуха. Его совершают накануне Судного дня многие верующие.
Смысл обряда — в том,
чтобы очистить себя и свой дом от скверны, от грехов и преступлений и отвратить
от себя гнев Божий. Чаще всего очищением дома или человека, требующего
искупления, занимался священник. Все эти действия имеют ритуально закрепленный
характер. Считается, что после соответствующего ритуала как дом, так и человек
становятся чище и ближе к Богу. Процедура очищения встречается и у древних
греков, и у римлян, и у вавилонян.
В отличие от других
древних народов, у которых обряд касался только места молитвы и священников,
еврейский первосвященник как бы очищал весь народ Израиля. Это видно из того,
что когда он входил в Святая Святых, ему разрешалось произносить табуированное
имя Бога (и делалось это единственный раз в Судный день), а весь народ
участвовал в его молитве, являвшейся наиболее волнующим моментом празднования
Йом Киппур.
Другой признак очищения
в Судный день — запрет любой работы и требование соблюдать пост.
Разрушение Второго
Храма (70 г. н.э.) и изгнание евреев внесли существенные изменения в процедуру
Судного дня. Величественная служба первосвященника в Храме, смотреть которую
стекались десятки тысяч людей, прекратилась. Судный день стал днем безусловного
поста, самым святым днем года. Нарушение поста навлекало немедленный гнев и
ответ Бога. Каждый еврей, где бы он ни был в этот день, ощущал страх перед
возможным суровым приговором. И все же Судный день не превратился в день
траура.
Суть обрядовых действий
перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
____________________
Тысячелетиями лучшие
умы бьются над вопросом: почему гомо сапиенс способен сделать то, чего хищный
зверь никогда не сделает. И человек, разумное духовное существо, зачастую
вынужден панически бояться собратьев по разуму. Этот вечный страх не зависит ни
от эпох, ни от уровня цивилизации, что подтверждает следующая притча.
"Когда-то
давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке
идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло -
зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро -
мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец
задумался, а потом спросил: - А какой волк
побеждает? Старый индеец едва
заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот
волк, которого ты кормишь..."