Роберт Дж. Флаэрти не специально снял фильм про эскимосов: «открытие этой страны и нравов ее обитателей толкнуло меня на это». Он начал свою карьеру в качестве старателя в Заливе Гудзона (Канадский регион). «Я вырос среди примитивных народов, индейцев и эскимосов, — вспоминал Флаэрти. — Мне было тридцать лет, когда я узнал кое-что о том, что вы называете цивилизацией. Может быть, я и сейчас толком не понимаю, что это такое».
Не без труда матери Флаэрти происходило его приобщение к цивилизации. И хотя ее стараниями он поступил в Высший колледж Канады, последний был покинут им в 18 лет, и Флаэрти вернулся на землю индейцев и инуитов (самоназвание эскимосов). Надо сказать, в случае семейства Флаэрти, когда старательство в крови, — это ничем не исправить.
Так Флаэрти добился немалых успехов в деле поиска руды. Кроме того, благодаря тому, что отец часто брал его в свои поисковые экспедиции, парень оказался хорошим этнографом и обнаружил острова Белчера, которые на тот момент уже век как числились исчезнувшими с карты. Здесь Флаэрти знакомится с бытом эскимосов.
Все великое получается случайно. Так Флаэрти случайно взял в 1910 году камеру, просто чтобы опробовать ее в условиях Севера. И как-то случайно стал снимать кино на открытых им островах. А когда пленка была отснята, новоиспеченный режиссер вернулся в Торонто и приступил к монтажу. Однако увидеть пленку на большом экране не получилось — Роберт уронил на нее сигарету, и работа сгорела.
Все великие не останавливаются на полпути. Так и Флаэрти не оставил идею документального кино. Он даже нашел спонсора, пусть и через 4 года, нашел силы идти дальше и отправился к берегам Гудзонского залива, чтобы жить и творить среди инуитов.
Не без труда матери Флаэрти происходило его приобщение к цивилизации. И хотя ее стараниями он поступил в Высший колледж Канады, последний был покинут им в 18 лет, и Флаэрти вернулся на землю индейцев и инуитов (самоназвание эскимосов). Надо сказать, в случае семейства Флаэрти, когда старательство в крови, — это ничем не исправить.
Так Флаэрти добился немалых успехов в деле поиска руды. Кроме того, благодаря тому, что отец часто брал его в свои поисковые экспедиции, парень оказался хорошим этнографом и обнаружил острова Белчера, которые на тот момент уже век как числились исчезнувшими с карты. Здесь Флаэрти знакомится с бытом эскимосов.
Все великое получается случайно. Так Флаэрти случайно взял в 1910 году камеру, просто чтобы опробовать ее в условиях Севера. И как-то случайно стал снимать кино на открытых им островах. А когда пленка была отснята, новоиспеченный режиссер вернулся в Торонто и приступил к монтажу. Однако увидеть пленку на большом экране не получилось — Роберт уронил на нее сигарету, и работа сгорела.
Все великие не останавливаются на полпути. Так и Флаэрти не оставил идею документального кино. Он даже нашел спонсора, пусть и через 4 года, нашел силы идти дальше и отправился к берегам Гудзонского залива, чтобы жить и творить среди инуитов.
Документальное кино тогда не было таким, как сейчас. Существовал термин «докудрама» — четких границ между документальным кино и драмой не существовало. Так что фильм «Нанук с Севера» местами постановочный. Для съемок были отобраны, Флаэрти конечно, двенадцать эскимосов. Их лидером на тот момент был знаменитый (в узких кругах Канадских инуитов) Аллакариаллак.
Прочитать это сложно, выговорить почти невозможно, поэтому имя сменилось на простенькое Нанук (отсылка к герою эскимосских мифов, могучему повелителю медведей). Его супругу играла вовсе не его супруга, зато сын был настоящим.
Роберт поселился в деревянном доме на территории поселения, тогда как эскимосы жили в иглу. За окнами Флаэрти было минус сорок, оборудование замерзало, да и ему было очень холодно. По началу эскимосов забавлял озноб «белого человека», но потом они сжалились над Флаэрти и бережно окутали его домик снегом, будто это иглу. Теперь, когда оборудование не покрывалось инеем, а Флаэрти не коченел, можно было приступать к съемкам.
Прочитать это сложно, выговорить почти невозможно, поэтому имя сменилось на простенькое Нанук (отсылка к герою эскимосских мифов, могучему повелителю медведей). Его супругу играла вовсе не его супруга, зато сын был настоящим.
