Боснийские солдаты
- мусульмане из дивизии "Ханджар"
|
В своей книге "Мусульмане Гитлера - история одного безбожного союза" Фолькер Кооп раскрывает очень интересную, но до сих пор малоизученную страницу истории Третьего рейха, а именно, попытку нацистского руководства использовать в своих военных целях ислам и мусульман.
Один из известных лозунгов политики звучит так: "Враг моего врага, мой друг". Потому и неудивительно читать о том, что в период Второй мировой войны социал-националисты искали контактов с мусульманами, как с теми, кто находился на оккупированных территориях, так и там, куда имперская власть не распространялась. В глазах нацистов у мусульман был тот же самый враг, что и у них самих, а именно - русский коммунизм и англо-французский империализм, но в первую очередь это была опасность, исходившая по их мнению, от евреев.
Хорошо известны снимки, демонстрирующие встречи Гитлера с Амином-аль Хусейни, иерусалимским муфтием, или фотографии мусульманских солдат-боснийцев из дивизии ваффен СС "Ханджар", с черепами на фесках. Однако истинные причины, заставлявшие нацистское руководство искать тесных контактов с мусульманами Восточной Европы, СССР и арабского мира, и ежедневная работа по обе стороны фронта, известны в большинстве случаев гораздо меньше.
"Мусульмане Гитлера - история одного безбожного союза", так назвал Фолькер Кооп свою книгу, призванную закрыть некоторые пробелы в данной теме. 208-страничная работа свободного журналиста, родившегося в 1945 году, и уже выпустившего в свет несколько солидных трудов по периоду национал-социализма, отчётливо показывает противоречивое с самого начала отношение фашистов к этой религии и её последователям. "Мусульмане -, пишет он, - с одной стороны, имели безусловно иррациональное очарование в глазах верхушки национал-социалистов. Гитлер был сильно увлечён "исламскими небесами", которые казались ему более "оживлёнными", чем христианские. А рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер считал мусульман идеальными солдатами, которые сражаются фанатично за то, чтобы стать мучениками и попасть в вожделенный рай".
С другой стороны, у нацистов "не было никаких сомнений в превосходстве "немецкости" над мусульманами, независимо от их происхождения". Кооп заново приводит откровения высших функционеров Рейха, в том числе и Гитлера, в которых сквозит скептицизм, пренебрежение и даже презрение к мусульманам.
Хорошо известны снимки, демонстрирующие встречи Гитлера с Амином-аль Хусейни, иерусалимским муфтием, или фотографии мусульманских солдат-боснийцев из дивизии ваффен СС "Ханджар", с черепами на фесках. Однако истинные причины, заставлявшие нацистское руководство искать тесных контактов с мусульманами Восточной Европы, СССР и арабского мира, и ежедневная работа по обе стороны фронта, известны в большинстве случаев гораздо меньше.
"Мусульмане Гитлера - история одного безбожного союза", так назвал Фолькер Кооп свою книгу, призванную закрыть некоторые пробелы в данной теме. 208-страничная работа свободного журналиста, родившегося в 1945 году, и уже выпустившего в свет несколько солидных трудов по периоду национал-социализма, отчётливо показывает противоречивое с самого начала отношение фашистов к этой религии и её последователям. "Мусульмане -, пишет он, - с одной стороны, имели безусловно иррациональное очарование в глазах верхушки национал-социалистов. Гитлер был сильно увлечён "исламскими небесами", которые казались ему более "оживлёнными", чем христианские. А рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер считал мусульман идеальными солдатами, которые сражаются фанатично за то, чтобы стать мучениками и попасть в вожделенный рай".
С другой стороны, у нацистов "не было никаких сомнений в превосходстве "немецкости" над мусульманами, независимо от их происхождения". Кооп заново приводит откровения высших функционеров Рейха, в том числе и Гитлера, в которых сквозит скептицизм, пренебрежение и даже презрение к мусульманам.
Тюркское население Кавказа и Средней
Азии должно было пополнять собой ряды воюющих на Восточном фронте
Однако перед лицом всё большего расширения Второй мировой войны на юго-восток Европы и СССР и последовавшими вслед за этим высокими потерями Вермахта и ваффен СС, социал-националисты были вынуждены всё больше и больше заполнять тающие ряды своих частей "не немцами". "Только в войска СС к концу 1944 года было призвано до 150.000 "инородцев", чаще всего мусульман".
