|
««Что курили армянские мультипликаторы?» — задаются вопросом в комментариях под мультфильмами Саакянца современные школьники. Ничего незаконного. Армянский мультипликатор Роберт Саакянц снискал славу великого выдумщика, который каждый сантиметр кинопленки наполнял фантасмагорией. Но есть у художника куда более острые, злободневные мультфильмы, которые отражали дух времени.
Однако до этого и уж тем более после режиссер снимал кардинально другие по духу, но все такие же остроумные мультфильмы. К тому же Саакянц был невероятно работоспособным и плодовитым режиссером. А потому изменения в его творчестве можно весьма четко разделить на несколько периодов:
- юные 70-е, в которых Саакянц еще только нащупывал свой стиль, однако уже готов был на смелые высказывания;
- плодовитая первая половина 80-х, когда Саакянц снял мультфильмы, вошедшие в золотой фонд советской мультипликации;
- перестроечный политический натурализм конца 80-х и 90-х;
- и возвращение к детским, чаще познавательным в 2000-х годах.
Главарь «банды» хиппи
Роберт Саакянц, или Роб, как его звали близкие люди, родился в 1950 году в столице Азербайджана Баку в армянской семье, а к 14 годам вместе с родителями переехал в Ереван. Там в 1970 году Роберт устроился художником-мультипликатором на студию «Арменфильм». Его мама увидела объявление в газете и посоветовала сыну попробовать. Там на студии Саакянцу дали домашнее задание: нарисовать лошадь. Но он решил не откладывать работу в долгий ящик и тут же изобразил бегущего коня в разных позах. На студии были слегка шокированы: «Из этого хиппи получится великий мультипликатор». И они не ошиблись.Саакянц был советским хиппи. Точнее, придерживался стилистики хиппи: длинные волосы, борода, «брюки-колокола», рок-музыка на грани запрета. Наркотиков и коммун, конечно, не было. Как и свободной любви. Со своей женой Людмилой он познакомился именно на студии.
|
После стажировки в Москве, дебютного мультфильма «Лилит» (1972), который достался ему в нагрузку от другого загулявшего и уволенного режиссера, а также парочки пробных короткометражек Роб был готов был дебютировать с авторским проектом — рок-балладой на основе армянских сказок «Лисья книга» (1975). Это своеобразный реверанс в сторону битловской «Желтой подводной лодки».
Лисья книга / Fox book (1975)
Содержание:
Director - Robert Sahakyants (based on the fables of Vardan Aigektsi and Mkhitar Gosh) - 1975, 10 min. The first Armenian animation musical-film betrayed the wisdom of medieval Armenian fables synthesis of modern animation and rock music. Among the characters in the film is a naive donkey, who was invited to a feast to the king. The poor fellow has no idea that he was invited for working hard during the feast. Cautious and cunning fox, "voluntary" giving the whole dinner to the lion, seeing the sad fortune of the wolf, who dared to share lunch equally.Режиссер Роберт Саакянц (основан на баснях Вардана Айгекци и Мхитара Гоша) - 1975, 10 мин. Первый армянский анимационный музыкальный фильм передал мудрость синтеза средневековых армянских басней, современной анимации и рок-музыки. Среди персонажей фильма - наивный осел, которого пригласили на праздник к королю. Бедняжка не подозревает, что его пригласили на работу во время праздника. Осторожная и хитрая лиса, «добровольная», дающая весь обед льву, видя печальное состояние волка, который осмелился пообедать на равных.
Роб был уверен, что после «Лисьей книги» его попрут со студии, а потому пошел во все тяжкие: подвергал своих героев всевозможным трансформациям, одному налепил на грудь татуировку поющего Джимми Хендрикса, не постеснялся задействовать все буйство доступных красок. Но такая смелость оказалась даже ему на руку. И пускай председатель Госкино Армении на просмотре ничего не понял, но решил перестраховаться:
«В свое время я не понял „Цвет граната“, а оказалось — это Параджанов. Не приму сейчас — окажется, это тоже Параджанов».
|
Именно «Лисья книга» упрочила Саакянца в его свободомыслии. И на студии он был не только творческим авторитетом. Этот бородатый силач в очках любил позировать перед камерой с двумя-тремя коллегами на руках, а также пускать в ход кулаки. При необходимости: однажды он спустил с лестницы алкаша, пристававшего к его дочери Нане, а в другой раз за шкирку отвел в участок московского милиционера, который нахамил его сыну.
К концу 70-х Роб выпустил еще две знаковые работы — сюрреалистический музыкальный фильм «Охотники» (1977) и комичный пересказ сказки Туманяна «Кикос» (1979). Эта замечательная короткометражка с непредсказуемым визуальным юмором Саакянца словно финализировала становление художника. В ней можно найти отсылки к «Отелло», к «Цвету граната» и даже к темам физиологии взрослых. Художник не стеснялся оставлять пасхалки, словно заигрывая со своим зрителем, получающим удовольствие от узнаваемых элементов в неожиданной обработке. Используемые в «Кикосе» приемы, которые назовут «комическим сюрреализмом», и стали его визитной карточкой, которой восхищался весь СССР в первой половине 80-х.
