Название Помпеи – города, погибшего в конце августа 79 г. н. э. в результате извержения Везувия – у большинства людей ассоциируется исключительно с обнаруженными при раскопках памятниками древнеримской культуры. Между тем развалины древнего города хранят свидетельства одной из самых печальных страниц не только римской, но и еврейской истории.
Одной из самых красноречивых находок такого рода стал хранящийся ныне в Национальном археологическом музее Неаполя бронзовый гладиаторский шлем так называемого фракийского типа. Его передняя часть украшена рельефным изображением пальмы с семью ветвями, практически идентичным пальмам на монетах “Judaea Capta” (“Плененная Иудея”) эпохи Веспасиана и Тита, а также на еврейских монетах, выпущенных в период восстания Бар-Кохбы.
Одной из самых красноречивых находок такого рода стал хранящийся ныне в Национальном археологическом музее Неаполя бронзовый гладиаторский шлем так называемого фракийского типа. Его передняя часть украшена рельефным изображением пальмы с семью ветвями, практически идентичным пальмам на монетах “Judaea Capta” (“Плененная Иудея”) эпохи Веспасиана и Тита, а также на еврейских монетах, выпущенных в период восстания Бар-Кохбы.
Гладиаторский
шлем с ветвями пальмы (Помпеи)
|
________________________
* «…Тит отправил тех, которые были старше семнадцати лет, в египетские рудники, а большую часть раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей.»
Иосиф Флавий, «Иудейская война», перевод Я. Л. Чертка, 1991, изд-во «Орел» 6-я кн., гл. 9, с. 484
Там же, 7-я кн., гл. 2, с. 489 -490 :
«Тит же выступил из Кесареи приморской и направился в Кесарею Филиппову, где он остановился на более продолжительное время и устраивал всякого рода зрелища, причем множество пленников нашло свою смерть, частью в борьбе с дикими животными, большей же частью во взаимной борьбе, к которой их принуждали.»
Неизвестно, был ли этот человек единственным евреем среди помпейских гладиаторов. Среди надписей, сделанных гладиаторами на стенах своей школы и дома-казармы (так называемого Дома гладиаторов), обычно представлявших собой имена, перечни побед и грубоватые шутки, выделяется одна: выписанное дважды слово “Genesis”, сопровождаемое эпитетом “megiste” (“величайший”). Значительная часть исследователей полагает, что эти транскрибированные латинскими буквами слова написаны евреем, для которого родным или одним из родных языков был греческий. Тоскуя в заключении, он вспоминает первую из книг Пятикнижия – “Genesis” (Берейшит, Бытие), называя ее “величайшей”. Так ли это и, если так, не был ли автором этой надписи наш гладиатор – “фракиец”?
Еще одно граффити во дворике Дома гладиаторов, где, очевидно, его обитатели ежедневно тренировались, подписана неким Иесусом (Iesus). Это латинизированная форма еврейского имени Иешуа (Йегошуа). Автор иронизирует над гладиатором по имени Люций, сравнивая его с маленькой рыбешкой (muriola). Возможно, соль шутки заключалась в том, что Люций выступал на арене как “murmillo” – гладиатор -“мурмилон”, традиционный противник “фракийца”. Шлем мурмилона украшал гребень в форме рыбы. Неизвестно, кем был автор граффити: гладиатором (возможно, самим противником Люциуса) или же поклонником бойцовского таланта того, кому искренне желал победить мурмилона. Не исключено, что против с Люция должен был выступать именно наш еврейский гладиатор в шлеме, украшенном изображением пальмы.
В дошедших до нас раввинистических источниках описывается печальная судьба не только плененных римлянами еврейских мужчин, проданных в гладиаторские школы, но также девушек и молодых женщин. Их ожидала участь рабынь и блудниц в римских лупанариях. По крайней мере в четырех из многочисленных помпейских граффити упоминаются еврейские имена: Мария (Maria) и Марта (Martha). Оба эти имени имеют семитское происхождение:
Еще одно граффити во дворике Дома гладиаторов, где, очевидно, его обитатели ежедневно тренировались, подписана неким Иесусом (Iesus). Это латинизированная форма еврейского имени Иешуа (Йегошуа). Автор иронизирует над гладиатором по имени Люций, сравнивая его с маленькой рыбешкой (muriola). Возможно, соль шутки заключалась в том, что Люций выступал на арене как “murmillo” – гладиатор -“мурмилон”, традиционный противник “фракийца”. Шлем мурмилона украшал гребень в форме рыбы. Неизвестно, кем был автор граффити: гладиатором (возможно, самим противником Люциуса) или же поклонником бойцовского таланта того, кому искренне желал победить мурмилона. Не исключено, что против с Люция должен был выступать именно наш еврейский гладиатор в шлеме, украшенном изображением пальмы.
В дошедших до нас раввинистических источниках описывается печальная судьба не только плененных римлянами еврейских мужчин, проданных в гладиаторские школы, но также девушек и молодых женщин. Их ожидала участь рабынь и блудниц в римских лупанариях. По крайней мере в четырех из многочисленных помпейских граффити упоминаются еврейские имена: Мария (Maria) и Марта (Martha). Оба эти имени имеют семитское происхождение:
Мария – латинский или греческий эквивалент имени Мириам, Марта – производное от арамейского слова Мара (“госпожа”).
Помпейских Марий было по крайней мере двое. Первая из них упоминается как ремесленница, обрабатывающая шерсть (или изготавливающая шерстяное полотно) – в надписи на портике так называемого Дома трагического поэта. Она, скорее всего, рабыня.