Они происходили, главным образом, из советских солдат, попавших в немецкий плен, среди которых целенаправленно отбирали мусульман. "Особенно приглянулось нацистам -, говорит Кооп, - мусульманское население Туркестана". Он охватывает районы Средней Азии, территория которой распространилась от Каспийского моря до пустыни Гоби, и куда относят Туркмению, Узбекистан и Таджикистан, а также Северный Афганистан и китайскую провинцию Синьцзян. К этому надо добавить и тюркские народности Кавказа, такие как азербайджанцы и месхеты, и, наконец, татары из Крыма. После захвата большевиками Крыма по окончании Первой мировой войны, они утратили не только свою кратковременную независимость. При Сталине их лишили и собственной культурной идентичности тем, что сначала ввели латинский шрифт, затем кириллицу и подавили их религию.
Детально, с длинными подробными цитатами, Кооп освещает процесс применения вермахтом на Восточном фронте так называемых "Восточных легионов", укомплектованных "тюркскими" солдатами. В рамках операции "Цеппелин" агентурной работе обучались даже пленные советские мумсульмане, которых готовили к саботажной и подрывной работе в тылу. Акция, однако, большого успеха не имела, так как лишь немногие выполняли задания.
Они происходили, главным образом, из советских солдат, попавших в немецкий плен, среди которых целенаправленно отбирали мусульман. "Особенно приглянулось нацистам -, говорит Кооп, - мусульманское население Туркестана". Он охватывает районы Средней Азии, территория которой распространилась от Каспийского моря до пустыни Гоби, и куда относят Туркмению, Узбекистан и Таджикистан, а также Северный Афганистан и китайскую провинцию Синьцзян. К этому надо добавить и тюркские народности Кавказа, такие как азербайджанцы и месхеты, и, наконец, татары из Крыма. После захвата большевиками Крыма по окончании Первой мировой войны, они утратили не только свою кратковременную независимость. При Сталине их лишили и собственной культурной идентичности тем, что сначала ввели латинский шрифт, затем кириллицу и подавили их религию.
Детально, с длинными подробными цитатами, Кооп освещает процесс применения вермахтом на Восточном фронте так называемых "Восточных легионов", укомплектованных "тюркскими" солдатами. В рамках операции "Цеппелин" агентурной работе обучались даже пленные советские мумсульмане, которых готовили к саботажной и подрывной работе в тылу. Акция, однако, большого успеха не имела, так как лишь немногие выполняли задания.
"Больше всего меня интересуют те,
кто наиболее правоверен"- говорил Гиммлер в 1943
При чтении становится ясно, с какой тщательностью и настойчивостью нацистская верхушка преследовала план использования мусульман в якобы совместных целях для общего дела. Хотя немцы и обещали туркам свободу и независимость после победы над СССР, однако, документы подтверждают, что ни политической, ни культурной независимости нацисты всерьёз не рассматривали. Напротив, тюркские народы, согласно планам Гиммлера, после войны должны были быть "перевоспитаны" в "мирные и безобидные, безоружные против нас формы", например в буддистов, нетюркские нации же - в "исследователей Библии."
"Тюркские" солдаты, офицеры и политики шли на службу в "Восточные легионы" и "Национальные комитеты" не в последнюю очередь ещё и потому, что они были сформированы имперским правительством в качестве официальных представителей (народов) и в случае победы СССР им всем грозила смерть, поскольку Сталин считал всех, кто попал в руки к немцам, предателями.
В аналогичной непростой ситуации находились и боснийские мусульмане. Кооп показывает ясно, как вермахт и СС использовали их бедственное положение между вражески настроенными хорватами и сербами, в собственных целях. При этом, не считались ни с какими издержками, часто удовлетворяя интересы не только немцев, но и хорватов, боснийцев и итальянцев, а позже детально регулируя службу мусульманских легионов: "Учитывались как исламские обычаи, одежда и пропитание, так и традиции погребения. Гиммлер сам часто подключался к решению таких вопросов". Мусульмане получили в своё распоряжение "полевых имамов", а к концу войны в Дрездене и Губене уже были основаны соответствующие институты, в университете Гёттингена проводились специальные курсы. Там обучались священнослужители, которые должны были преподавать солдатам основы религии и мировоззрения. "Я заинтересован в том, чтобы они были строго правоверными",- заявлял Гиммлер в 1943 году, выступая перед гауляйтерами в Познани.
Одним из тех, кто не только активно включился в круг вопросов, касающихся тюркских народов и боснийских мусульман, но и сыграл при этом решающую роль в деле привлечения арабоязычных мусульман к якобы общему с нацистской Германией делу, был муфтий Иерусалима Мухаммед Амин аль-Хусейни (1893 - 1974). О нём в "Мусульманах Гитлера" рассказано подробнейшим образом. Уже в 1930-е годы он искал контактов с нацистским руководством. Однако это сдерживалось его близостью и с палестинскими националистами.
