В помощь верующим
(Да будет вам по вере вашей!
Ну же, смелее!
Вы же горе' говорите:
"А ну-ка передвинься!"...
И передвигается, что ли?
Или слабо' верить?)
Суть в том, чтобы создать свой фэнтези-мир, уделяя ему 15 минут в день на протяжении месяца.
Само собой, название и подход выбраны в рекламных целях, и не все уроки можно назвать содержательными и "профессиональными", но упражнения в каждом из этих уроков заслуживают внимание. Это действительно быстрые, динамичные, не требующие особых усилий действия, которые служат, как мне кажется, трем целям:
Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.
В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.
Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе, когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на карте или, может быть, символическое изображение "домик", предупреждающее о том, что здесь поселились народы.
Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира. Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между ними (войны, союзы, торговли).
Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места, которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.
Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом испытываете.
Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории, посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние на своей карте.
Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации?
Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.
Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в приложении к вашей истории).
Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то
Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
(день 15 занятий не имеет упражнений, он посвящен ссылкам на зарубежные веб-ресурсы, связанные с писательством и worldbuilding'ом, так что - отдохните 😇 ).
Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов. Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в противостоянии природе, богам, режиму?
Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.
Ответьте на вопросы.
Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные для вас географические объекты и т.п.
Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя материалы прошлых дней.
Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле фэнтези? Решать вам.
Прочитайте эту статью и затем выясните:
После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление и атмосферу.
Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.
Подумайте над следующими темами.
Сегодня самое важное упражнение - наслаждайтесь тем, что сотворили. Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых. 😊
Само собой, название и подход выбраны в рекламных целях, и не все уроки можно назвать содержательными и "профессиональными", но упражнения в каждом из этих уроков заслуживают внимание. Это действительно быстрые, динамичные, не требующие особых усилий действия, которые служат, как мне кажется, трем целям:
- стимулирование творческих способностей и желания творить;
- развитие воображения;
- чувство концепции вашего будущего мира.
Упражнение 1. Климат
- Откройте большой подробный атлас или зайдите на международные географические сайты, например, National Geographic.
- Посмотрите карты основных частей света и географических областей. Антарктида. Саудовская Аравия.Тропические леса Бразилии. Тропические леса Центральной Калифорнии. Посмотрите, каков на этих территориях климат, оцените температуры зимой и летом и т.д.
- Уделите 15 минут, чтобы записать все климатические условия, которые вы увидели или о которых успели подумать, глядя на карты, - если вам проще написать название города, сделайте это. Иногда "Сиэтл" больше ассоциируется с нужным климатом, чем фраза "северный влажный умеренный климат". Составьте список всех возможных типов и видов климата и погоды.
- Используйте также эпитеты и существительные, чтобы дать характеристику каждому пункту, будто вы сами побывали там.
- Сохраните этот список в вашем блокноте. Держите его под рукой, он может вам пригодиться.
Упражнение 2. Физика планеты
Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.
Упражнение 3. Настроение мира и сеттинга
- Прочтите список из упражнения N1, а затем возьмите чистый лист бумаги. Закройте глаза и подумайте о том, какие чувства вы хотели бы испытать, когда вы пишете или читаете свою историю.
- Запишите четыре слова, которые способны описать это чувство: два прилагательных, глагол, и существительное.
- Теперь вернитесь на страницу со списком климатических условий, перепрочтите эпитеты, которыми вы их снабжали. Что-то совпадает? Если это так, у вас есть основополагающий климат, который мог бы передать все желаемое настроение читателю. Если нет, попробуйте найти родственные или синонимичные слова.
- Если вы потратили 10 минут и не смогли определиться, выберите два климата, которые выражают ваше настроение от сеттинга.
Упражнение 4. Катастрофы и катаклизмы, их роль в истории мира
В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.
Упражнение 5. Карта
Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе, когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на карте или, может быть, символическое изображение "домик", предупреждающее о том, что здесь поселились народы.
Упражнение 6. Расы
Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира. Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между ними (войны, союзы, торговли).
Упражнение 7. История
- Проведите 15 минут, излагая основные исторические события минимум последних 100 лет перед началом вашего романа.
- Включите в ваш график:
- Даты перехода власти в государствах (через перевороты, смерть монарха, революции, выборы и т.д.), и был ли переход гладким, если нет - какие последствия возымел.
- Даты, когда уменьшился или увеличился объем природных ресурсов и урожая, к чему это приводило.
- Даты сверхъестественных, магических событий, или событий, обусловленных технологией.
- Каждый из этих факторов оказывает влияние на историю цивилизаций. События могут быть взаимосвязаны.
- Дата истории вашего повествования, возможно, даты рождения персонажей вашей истории.
Упражнение 8. Экономика и политика
Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места, которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.
Упражнение 9. Язык
Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом испытываете.
- Запишите некоторые общие сравнения - "Я хочу создать язык эльфов, звучащий как вода, и язык гномов, звучащий как удары молота по наковальне".
- Запишите звуки, которые вы слышите, сидя у природного источника или подставляя руку под струю воды из крана. Эти звуки можно сделать "корнями" вашего языка эльфов, и т.п.
Бонусное упражнение:
Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории, посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние на своей карте.
Упражнение 10. Настроение, связанное с цивилизациями
Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации?
- Какие культурные особенности они имеют?
- Какие эмоции и сравнения вызывают у вас их языки (см. прошлое упражнение)?
Упражнение 11. Фокусировка на главном
Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.
- История:
- Экономика / Политика:
- Названия и язык:
Упражнение 12. Что, если?...
Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в приложении к вашей истории).
