Недавно в университете Глазго вышел курс философии, основанный на мультсериале «Симпсоны». Режиссёр и сценарист Пол Ратнер рассказывает, чем этот ситком может быть интересен мыслителям, как философия Гомера стала комичным вариантом экзистенциализма и что «Симпсоны» позаимствовали у Сартра, Ницше и Сократа.
В поисках новых способов передачи студентам интеллектуального человеческого капитала университет Глазго предложил курс философии, основанный на изречениях Гомера Симпсона из легендарного мультсериала The Simpsons.
В программе курс под названием «Д’оу! Симпсоны представляют философию» описывается следующим образом:
В программе курс под названием «Д’оу! Симпсоны представляют философию» описывается следующим образом:
«Симпсоны» являются одним из величайших культурных артефактов современного мира, отчасти потому что они настолько пропитаны философией. Аристотель, Кант, Маркс, Камю и идеи многих других великих мыслителей представлены в том, что, возможно, является чистейшей философской формой — комическом мультфильме. Современная школа будет исследовать наиболее интересные идеи философии так, как они представлены в памятнике, который Мэтт Грейнинг Мэтт Грейнинг — американский мультипликатор, создатель, творческий консультант и исполнительный продюсер мультсериалов «Симпсоны» и «Футурама».) возвёл абсурдности человеческого существования. Отправляемся исследовать некоторые из самых вдохновляющих идей философии так, как они представлены в «Симпсонах».
«Симпсоны» — истинно американское творение. Мультик был создан Мэттом Грейнингом в 1987 году. Первоначально — как часть «Шоу Трейси Ульман». После дебюта на телевидении в 1989 году, когда мультик вышел в получасовом формате на канале Fox, было показано 603 эпизода шоу, что делает его самым продолжительным американским ситкомом, самой продолжительной американской мультипликационной программой и прайм-тайм сериалом с самым длинным сценарием. Любимое всеми шоу получило множество таких наград, как «Эмми», и в конце концов вышел полнометражный фильм «Симпсоны», который в 2007 году собрал значительные 527 миллионов долларов.
Само по себе шоу — это сатирический взгляд на жизнь обычной семьи из рабочего класса, живущей в вымышленном городе Спрингфилд. Семья, состоящая из Гомера, Мардж, Барта, Лизы и Мэгги, — это пародия на американскую жизнь. Но её глава, Гомер Симпсон, частенько с важным видом размышлял о более глубоких вопросах в свойственной ему манере. Эта особенность шоу возвращает нас к интересам своего создателя. В своем интервью 1991 года с Джеем Лено, Мэтт Гроунинг отметил, что в самом начале своего профессионального пути он «изучал философию и рисовал, что натолкнуло его на мысль, что он должен стать мультипликатором».
Если вам интересно, как конкретно может функционировать курс философии, основанный на сатирическом мультфильме, стоит познакомиться с подборкой от The New Statesman, в которой сравниваются некоторые сентенции Гомера с известными философскими высказываниями.
Вот они:
Само по себе шоу — это сатирический взгляд на жизнь обычной семьи из рабочего класса, живущей в вымышленном городе Спрингфилд. Семья, состоящая из Гомера, Мардж, Барта, Лизы и Мэгги, — это пародия на американскую жизнь. Но её глава, Гомер Симпсон, частенько с важным видом размышлял о более глубоких вопросах в свойственной ему манере. Эта особенность шоу возвращает нас к интересам своего создателя. В своем интервью 1991 года с Джеем Лено, Мэтт Гроунинг отметил, что в самом начале своего профессионального пути он «изучал философию и рисовал, что натолкнуло его на мысль, что он должен стать мультипликатором».
Гомер Симпсон
|
Вот они:
«Дети, вы старались изо всех сил, и вы с треском провалились. Урок: никогда не пытайтесь». (Гомер Симпсон)
«Все человеческие действия эквивалентны, и все они в принципе обречены на провал». (Сартр)
«Для вранья нужны двое. Один обманывает, другой слушает». (Гомер Симпсон)
«Человек разрешает себе быть обманутым […] люди не избегают обмана так, как они избегают вреда, нанесенного им обманом». (Ницше)
«Как образование должно заставить меня чувствовать себя умнее? К тому же, каждый раз, когда я узнаю что-то новое, это новое выталкивает какие-то старые вещи из моего мозга. Помните, когда я решил пройти курс домашнего винодела, я забыл, как водить машину?» (Гомер Симпсон)
«Знать — это понимать, что ты ничего не знаешь. В этом заключается истинное знание». (Сократ)
Это не первый раз, когда «Симпсонов» стали рассматривать в качестве философского текста, который нужно исследовать. Британский мыслитель Джулиан Баджини написал эссе в 2006 году, где он анализировал шоу с философской точки зрения, рассматривая, например, как Гомер говорит о религиозных институтах в эпизоде «Гомер еретик»:
«Что за важное дело отправляться каждое воскресенье в какое-то здание. Я имею в виду — разве Бог не везде?»
«Не думаете ли вы, что у всемогущего нет дел поважнее, чем беспокоиться о том, где один маленький парень проводит один жалкий час своей недели?»
«А что, если мы выбрали не ту религию? Каждую неделю мы просто делаем Бога безумнее и безумнее»
Баджини описывает шоу как «англо-саксонское комедийное, основанное на экзистенциализме, который во Франции приобретает трагический оттенок». Поэтому «Симпсонов» он называет «самым проницательным и философским культурным продуктом нашего времени», прославляя его создателя, Мэтта Грейнинга, как «истинного наследника Платона, Аристотеля и Канта».
Источник:
«Why «The Simpsons» Is Now a Legit College-Level Philosophy Course»/Big Think.com.