Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

В дежавю нет ничего мистического

MC Escher "Union Bond" 1956 Lithography
Иногда дежавю убеждает нас в том, что мы уже переживали подобную ситуацию, потому способны предвидеть следующее событие. Чтобы исследовать этот таинственный феномен, когнитивный психолог Энн Клири разработала метод, пробуждающий в людях дежавю.
Хотя дежавю — относительно распространенный опыт, до сих пор никто не знает, почему и как оно происходит. Поклонники сверхъестественного любят «объяснять» его воспоминаниями о прошлых жизнях, параллельными вселенными или сбоями в Матрице, но ученые сосредоточены на том, как мозг обрабатывает воспоминания.

Предполагается, что дежавю может быть следствием задержки коммуникации между частями мозга, из-за чего текущее событие «регистрируется» дважды в быстрой последовательности. Возможно, восприятие события по какой-то причине мгновенно обходит краткосрочную память и направляется в долгосрочную. Также причиной может оказаться то, что мозг дважды проверяет воспоминания на наличие ошибок.


Looks familiar…/ Выглядит знакомо…
Daniel Högberg/plainpicture

Энн Клири из Университета штата Колорадо, много лет изучает этот феномен и считает, что дежавю — самое обыкновенное когнитивное искажение. Так, человек видит сцену, похожую на нечто, увиденное ранее, но не может вспомнить этого сознательно. При этом мозг распознает ситуацию как знакомую.

В новой работе Клири и ее сотрудники смогли спровоцировать дежавю у испытуемых.

Используя игру-симулятор The Sims, исследователи создали несколько виртуальных площадок, которые были пространственно идентичны друг другу, но украшены так, чтобы выглядеть разными. Например, кусты в саду и груды мусора на свалке скомпонованы идентично, но «прикрыты» разными текстурами и объектами.

Добровольцам вручили очки виртуальной реальности и по очереди «телепортировали» в эти пространственно идентичные, но тематически не связанные места. В результате испытуемые сообщили о дежавю, «входя» во вторую из двух похожих площадок (хотя раньше они никогда не видели конкретно этого места).


«Мы не можем сознательно вспомнить знакомую сцену, но наш мозг признает сходство, — говорит Клири. — Эта информация вызывает тревожное ощущение, что мы были здесь раньше, но не можем определить, когда и почему».

Во втором эксперименте психологи проверили силу чувства «предвидения», связанного с дежавю. Участникам предложили пройтись по виртуальным лабиринтам, пространственно повторяющим друг друга. Несмотря на то, что половина испытуемых сообщала о сильном предчувствии, их предсказательные способности были не точнее случайного угадывания. Это касалось даже тех людей, которые были абсолютно уверены, что уже были в этом месте.

Команда пришла к выводу, что хотя дежавю и может заставить нас почувствовать, что мы можем предсказать будущее, на самом деле это не так.

Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.