И только с началом войны совместная работа с аль-Хусейни, проживавшем с 1941 в Берлине, стала более интенсивной. Однако "мнения многих национал-социалистов о нём расходились далеко друг от друга. Особенно в военных кругах его оценивали с большой долей осторожности, как это можно понять из многочисленных источников и высказываний. В то время, как сам рейхсфюрер СС покровительствовал ему". Противоречивое отношение к арабскому политику, который хотел изгнать евреев из Палестины и придать своей родине самостоятельность, как это много раз подчёркивается в книге, стало индикатором, показывающим насколько сильно противоречили друг другу установки вермахта, СС и Министерства иностранных дел.
Свои контакты и влияние аль-Хусейни использовал для того, чтобы выключить конкурентов в борьбе за политическое руководство, таких например, как иракский премьер-министр Рашид аль-Гайлани (1892 - 1965), который после неудавшегося про-немецкого путча в Ираке, в 1941 году бежал в Германию.* Муфтий Иерусалима хотел быть единственным партнёром для контактов с немцами во всём арабском мире. Ему это удалось. Однако в результате этого конфликта с аль-Гайлани, в то же самое время его притянули к ответственности за то, что провалился план создания "Арабского корпуса свободы", а "немногочисленные арабские "свободные борцы" в конце концов оказались на Кавказе, вместо того, чтобы на арабской земле бороться с британскими колониалистами."
"Тюркские" солдаты, офицеры и политики шли на службу в "Восточные легионы" и "Национальные комитеты" не в последнюю очередь ещё и потому, что они были сформированы имперским правительством в качестве официальных представителей (народов) и в случае победы СССР им всем грозила смерть, поскольку Сталин считал всех, кто попал в руки к немцам, предателями.
В аналогичной непростой ситуации находились и боснийские мусульмане. Кооп показывает ясно, как вермахт и СС использовали их бедственное положение между вражески настроенными хорватами и сербами, в собственных целях. При этом, не считались ни с какими издержками, часто удовлетворяя интересы не только немцев, но и хорватов, боснийцев и итальянцев, а позже детально регулируя службу мусульманских легионов: "Учитывались как исламские обычаи, одежда и пропитание, так и традиции погребения. Гиммлер сам часто подключался к решению таких вопросов". Мусульмане получили в своё распоряжение "полевых имамов", а к концу войны в Дрездене и Губене уже были основаны соответствующие институты, в университете Гёттингена проводились специальные курсы. Там обучались священнослужители, которые должны были преподавать солдатам основы религии и мировоззрения. "Я заинтересован в том, чтобы они были строго правоверными",- заявлял Гиммлер в 1943 году, выступая перед гауляйтерами в Познани.
Одним из тех, кто не только активно включился в круг вопросов, касающихся тюркских народов и боснийских мусульман, но и сыграл при этом решающую роль в деле привлечения арабоязычных мусульман к якобы общему с нацистской Германией делу, был муфтий Иерусалима Мухаммед Амин аль-Хусейни (1893 - 1974). О нём в "Мусульманах Гитлера" рассказано подробнейшим образом. Уже в 1930-е годы он искал контактов с нацистским руководством. Однако это сдерживалось его близостью и с палестинскими националистами.
И только с началом войны совместная работа с аль-Хусейни, проживавшем с 1941 в Берлине, стала более интенсивной. Однако "мнения многих национал-социалистов о нём расходились далеко друг от друга. Особенно в военных кругах его оценивали с большой долей осторожности, как это можно понять из многочисленных источников и высказываний. В то время, как сам рейхсфюрер СС покровительствовал ему". Противоречивое отношение к арабскому политику, который хотел изгнать евреев из Палестины и придать своей родине самостоятельность, как это много раз подчёркивается в книге, стало индикатором, показывающим насколько сильно противоречили друг другу установки вермахта, СС и Министерства иностранных дел.
Муфтий Иерусалима хотел стать
единственным в арабском мире партнёром для контактов с немцами
Свои контакты и влияние аль-Хусейни использовал для того, чтобы выключить конкурентов в борьбе за политическое руководство, таких например, как иракский премьер-министр Рашид аль-Гайлани (1892 - 1965), который после неудавшегося про-немецкого путча в Ираке, в 1941 году бежал в Германию.* Муфтий Иерусалима хотел быть единственным партнёром для контактов с немцами во всём арабском мире. Ему это удалось. Однако в результате этого конфликта с аль-Гайлани, в то же самое время его притянули к ответственности за то, что провалился план создания "Арабского корпуса свободы", а "немногочисленные арабские "свободные борцы" в конце концов оказались на Кавказе, вместо того, чтобы на арабской земле бороться с британскими колониалистами."
