Археологи сегодня спорят о том, считать ли то, что строил эламский царь Унташ-Напириш храмом в городе Дур-Унташ или городом при храме. Так или иначе, но воздвигнутый по его повелению зиккурат — храм верховного бога Иншушинака — это сооружение, подавляющее своей величественностью и являющееся одной из наиболее древних достопримечательностей Ирана и всего мира. В нем все поражает — от размеров до очертаний. Бог Иншушинак — верховный правитель царства мертвых, а вся жизнь человека, согласно древней вере, считалась всего лишь подготовкой к путешествию в загробный мир. Поэтому и храм должен был соответствовать представлению эламцев о вратах в мир иной.
Дур-Унташ,
или Чога-Занбиль:
Город-храм
древнего государства
Царь хотел построить великий город. Но по некоторым признакам археологи догадались, что здесь никогда не было многочисленного населения. Вероятно, это объясняется тем, что при жизни царя в городе непрерывно шло строительство, а после смерти правителя город уже никому не был нужен.
Дур-Унташ — древний город и храмовый комплекс государства Элам, существовавшего с 3-го тыс. до середины VI в. до н. э. на территории, где лежат нынешние провинции Ирана Хузестан и Лурестан.
Город основал царь Унташ-Напириш. У него уже была административная столица Сузы. Но, когда Элам в его правление достиг пика расцвета, царь пожелал увековечить свое имя строительством города-храма и дал ему название Дур-Унташ, или Крепость Унташа. На современном персидском языке его название звучит как Чога-Занбиль и переводится не столь возвышенно: «холм-корзина», что указывает на его форму до проведения археологических раскопок.
Дур-Унташ известен, в первую очередь, своим зиккуратом: это одно из немногих сооружений такого типа вне Месопотамии, где их и начали строить. Он же — самое большое подобное сооружение за пределами Месопотамии.
Зиккурат построен на большой ровной площади и посвящен верховному богу Иншушинаку, небесному покровителю Элама, богу правосудия и властелину потустороннего царства. Все люди считались его слугами, но только царь Элама именовался его любимым слугой. Вход в зиккурат охраняли громадные глазурованные статуи быков и грифонов.
В целом, это было колоссальное строение в пять ярусов в виде выступающих террас, пятый ярус — храм-кукуннум. В своем нынешнем состоянии оно вдвое ниже, но можно представить, что при жизни Унташ-Напириша сооружение просто подавляло каждого, кто оказывался рядом с ним, своими размерами и мощью.
Чтобы придать храму еще большую значимость, царь повелел обнести зиккурат стеной. За ней было предусмотрено пространство для храмов еще 22 божеств, окруженное еще одной стеной.
Возведено было 11 храмов. При жизни Унташ-Напириша комплекс не был завершен, а его наследники не пожелали продолжать работу над этим крайне затратным сооружением.
Город был найден совершенно случайно, когда британская компания вела разведку нефти в этих местах в 1935 г., и при аэрофотосъемке специалисты увидели концентрические круги (стены) и очертания городских построек с громадным сооружением в центре.
Дур-Унташ,
зиккурат и дворцы
Постепенно постройки занесло песком, и в течение 2500 лет никто и не догадывался, что под ними скрыто. А в 1979 г. Дур-Унташ стал первым объектом, внесенным в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране.
За второй «храмовой стеной» находились царские дворцы и городские постройки. Обнаружены руины двух дворцов: один предназначался для самого царя, второй, по всей видимости, был гаремом. Своими размерами они могли соперничать с зиккуратом. Под дворцами находились каменные лестницы, что вели в подвалы на глубине 6 м. Археологи предполагают, что они предназначались для царских гробниц.
Дворцы и город окружала длинная внешняя стена. Царь задумал ее как своеобразный «стенд» для рассказа о собственных достижениях, наставлений потомкам и угроз всевозможным врагам. Найдено много кирпичей, на которые нанесены соответствующие надписи, по-восточному витиеватые: «Кто похитит надписанные кирпичи и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушинака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!»
Стремление месопотамских царей строить города в пустынной глуши, подальше от любого врага, создавало большие сложности со снабжением жителей свежей водой. Унташ-Напириш, который только что разграбил Вавилонию и угнал ее жителей в рабство, располагал средствами и достаточным количеством рабочих рук, чтобы прорыть 50-километровый канал от реки Керхе к городу. Его вода использовалась и для питья, и для орошения полей, и для скота.
Это было сложное гидротехническое сооружение, так как Дур-Унташ располагается на несколько метров выше уровня воды в канале. Жители получали воду через систему сообщающихся резервуаров. Гордый своим творением царь оставил еще одну надпись: «Я, Унташ-Напириш, во имя моей жизни и моего благополучия воспользовался правом царской власти и по велению сердца моего соорудил на многие дни и долгие годы канал „Слава моего имени»».
Город просуществовал до ассирийского завоевания, когда его разрушили по повелению царя Ашшурбанипала в 640 г. до н. э. К тому времени уже и водопроводный канал пришел в негодность, и жизнь в городе остановилась.