Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как римляне и британцы Израиль делили

Картина Франческо Айеца «Разрушение Храма в Иерусалиме» изображает разрушение Второго Храма римскими солдатами. Масло, холст, 1867.
Картина Франческо Айеца «Разрушение Храма в Иерусалиме»
изображает разрушение Второго  Храма римскими солдатами.
Масло, холст, 1867.

Диалог с различными империями – одна из нитей, из которых соткан узор истории народа. Любого. А нашего в особенности. Таких империй много, но самые важные сейчас те, с которыми мы контактировали как народ страны. Последняя в античности, которая полностью разрушила нашу государственность, и первая в новейшее время, которая не смогла помешать ее возрождению. Рим и Британия.

Они очень разные, эти две империи. Но почему-то в отношении к евреям и их государственности у них было много общего. И это здорово, потому что, в конце концов, очень приятно, когда империя из источника угрозы и страха превращается в предмет изучения.

Завоеванные по собственному желанию

Всем нормальным империям нужна земля, территория. Много, на то они и империи. Поэтому поневоле им приходится завоевывать соседей. И лучше по очереди. А еще лучше, когда те сами этого просят. Именно так получилось у них обеих с евреями.

И в том, и в другом случае все началось с декларации дружбы.

Римский Сенат заметил политическое существование иудеев, когда Иуда Маккаби освободил Иерусалим. И отправил приветственное послание: бейте себе на здоровье селевкидов и ни о чем не думайте – мы за вас. Ведь ослабляя нашего врага, вы приносите нам пользу.

С Англией получилось по-другому, хотя, по сути, точно также. У евреев не то что своего государства не было, они вообще были никто и звать никак, да еще и разбросаны по всему миру. Но в предложении Теодора Герцля, присвоившего себе право представлять еврейский народ, Англия увидела пользу:
«А не поехать ли вам туда, где вы нам нужнее всего – в Уганду, — предложили евреям. — Там своей рыжеволосой массой вы разбавите местное загорелое население, да еще и укрепите наши позиции против немецких хищников, обосновавшихся по соседству».
Зачем построили Кейсарию?

Следующий этап – военный. В 63 г. до н. э. десять легионов (это очень много) Гнея Помпея подошли к границам Иудейского царства. Но не как банальные тупые завоеватели, а как прогрессивные наводители порядка. Справедливые судьи. Причем в очень удачное время, потому что в Иудее как раз бушевала гражданская война между сыновьями покойного царя Александра Янная – Аристобулом II и Гирканом II. Честному Помпею было все равно, кому помочь, все получилось случайно. Гиркан оказался более понятливым. Он вообще предпочитал поддержку извне опоре на внутренние силы. И вышло, что римляне Иудею не завоевывали, но победили. И оперлись на сильную проримскую партию во главе с Антипатром, правой рукой Гиркана II и папой будущего царя Ирода Великого.

Час англичан пробил в 1917 году. Во время Первой мировой войны их главной базой был Египет, которому угрожала размещенная в Стране Израиля 4-я турецкая армия. Но при всей военной мощи в первый раз британское наступление на Газу провалилось. Успешным оказалось второе. Но не только потому что им руководил новый командующий — Эдмунд Аленби, но еще и благодаря неоценимой (и никак не оцененной впоследствии) помощи добровольной еврейской шпионской организации Нили, которая помогала британцам.

Одержав победу, Помпей перекроил границы. Разделил, чтобы властвовать. Он отобрал у Иудеи земли за Иорданом, незадолго до того завоеванные Александром Яннаем, и создал на них коалицию десяти греческих городов — Декаполис или Десятиградье. А то, что он передал северный участок побережья с Птолемаидой (Акко) и Дором финикийцам, есть мелочь, не стоящая нашего внимания. По крайне мере, из-за этого обстоятельства (или благодаря) Иудея не имела приличного порта, и бедному Ироду Великому пришлось построить Кейсарию.

Англия. К концу 1918 года ее войска достигли Халеба. Но Израиль она получила все-таки не в результате завоевания, как ошибочно полагают некоторые, а по мандату Лиги Наций, выданному ей на конференции в итальянском городе Сан Ремо весной 1920 года. И первое, что сделала после этого Британия, было отделение Заиорданья. Как римляне опирались на лояльность греков, так англичане искали свою опору в арабах. И те, и другие расплачивались с теми, на кого опирались, интересами евреев. Не только в первый момент, но всегда. Это принцип поведения любой империи в наших широтах.

После похода Помпея Иудея стала союзником Рима. И почему это плохо? В течение короткого времени (за 33 года правления Ирода Великого) государство экономически поднялось настолько, что стало одним из богатейших в Восточном Средиземноморье. Умирая, Ирод разделил его на четыре неравные части, точнее, отделил от центра несколько окраинных областей. Через некоторое время этот центр попросил Августа и Сенат ввести прямое правление.

Евреи как «национальный очаг»

Сегодня все народы отделяют религию от государства (и превращают ее в некий вид спорта или форму культуры). Иудеи в римские времена поступили прямо противоположным образом: «государство» добровольно отдали римлянам в обмен на сохранение за собой «религии». То, что получилось в остатке, вполне можно назвать современным термином «национальный очаг».

Именно это Англия пообещала дать евреям в их стране в момент получения мандата Лиги Наций. Империи вообще любят красивые слова. И обожают обещать. А потом у них появляются интересы. И их всегда можно понять, потому что они всегда правы.
Режим британского мандата длился всего 28 лет. Эпоха правления римских наместников, префектов, а потом прокураторов продолжалась ровно вдвое больше.