* Воспользовавшись поражениями Англии в Европе и на Ближнем Востоке, Рашид Али аль-Гайлани и прогерманская националистическая группировка «Золотой квадрат», возглавляемая полковниками Салахом ад-Дином ас-Сабахом, Махмудом Сальманом, Фахми Саидом и Камилем Шабибом, а также начальником иракского генерального штаба Амином Заки Сулейманом, 1 апреля 1941 года осуществила военный переворот.
Сформировалось правительство «национальной обороны» во главе с премьер-министром аль-Гайлани. Под контроль нового правительства перешла вся территория страны, за исключением военных баз Великобритании. В середине апреля крупные соединения британских войск высадились в Басре для защиты британских транспортных путей и нефтяных месторождений. Иракское правительство аль-Гайлани, не желая допустить усиления британских войск в стране, приказывает осадить британские войска в Эль-Хаббании. 2 мая британские войска начали военные действия против иракской армии. По договоренности с режимом Виши от 7 мая Германия приступает к транспортировке через Сирию, подмандатную Франции, военного снаряжения в Ирак, но, занятая подготовкой к войне против СССР, Германия не смогла оказать существенной помощи иракским националистам. 30 мая правительство Рашида Али аль-Гайлани было свергнуто взявшими Багдад английскими войсками.
Амин аль-Хусейни,
муфтий Иерусалима
|
Священнослужитель неоднократно направлял письма странам (гитлеровской) оси, в которых они должны были подтвердить и закрепить своими подписями готовность поддержать "свободу и независимость арабских стран, в настоящее время страдающих под гнётом британского колониализма", а также "уничтожить еврейско-национальные поселения в Палестине, которые направлены против интересов арабского и исламского мира". Однако поддерживая аль-Хуссейни, именуемого ими уже "Великим муфтием", пропагандой и финансами, немецкие институты власти, в связи со своими собственными политическими планами, всё же не были готовы к сделке вокруг этого богатого нефтью и важного в геостратегическом отношении региона.
В своей "Истории одного безбожного союза", Фолькер Кооп исследует ещё одну попытку национал-социалистов использовать ислам в своих целях, а именно, с самого начала обречённую на неудачу идею, представить мусульманам, особенно иранским шиитам, "фюрера" в качестве двенадцатого имама - Махди, то есть мессианскую креатуру, тайно живущую по законам веры шиитов, которая в один прекрасный день вернётся для того, чтобы спасти мир.**
Книга "Мусумане Гитлера" открывает нам новые, ранее малоизвестные, интересные страницы истории Третьего рейха. В книге используются многочисленные документы, впервые открытые широкой общественности. Продолжительные цитаты могут, разумеется, повлиять на гладкость восприятия и чтения, о чем и сам автор предупреждает в предисловии, с другой стороны такие вкрапления пластично отражают оригинальную тональность и настроения времени. Особенно удались Коопу главы, где он, описывая совместную работу нацистов с тюркскими народами, боснийцами и арабами, подводит читателя максимально близко к событиям.
В своей "Истории одного безбожного союза", Фолькер Кооп исследует ещё одну попытку национал-социалистов использовать ислам в своих целях, а именно, с самого начала обречённую на неудачу идею, представить мусульманам, особенно иранским шиитам, "фюрера" в качестве двенадцатого имама - Махди, то есть мессианскую креатуру, тайно живущую по законам веры шиитов, которая в один прекрасный день вернётся для того, чтобы спасти мир.**
Книга "Мусумане Гитлера" открывает нам новые, ранее малоизвестные, интересные страницы истории Третьего рейха. В книге используются многочисленные документы, впервые открытые широкой общественности. Продолжительные цитаты могут, разумеется, повлиять на гладкость восприятия и чтения, о чем и сам автор предупреждает в предисловии, с другой стороны такие вкрапления пластично отражают оригинальную тональность и настроения времени. Особенно удались Коопу главы, где он, описывая совместную работу нацистов с тюркскими народами, боснийцами и арабами, подводит читателя максимально близко к событиям.
** Двенадцать Имамов — в шиизме духовные и политические преемники пророка Мухаммада. Согласно теологии Шиитов-двунадесятников, преемник Мухаммада является непогрешимой человеческой личностью, которая не только управляет сообществом с правосудием, а также имеет власть хранить и толковать Божественный Закон и его эзотерический смысл.
Махди — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия.