Мультфильм - Притча "Кикос"
Содержание:
Большая семья отдыхает, младшую дочь отправляют к колодцу, набрать воды. Набирая воду, дочь мечтает о том, когда у неё будет свой сын и она будет посылать его к колодцу за водой. Воображая, что сын может упасть в колодец, девочка начинает плакать, забыв, зачем она пришла к колодцу. Заждавшись, семья посылает среднюю дочь узнать в чём дело. Младшая рассказывает средней о своём воображаемом горе и та также начинает плакать об утрате не родившегося племянника. Постепенно к их горю присоединяются старшая дочь и мать. В конце концов глава семейства сам лично приходит к колодцу и успокаивает своих родных. По мотивам одноимённой сказки Ованеса Туманяна.Комический сюрреализм
С 1981-го по 1985 годы Саакянц выпускал по фильму в год. И каждый год он бил точно в десяточку: «…Три синих-синих озера малинового цвета…», «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене…», «Ишь ты, Масленица!». Эти мультфильмы получились крайне насыщенными метаморфозами, балансирующими на грани безумия, но не скатывающимися в откровенный трэш.Вот что писал о Саакянце в прощальном письме к нему создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн:
«Мое воображение никогда не вмещало сделанное им. Количество действия на квадратный сантиметр превосходило любую фантазию. Сделанное ошеломляет. Сила его личности велика. Он пришел в армянскую мультипликацию и перевернул все вверх дном, будто повеял горным воздухом, а потом поставил на место».
Три синих синих озера малинового цвета
Содержание:
Невероятные приключения ожидают настоящих охотников из мультфильма «Три синих-синих озера малинового цвета» на охоте.Вот представьте себе, что шестеро родственников отправились пострелять уток. Скакали они долго-долго – до того места, где земля раскололась на две половины. Что делать? Надо как-то перебираться на другую сторону, потому что главное место охоты – именно там. Выход был найден очень простой. Края земли просто стянули верёвкой, щель исчезла, и ходить теперь стало очень удобно.
А на той стороне – чудеса! Озёра неизвестного цвета: то ли синие, то ли малиновые. И утки тут удивительные – огромные, размером с быка. Вот подстрелить этих птичек оказалось нечем. Наши охотники совсем про ружья позабыли! Пришлось из палки стрелять. Но, зато и добыли дичь такую, что на всех хватит! Главное, найти подходящую посуду, чтобы сварить суп.
И не важно, что всё это приснилось маленькому мальчику, которого взрослые не взяли с собой на охоту. Красочный забавный мультфильм, наполненный невероятными превращениями и весёлыми шутками, понравится всем – и ребятам и взрослым. А вдруг, всё так и было на самом деле?
Какими бы детскими ни казались работы этого периода Саакянца, но, повзрослев, их смотришь только с большим удовольствием. Ведь все они представляют эдакий фестиваль фантасмагории, будоражащий запрятанную где-то на задворках юности фантазию. К сожалению, многие современные острословы позабыли дорогу к этому важному творческому ингредиенту, отрезают все по своим обывательским меркам и не находят ничего лучше, чем оставить под очередным видео Саакянца на YouTube юморной комментарий про наркоманию и качество красок в СССР.
А Саакянц продолжал заигрывать со зрителями. Так, в «Кто расскажет небылицу?» (1982) можно было увидеть отсылку к картине «Девочка на шаре» Пикассо, к «Сказке о царе Салтане» и книгам Чуковского и даже представлениям о плоской земле.
Кто расскажет небылицу / Who will tale a fable (1982)
Содержание:
Director - Robert Sahakyants (based on Armenian folk tale) - 1982, 9 min. 40 sec. The king being bored decided to announce a contest of fiction. The winner would receive half of the kingdom, and the loser would pay all his treasures. The trick held like this. The king was initially willing to "believe" any lies. But the young hero would win the prize. But how? To know how it happened it's necessary to watch the film. //Режиссер - Роберт Саакянц (по армянской народной сказке) - 1982, 9 мин. 40 sec. Король скучал, решил объявить конкурс художественной литературы. Победитель получит половину королевства, а проигравший заплатит все свои сокровища. Трюк был таким. Сначала король желал «поверить» в любую ложь. Но молодой герой выиграет приз. Но как? Чтобы узнать, как это произошло, необходимо посмотреть фильм.
«В синем море, в белой пене…» (1984) находим аллюзию к скульптуре «Русалочка» и упрощенный вариант эволюции по Дарвину. Буквально в каждом кадре можно отыскать нечто интересное. Чего стоят только цифры 007 и 747 на затонувших кораблях, которые отсылают к сбитому советским истребителем корейскому Boeing 747, выполнявшему рейс KE007 и перевозившему 269 человек вместе с экипажем.
В синем море, белой пене/
In the blue sea white foam (1984)
Содержание:
Director - Robert Sahakyants (based on the tale of H. Tumanyan)- 1984, 8 min. An old fisherman with his grandson inadvertently releases the caught jar from the sea which is an underwater warlock. The warlock was urgently needed for the student and the groom for his only daughter. He takes the boy with him to the seabed. All the promises of making him the same evil and wealthy warlock do not attract the boy. However, realizing that he can escape only if he uses a trick he immediately lures the warlock in the jar and clogs it again. Why does he need stolen gold? Precious and kind grandfather did not teach him such things.Режиссер - Роберт Саакянц (по мотивам рассказа Н. Туманяна) - 1984, 8 мин. Старый рыбак со своим внуком непреднамеренно выпускает пойманную банку в море, в котором обитает подводный чернокнижник. Чернокнижнику был срочно нужен ученик и жених для его единственной дочери. Он забирает мальчика с собой на морское дно. Все обещания сделать его таким же злым и богатым колдуном не привлекают мальчика. Понимая, что он может убежать, только если использует трюк, он немедленно заманивает колдуна в банку и снова запирает его. Зачем ему нужно украденное золото? Мудрый и добрый дед его такому не учил!