- Запишите отрывки или зарисуйте некоторые сцены, которые вы уже знаете из вашей будущей истории. Некоторые из них могут быть уже заранее определены вами.
- Затем задайте себе трудные вопросы. "Что... если...?" Что делать, если люди на расстоянии не могут общаться друг с другом мгновенно, у них нет ни телепортов, ни других магических или научных способов быстрой связи? Стоит ли вводить такие средства? Какие?
- Думайте о деталях, о жизни своих персонажей. Может что-то должно действовать не так, как в нашем мире, а с точностью до наоборот?
- Обсуждайте свои ответы на вопросы "что... если..." с другими, может, в беседе родятся новые идеи, а вам помогут увидеть ошибки, которые вы самостоятельно не могли увидеть.
Упражнение 13. Сюжетные зацепки
Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то
- рассмотрите карту и запишите минимум десять ключевых, интересных событий, которые будут развивать ваш сюжет от начала и до конца.
- Дайте простор фантазии, может, в первоначальном варианте пора что-то изменить?
Упражнение 14. Образование
Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
- Существует ли отлаженная система образования в ваших странах и поселениях?
- Чему учатся люди с младых ногтей в этом мире?
- Существуют ли школы или университеты? Или только частные уроки?
- Какой уровень грамотности в странах вашего мира в целом?
Упражнение 15. Отдохните
(день 15 занятий не имеет упражнений, он посвящен ссылкам на зарубежные веб-ресурсы, связанные с писательством и worldbuilding'ом, так что - отдохните 😇 ).
Упражнение 16. Специальные ограничения
- Чем ограничена магия в вашем мире?
- Какую цену придется платить за ее использование?
- Могут ли вампиры в вашем произведении выходить на улицу в дневное время суток?
Упражнение 17. Настроение фантастических элементов
- Прочтите еще раз список эмоций, которые должен вызывать при чтении книги ваш мир у читателя.
- Прочтите еще раз особенности ваших магических и технологических систем.
- Вам необходимо увязать их с ожидаемым и нужным настроением. Возможно, для этого стандартную "Магию" даже придется переименовать. Действуйте, думайте, экспериментируйте.
Упражнение 18. Фантастические элементы. Взаимодействие с обществом.
- Вспомните результаты небольшого упражнения N10.
- Как вы охарактеризуете существующие в вашем мире общества и страны? И как их будет характеризовать доступная им магия или технология? Поддержат ли это ваши герои?
- Как это отразится на истории?
Упражнение 19. Проработка персонажа. Возвращение к "Что, если..."
Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов. Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
- - Что сказал бы незнакомец, если бы пообщался 5 минут с героем?
- - Что будет делать герой, если узнает, что его родители - приемные?
- - Что делать, если герой встречается с кем-то, в существование кого поверить не в состоянии?
- - Что делать, если герой на самом деле не тот, кто он думает?
Упражнение 20. Еще раз о сюжетных зацепках и конфликте
Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в противостоянии природе, богам, режиму?
Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.
Упражнение 21. Флора и фауна
Ответьте на вопросы.
Для флоры:
- Какие растения особенно полезны для вашего общества? Конопля и лен, например, являются растениями, которые являются важными источниками неживотных волокон для изготовления одежды, веревок, и других материалов. Есть ли подобной важности растения в вашем собственном мире?
- Каковы основные сельскохозяйственные культуры вашего народа? Это зависит от региона в первую очередь.
- Что считается деликатесами? Зависит от региона. Где-то деликатесом является клубника, а где-то - апельсины.
- Какие фрукты и овощи могут быть превращены в алкогольные и лечебные напитки?
- Какие растения опасны? У вас есть хищные растения в вашем мире?
Для фауны
- Какие животные особенно полезны в вашем мире? Речь не только о домашних животных, но и о пользе неприрученных для общества.
- Кто из животных представляет собой объект для охоты на них людьми? Или кто из одомашненных животных представляет пищевую ценность (напр., свинья или корова)?
- Мясо и иные продукты от каких животных являются деликатесом? И где?
- Какие животные используются в медицине или разработке лекарств?
- Наконец, какие животные являются опасными в вашем мире?
Упражнение 22. География
Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные для вас географические объекты и т.п.
Упражнение 23. Пересмотр культур и цивилизаций
Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя материалы прошлых дней.
Упражнение 24. И вновь о настроении
Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле фэнтези? Решать вам.
Упражнение 25. Небесные светила
Прочитайте эту статью и затем выясните:
- сколько спутников у планеты вашего мира?
- А сколько солнц?
- Как они называются?
- Как быстро делают один круг вокруг земли?
- Есть ли у вас сцены, в которых луна или солнце играет определенную роль или их свет необходим?
Упражнение 26. Списки для несоответствий
После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление и атмосферу.
- У меня есть отдельный файл на ноутбуке для отлаживания этих моментов, которые мне нравится, но которые, возможно, не уместны в романе.
- Также у меня есть файл идей на будущее, которые не реализуются в данном романе, но оставлены на будущее.
Упражнение 27. Вновь о сюжетных зацепках
Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.
Упражнение 28. Что мы упустили?
Подумайте над следующими темами.
- - одежда
- - продовольствие и кухня
- - санитария и гигиена
- - болезни, лекарства, медицина
- - правоохранительные органы, правосудие, тюрьмы
- - домашние животные
- и многие другие.
Упражнение 29. Персонаж
- Систематизируйте всю информацию о ваших основных героях.
- Возможно, вам понадобятся детали их детства или родословная.
- Раскройте его характер в соответствии с уже достаточно проработанным миром, как он впишется в него?
Упражнение 30. Не делайте ничего
Сегодня самое важное упражнение - наслаждайтесь тем, что сотворили. Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых. 😊