В шиитском учении Махди — это не только потомок пророка и сын своей эпохи, но сокрытый долгожданный Двенадцатый Имам. Он будет пребывать в сокрытии до часа, назначенного Богом, после чего придёт на землю, чтобы руководить мусульманами, установит царство справедливости и благоденствия. Фактически, Махди является у шиитов Мессией.
Мессианские идеи нередко вдохновляли социальные и религиозные движения в мусульманском мире. На них были основаны династии Фатимидов в Северной Африке (909—1171) и Альмохадов в Северной Африке и Испании (1130—1269).
Активность нацистского руководства в
период с 1933 по 1939 осталась "поверхностной"
Заметно сопротивление нацистов принять в свои ряды "чужеродных" солдат, рискуя "расовым смешением". Но и положение, в котором оказались солдаты-мусульмане, отражено достаточно ясно. Они зачастую сражались в надежде на свободную родину после войны, хотя режим национал-социалистов видел в них только пушечное мясо, должное заменить павших немецких солдат. "В конце концов и мусульманами режим также злоупотреблял, вводя в заблуждение, как и миллионы других людей"- резюмирует автор.
Поскольку Кооп концентрирует внимание на активности нацистского руководства в военный период, то описания деятельности между 1933 и 1939 остаётся поверхностным. Она хоть и освещается в одной главе "История мусульман в Германии", однако при этом автор больше всего занимается спорами, разгоревшимися в межвоенное время между двумя наиболее влиятельными мусульманскими организациями, "Исламской общиной в Берлине" и "Ахмадия Анджуман Иншаат-и-Ислам, Лахор" (Движение распространения Ислама Ахмадия - возникло в Берлине в 1922 году, объединив мусульман 41-й национальности - последователей учения Ахмадия, прим. перев.)
Разумеется было бы гораздо интереснее, а также полезнее для понимания, показать с 1871 года (год основания Германской Империи, так называемого Второго рейха, прим. перев.) немецкую политику по отношению к мусульманским государствам, таким как Османская империя, Иран, Афганистан и позже части Египта под англо-французским влияним, Ирак и Сирия - именно потому, что Германия со времён кайзера Вильгельма II представляла себя как друга исламского мира. Таким образом, стала бы понятнее и непрерывность или напротив зигзаги восточной политики Берлина после 1933 года. Поскольку старания Германия укрепиться в регионе начались не с началом Второй Мировой войны.
В Иране верхушка нацистов ещё раньше нашла политического, экономического и идеологического партнёра. Реза Пахлави, возведённый на трон в 1925 году британцами, после 1933 года развернулся к Берлину, усилив свою про-нацистскую политику. И не в последнюю очередь именно кооперация с немцами способствовала тому, что богатый нефтью Иран в августе 1944 был оккупирован Британией и Советами, а шах был принуждён союзниками отречься от престола.
Поскольку Кооп концентрирует внимание на активности нацистского руководства в военный период, то описания деятельности между 1933 и 1939 остаётся поверхностным. Она хоть и освещается в одной главе "История мусульман в Германии", однако при этом автор больше всего занимается спорами, разгоревшимися в межвоенное время между двумя наиболее влиятельными мусульманскими организациями, "Исламской общиной в Берлине" и "Ахмадия Анджуман Иншаат-и-Ислам, Лахор" (Движение распространения Ислама Ахмадия - возникло в Берлине в 1922 году, объединив мусульман 41-й национальности - последователей учения Ахмадия, прим. перев.)
Разумеется было бы гораздо интереснее, а также полезнее для понимания, показать с 1871 года (год основания Германской Империи, так называемого Второго рейха, прим. перев.) немецкую политику по отношению к мусульманским государствам, таким как Османская империя, Иран, Афганистан и позже части Египта под англо-французским влияним, Ирак и Сирия - именно потому, что Германия со времён кайзера Вильгельма II представляла себя как друга исламского мира. Таким образом, стала бы понятнее и непрерывность или напротив зигзаги восточной политики Берлина после 1933 года. Поскольку старания Германия укрепиться в регионе начались не с началом Второй Мировой войны.
В Иране верхушка нацистов ещё раньше нашла политического, экономического и идеологического партнёра. Реза Пахлави, возведённый на трон в 1925 году британцами, после 1933 года развернулся к Берлину, усилив свою про-нацистскую политику. И не в последнюю очередь именно кооперация с немцами способствовала тому, что богатый нефтью Иран в августе 1944 был оккупирован Британией и Советами, а шах был принуждён союзниками отречься от престола.
"Мусульмане Гитлера. История одного безбожного союза"
Фолькер Кооп
Германия
Издание: Zenith
Автор: Бернгард Самсами