Убийство? Проверка. Инцест? Может быть. Жестокое применение политической власти? Определенно. В анналах печально известных императоров мало кто может сравниться с Калигулой, чье правление в качестве третьего императора Римской империи сделало его членом небольшого клуба самых ненавистных — и самых памятных — правителей мира.
Но был ли Калигула на самом деле настолько плох?
«Он был ужасным императором», — говорит Энтони А. Барретт, почетный профессор Университета Британской Колумбии и автор книги «Калигула: злоупотребление властью» и других исследований о печально известном правителе. «Но он был не таким уж плохим, если мы используем слово «плохой» в смысле экстравагантного, нелепого поведения».
Вот как молодой римский император заслужил свою дурную репутацию и почему, возможно, стоит переосмыслить его недолгое, но жестокое правление.
Если бы не Нерон, Калигулу можно было бы легко назвать худшим императором Римской империи, но его скандальная репутация заслуживает более пристального внимания.
🔷 Кем был Калигула?
То, что произошло дальше, — легенда: правление, характеризующееся жестокостью, излишествами, капризами и политическими спорами. Но поначалу, говорит Барретт, молодой император выглядел так, будто он мог пойти по стопам своего уважаемого отца. «Никто ничего о нем не знал», — говорит он. «Они, вероятно, думали, что смогут его контролировать». Молодой, обаятельный и, казалось бы, способный, Калигула начал свое правление разумно.
🔷 Психические проблемы?
Но затем все изменилось. Примерно через шесть месяцев правления поведение императора изменилось. Некоторые историки приписывают перемену личности тяжелой болезни. Но для Барретта все проще — медовый месяц закончился, и давление усилилось. Он считает, что как только реальность административного и политического бремени императора стала ясна, незрелый и неподготовленный лидер изо всех сил пытался соответствовать своему титулу. Без подготовки и не имея политических навыков, чтобы сохранить доверие как своих подданных, так и Сената, Калигула начал спотыкаться.Вскоре Калигула нанес удар своим врагам, требуя дорогостоящих и необдуманных военных кампаний и даже приказав убить свою жену. Ходили слухи, что гедонистический император имел сексуальные отношения со своими сестрами, Юлией Ливиллой и Агриппиной Младшей (будущей матерью императора Нерона). Калигула в конечном итоге изгнал их, обнаружив, что, по-видимому, закулисные интриги против его правления. Он наживался на противоречиях, подстрекая и унижая Сенат и заказывая убийства налево и направо.
Это капризное поведение — и обвинения в том, что он делал такие вещи, как выставлял физически недееспособных гладиаторов против диких зверей ради развлечения — долгое время подпитывали предположения, что Калигула страдал от какого-то расстройства настроения или психического заболевания. Ретроспективные диагнозы обвиняют все, от эпилептического психоза до энцефалита.
Однако Барретт считает, что Калигула был в здравом уме, и этот факт проливает еще более зловещий свет на его повседневную жестокость.
«Вплоть до самого конца Калигула принимал рациональные решения», — говорит Барретт, сравнивая его скорее с Иосифом Сталиным, чем с невменяемой фигурой Гитлера. «Он мог отличить реальность от фантазии». Но реальность монарха была пронизана тотальной властью — привилегией, которой он пользовался стратегически и по своему усмотрению.
Эта власть вскружила бы голову кому угодно. «Когда он вошел в город, полная и абсолютная власть была немедленно передана ему в руки единодушным согласием сената и толпы», — утверждал Светоний, историк, известный своими биографиями цезарей. Однако с самого начала императорская мощь Калигулы была омыта кровью тысяч принесенных в жертву животных. «Настолько велико было ликование общественности», — сказал Светоний, — «что в течение следующих трех месяцев... говорят, что более ста шестидесяти тысяч жертв были убиты в жертву».
🔷 Надежные источники?
Несмотря на эти крайности, говорит Барретт, важно подвергать сомнению рассказы современников Калигулы. Их работа была информирована его политическими врагами и искажена слухами. Самый заслуживающий доверия летописец его времени, Тацит, действительно писал о Калигуле, но, к сожалению, его работа была утеряна. Сохранившиеся истории содержат «смешные и абсурдные» рассказы об императоре, говорит Барретт, который сравнивает Светония и его современника, Кассия Диона, с репортерами таблоидов, ищущими сенсацию о воинствующем императоре.Поведение Калигулы было определенно жестоким, но, вероятно, немного менее пикантным, чем Дион и Светоний хотели бы, чтобы вы поверили. Возьмите широко известные требования Калигулы, чтобы с ним обращались как с богом. Это было бы стандартной практикой в римских колониях, которые были вынуждены признать так называемый «имперский культ» Рима. Но Барретт говорит, что нет никаких доказательств, таких как чеканка монет, которые бы поддерживали подобное требование в Риме или даже в Италии.
А еще есть печально известная история о том, как он сделал своего коня консулом — угроза, которая так и не воплотилась в жизнь. Барретт приписывает этот эпизод раздраженному императору, который насмехался над своими врагами в сенате — врагами, которых он считал настолько некомпетентными и беспомощными, что их можно было легко заменить животным.
Кроме стойла из мрамора, яслей из слоновой кости, пурпурных попон и ошейника из драгоценных камней, [Калигула] даже подарил этому коню [Инцитату] дом, отряд рабов и мебель... и говорят также, что он планировал сделать его консулом.
🔷 Плохая репутация?
Но даже если Калигула никогда не участвовал в самых возмутительных подвигах, приписываемых ему, факт его огромной и чрезвычайно долгой репутации остается. Что объясняет продолжающуюся известность человека, чье правление длилось менее четырех лет почти два тысячелетия назад?«Люди любят злодеев», — говорит Барретт, и Калигула пользуется постоянной славой благодаря сочетанию личной харизмы и упорной вражды среди своих современников. Есть еще один фактор, говорит Барретт: течение времени. Поскольку прошло так много лет с момента его подвигов, говорит Барретт, «Калигула принадлежит к миру, который теперь настолько чужд нам, что мы можем наслаждаться его злодейством с чистой совестью».
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Erin Blakemore,
«Was Caligula mad—or just misunderstood?»/>
<