Общий вектор политики и тех, и других можно выразить одной фразой: постепенное отступление от первоначальных обещаний. Римские наместники стали ущемлять религиозные права иудеев. Англичане – ограничивать евреев в правах на переезд в собственный «национальный очаг» и приобретение в нем земли. И, конечно, в основании новых населенных пунктов!

В ответ евреи… Не надо сразу бросаться словами «взялись за оружие», как это делают в учебниках истории. Евреи (иудеи) жаловались. И далеко не всегда безуспешно. Так, два римских наместника (из пятнадцати) были сняты именно по этой причине. Одним из них оказался, кстати, всем известный Понтий Пилат, другим был Куман. Первый был наказан за то, что устроил резню среди самаритян, второй, напротив, за то, что принял сторону самаритян в их конфликте с иудеями.

А уж во времена британского мандата жалоба, общественное давление вообще были главным средством воздействия на власти. И те реагировали: создавали комиссии, составляли «Белые книги», усмиряли арабские беспорядки.

В истории римских и британских наместников есть одна общая деталь. Мелочь, конечно, и наплевать на нее десять раз, но любопытная. У тех и у других мелькнул наместник-еврей. У англичан был Герберт Самюэль, у римлян – Тиберий Александр (46-48), между прочим, родной племянник знаменитого Филона Александрийского.

Первый навсегда остался «хорошим человеком», несмотря на то, что утвердил великим муфтием Иерусалима Хаджа Амина Аль Хусейни, заложившего железобетонный фундамент арабо-еврейского конфликта.

Второй – почти философ, но когда это было нужно империи, он жестоко подавил еврейское восстание в Александрии в 68 году. Настоящему человеку империи его еврейство никогда не мешает!

Гибель Храма и Макдональдс

Аналогия не предполагает совпадение, тождество. Кроме сходства, есть еще и различия, но это не мешает параллелизму. Неустойчивое равновесие римского «государства» и иудейской «религии» было способно продолжаться и дольше. Но нашелся, конечно, такой наместник, который его «раскачал». Гессий Флор повел себя по сценарию проворовавшегося директора оптовой базы, который устраивает пожар на собственном складе. Одним словом, постарался. Сумел. Довел дело до восстания 66 года.

Римская империя в то время была сильнее всех на свете. Она победила и здесь. В 70-м году Храм был разрушен, а восстание потоплено в крови.

А теперь, внимание! В политике Англии по отношению к еврейскому народу есть скрытый аналог прямым действиям Рима. Перед Второй мировой войной и в ходе нее она приложила титанические усилия к тому, чтобы погибло максимально возможное количество евреев.

Сначала была конференция в Эвиане (весна 1938 года) на которой США и Англия отказались принимать еврейский беженцев из Германии. Потом последовала «Белая книга» Малькольма Макдональдса, которая совсем вовремя, в 1939 году, закрыла перед евреями двери «национального очага».

Следствиями этой политики было множество известных или забытых эпизодов, таких, как гибель корабля «Струма» или расстрел английской авиацией еврейских узников в порту Любека весной 1945 года. И никто никогда не узнает, сколько евреев не спаслось по вине «старой доброй» Англии, не добралось до своей Страны. И не участвовало в еврейско-арабской демографической раскладке накануне ухода англичан и во время войны за Независимость.

Палестина, разрушившая Рим

Но ведь еврейское восстание против Британского мандата все-таки случилось. Более того, оказалось успешным. Ведь именно эти действия заставили Лондон отказаться от мандата и уйти. Оно было похоже на второе еврейское восстание против Рима (132-135), но результат его оказался прямо противоположным. В огромной исторической перспективе это выглядит чем-то вроде реванша.

Подавив восстание Бар Кохбы, император Адриан сделал все, чтобы предать забвению сам факт связи народа Израиля со своей Страной. На месте Иерусалима он построил город Элия Капитолина, остальные города переименовал (отчего впоследствии у грекоязычных христиан была колоссальная проблема с идентификацией библейских мест, носивших названия на иврите). Но самый удачный его «проект» – замена названия провинции с «Иудея» на «Палестина».

Это слово и стало главным связующим звеном разных эпох, в том числе римской и британской.

Победив в Первой мировой войне, культурные европейцы — англичане и французы — восстановили историческое прошлое, как они его понимали. Они возродили римские провинции: так появились Сирия, Финикия (ее назвали еврейским словом Ливанон, которое является одним из эпитетов иерусалимского Храма), Ирак (Вавилония) и Палестина. Так состоялась передача по наследству термина, отрицающего связь народа Израиля с Землей Обетованной. От одной империи к другой.

В 1948 году англичане проиграли и ушли. Но чтобы уйти «по-английски», они прибегла к помощи арабов. Арабский легион за Иорданом создавался не для возможной войны с Германией, как легион еврейский. Это были местные полицейские силы, которыми Англия осуществляла свое непрямое управление. Их вторжение на западный берег реки Иордан было ответом Британской империи на провозглашение еврейского государства. И территория, которую сумели оккупировать англо-арабские интервенты, стала «Западным берегом реки Иордан».

В конце концов, Римская империя прекратила свое существование, а создавший ее народ исчез, оставив после себя свою полную противоположность – современных итальянцев. Британская империя, потеряв почти все свои колонии, существует в виде государства Великобритания. Но окончательная гибель Рима наступила через несколько столетий после разрушения Иерусалима и Страны. Истинные римляне, латиняне, медленно растворялись среди покоренных ими народов. Сейчас подобные процессы идут быстрее. Вот уже мэром Лондона стал пакистанец, а в Парламенте заседают люди по имени Ахмед Джихад…


Игорь Трибельский