Роберт поселился в деревянном доме на территории поселения, тогда как эскимосы жили в иглу. За окнами Флаэрти было минус сорок, оборудование замерзало, да и ему было очень холодно. По началу эскимосов забавлял озноб «белого человека», но потом они сжалились над Флаэрти и бережно окутали его домик снегом, будто это иглу. Теперь, когда оборудование не покрывалось инеем, а Флаэрти не коченел, можно было приступать к съемкам.
Одной из первых Флаэрти снял сцену охоты на моржей. Снимали долго, три дня стояли в открытом море на якоре, даже запасы пищи уже кончились, когда Флаэрти в итоге запечатлел эскимоса на охоте. Морж был убит, туша сразу разделана, мясо (пара килограмм) разделено между соплеменниками, то, что осталось от моржа (т. е. почти весь морж) выкинуто — эскимосы едят мясо сырым и свежим.
Когда Роберт смонтировал первую сцену, то, конечно, натянул белую простынь в своем теплом домике, установил напротив нее проектор и пригласил эскимосов на первый в их жизни просмотр кино. Вы, конечно, помните какое впечатление произвел показ «Прибытие поезда» братьев Люмьер? (см. тему «Братья Люмьер: Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота») Здесь случилось то же самое. Эскимосы вначале не понимали, как простынь может показывать авторитетного соплеменника, умерщвляющего моржа. Но потом все дружно подсказывали Нануку как повернуться, когда затаится и ликовали, когда гарпун пронзил тушку моржа.
Когда Роберт смонтировал первую сцену, то, конечно, натянул белую простынь в своем теплом домике, установил напротив нее проектор и пригласил эскимосов на первый в их жизни просмотр кино. Вы, конечно, помните какое впечатление произвел показ «Прибытие поезда» братьев Люмьер? (см. тему «Братья Люмьер: Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота») Здесь случилось то же самое. Эскимосы вначале не понимали, как простынь может показывать авторитетного соплеменника, умерщвляющего моржа. Но потом все дружно подсказывали Нануку как повернуться, когда затаится и ликовали, когда гарпун пронзил тушку моржа.
Постройка иглу — еще одна знаменитая сцена, но интерьер жилища представлял собой проблему. Они построили иглу, достаточно большое, чтобы в него поместилась камера, но купол обрушился. Они построили иглу, укрепив купол, и вошли в него для съемки, но было слишком темно (см. тему «Эскимосские иглу»).
Тогда Флаэрти решил проблему так: он вместе с эскимосами построил трехстенное иглу, с широким куполом, света в котором было достаточно для съемки. Возьмите на заметку, эскимосы спят всей семьей под одними шкурами, мама, папа, дети, бабуля, абсолютно голыми. Это помогает не замерзать ночью.
Есть еще одна интересная сцена — посещение торгового поста «белого человека». Нанук с семьей прибывает на байдарке к торговому посту. Он привез добычу и хочет обменять ее на товары. Продавец достает граммофон и пытается объяснить, как из него вырывается голос. Нанук внимательно слушает пластинку, а когда та попадает к нему в руки, он ее кусает. Честно говоря, эта сцена одна из причин, почему это кино не совсем документальное. Нанук знал, что такое граммофон, а кусал пластинку, чтобы вызвать интерес у западного человека, продемонстрировать наивность тех, кто изолирован от западной культуры, чтобы сцена получилась комической.
Фильм не был технически сложным. Но Флаэрти поставил на первый план человека. Другого, не западного, не европейца или американца, и показал его борьбу со стихией и жизнью, тем самым проведя параллель между нами. Он бережно смонтировал картину и долго искал покупателя. А когда нашел, компания Pathe долго уговаривала прокатчиков выпустить фильм на большой экран.
Фильм не был технически сложным. Но Флаэрти поставил на первый план человека. Другого, не западного, не европейца или американца, и показал его борьбу со стихией и жизнью, тем самым проведя параллель между нами. Он бережно смонтировал картину и долго искал покупателя. А когда нашел, компания Pathe долго уговаривала прокатчиков выпустить фильм на большой экран.
Успех оказался таким огромным, что за первую неделю фильм собрал 40 000 $ при бюджете в 50 000 $. В Европе появилось мороженое «Нанук», в СССР и Франции «Эскимо», в США «Эскимо-пи». Нанук не узнал о своей мировой славе, он погиб на охоте в ледяной пещере незадолго до премьеры. Флаэрти навсегда изменил развитие документального кино, определил его и создал картину, которая и сегодня входит в самые именитые рейтинги кинематографа. Ему удалось показать настоящих людей, без актерского шика и блеска реквизита, без экзотики, ведь в центре картины человек с его страхами, борьбой и простым счастьем.
Видео на YouTube