Другая Мария впервые упомянута в надписи на стене Дома четырех стилей: это проститутка, берущая за услуги два с половиной асса (мелкая медная монета) – цену кувшина вина или большой порции хлеба. Из римских источников известно, что большинство проституток низшего разбора были домашними рабынями, принуждаемыми к этому позорному ремеслу хозяевами.
В третий раз имя Марии упоминается на стене Thermopolium (таверны, где также сдавались внаем комнаты) некоего Аселины. Это облеченный в стандартную форму предвыборный призыв “сделать эдилом” (т.е. членом “младшей магистратуры” городского совета) кандидата по имени Гельвий Сабин. По мнению доктора Бар-Иланского университета Самуэле Рокка, реконструируемая с помощью этих скупых источников судьба еврейской пленницы Марии показывает необычайный “карьерный взлет”: из дешевой проститутки при таверне она становится влиятельной куртизанкой, участвующей в предвыборной рекламной кампании. Но возможен и другой вариант: поддержка кандидата от лица проститутки была вызвана желанием противников подорвать репутацию потенциального эдила, а ни о каком превращении бедной Марии в блистательную “даму полусвета” не было и речи.
О существовании еврейской рабыни по имени Марта нам известно из надписи на стене уборной в доме Рустика Вера, известного также как Дом столетия. Какой-то остроумец оставил образчик “туалетного юмора”: “Это Мартин триклиний (столовая).” Возможно, таким образом коллега-раб пытался унизить чужестранку, подчеркнув новый для нее низкий социальный статус.
Кроме пленников, попавших в Помпеи начиная с 70-го г. н. э., в городе жили и свободные евреи, обладавшие гораздо более высоким социальным статусом. В развалинах лавки, специализировавшейся на продаже особого, прославившегося на всю Италию пикантного рыбного соуса под названием “гарум”, при раскопках были найдены кувшинчики с соусом, изготовлявшимся, судя по надписям, специально для евреев – для этого сорта гарума использовались только кошерные породы рыб.
Элишева Соше (Елизавета) ЯновскаяПомпейских Марий было по крайней мере двое. Первая из них упоминается как ремесленница, обрабатывающая шерсть (или изготавливающая шерстяное полотно) – в надписи на портике так называемого Дома трагического поэта. Она, скорее всего, рабыня.
Другая Мария впервые упомянута в надписи на стене Дома четырех стилей: это проститутка, берущая за услуги два с половиной асса (мелкая медная монета) – цену кувшина вина или большой порции хлеба. Из римских источников известно, что большинство проституток низшего разбора были домашними рабынями, принуждаемыми к этому позорному ремеслу хозяевами.
В третий раз имя Марии упоминается на стене Thermopolium (таверны, где также сдавались внаем комнаты) некоего Аселины. Это облеченный в стандартную форму предвыборный призыв “сделать эдилом” (т.е. членом “младшей магистратуры” городского совета) кандидата по имени Гельвий Сабин. По мнению доктора Бар-Иланского университета Самуэле Рокка, реконструируемая с помощью этих скупых источников судьба еврейской пленницы Марии показывает необычайный “карьерный взлет”: из дешевой проститутки при таверне она становится влиятельной куртизанкой, участвующей в предвыборной рекламной кампании. Но возможен и другой вариант: поддержка кандидата от лица проститутки была вызвана желанием противников подорвать репутацию потенциального эдила, а ни о каком превращении бедной Марии в блистательную “даму полусвета” не было и речи.
О существовании еврейской рабыни по имени Марта нам известно из надписи на стене уборной в доме Рустика Вера, известного также как Дом столетия. Какой-то остроумец оставил образчик “туалетного юмора”: “Это Мартин триклиний (столовая).” Возможно, таким образом коллега-раб пытался унизить чужестранку, подчеркнув новый для нее низкий социальный статус.
Кроме пленников, попавших в Помпеи начиная с 70-го г. н. э., в городе жили и свободные евреи, обладавшие гораздо более высоким социальным статусом. В развалинах лавки, специализировавшейся на продаже особого, прославившегося на всю Италию пикантного рыбного соуса под названием “гарум”, при раскопках были найдены кувшинчики с соусом, изготовлявшимся, судя по надписям, специально для евреев – для этого сорта гарума использовались только кошерные породы рыб.
Фреска “Суд Соломона” (Помпеи)
|
Широко известна фреска из Дома врачей, изображающая в несколько комическом стиле библейскую историю о суде царя Соломона. У всех персонажей фрески гротескные пигмейские пропорции, а ничто из сохранившегося убранства дома не говорит о том, что он принадлежал евреям. Желание хозяев украсить дом картиной на библейский сюжет может говорить о знакомстве с еврейской религией и, возможно, даже присутствии в городе организованной еврейской общины.
Но, пожалуй, самым недвусмысленно еврейским свидетельством можно назвать лаконичную надпись на стене безымянного дома на улице Изобилия: “SODOM GOMORA”. Кто ее сделал? Был ли это бывший раб, или свободный иудей, ежедневно наблюдавший жизнь своих соплеменников, обреченных на тяжкий труд и позор, а теперь вспомнивший библейскую историю о Божьем наказании нечестивым городам?
Но, пожалуй, самым недвусмысленно еврейским свидетельством можно назвать лаконичную надпись на стене безымянного дома на улице Изобилия: “SODOM GOMORA”. Кто ее сделал? Был ли это бывший раб, или свободный иудей, ежедневно наблюдавший жизнь своих соплеменников, обреченных на тяжкий труд и позор, а теперь вспомнивший библейскую историю о Божьем наказании нечестивым городам?