Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Был ли Калигула безумен или его просто неправильно поняли?

Калигула

Калигулу так ненавидели его собственные люди, что они убили его в 41 году н. э., но его печально известная репутация не отражена в произведениях искусства, изображающих римского императора, как, например, эта позолоченная бронза первого века н. э.


Убийство? Проверка. Инцест? Может быть. Жестокое применение политической власти? Определенно. В анналах печально известных императоров мало кто может сравниться с Калигулой, чье правление в качестве третьего императора Римской империи сделало его членом небольшого клуба самых ненавистных — и самых памятных — правителей мира.

Но был ли Калигула на самом деле настолько плох?

«Он был ужасным императором», — говорит Энтони А. Барретт, почетный профессор Университета Британской Колумбии и автор книги «Калигула: злоупотребление властью» и других исследований о печально известном правителе. «Но он был не таким уж плохим, если мы используем слово «плохой» в смысле экстравагантного, нелепого поведения».

Вот как молодой римский император заслужил свою дурную репутацию и почему, возможно, стоит переосмыслить его недолгое, но жестокое правление.


Если бы не Нерон, Калигулу можно было бы легко назвать худшим императором Римской империи, но его скандальная репутация заслуживает более пристального внимания.


🔷 Кем был Калигула?

Родившийся Гаем Юлием Цезарем Германиком, он был сыном одного из самых почитаемых лидеров Рима, генерала Германика. Но Калигула — или «маленький сапожок», как его называли в детстве — не унаследовал лидерских навыков своего отца. Вместо этого, после безвременной смерти отца, Калигула провел большую часть своего детства в изгнании, только чтобы вернуться в Рим в качестве беспокойного протеже Тиберия, императора-параноика, который изгнал его и его семью. Когда Тиберий умер в 37 году нашей эры, 24-летний Калигула стал следующим императором Рима. br />
То, что произошло дальше, — легенда: правление, характеризующееся жестокостью, излишествами, капризами и политическими спорами. Но поначалу, говорит Барретт, молодой император выглядел так, будто он мог пойти по стопам своего уважаемого отца. «Никто ничего о нем не знал», — говорит он. «Они, вероятно, думали, что смогут его контролировать». Молодой, обаятельный и, казалось бы, способный, Калигула начал свое правление разумно.

🔷 Психические проблемы?

Но затем все изменилось. Примерно через шесть месяцев правления поведение императора изменилось. Некоторые историки приписывают перемену личности тяжелой болезни. Но для Барретта все проще — медовый месяц закончился, и давление усилилось. Он считает, что как только реальность административного и политического бремени императора стала ясна, незрелый и неподготовленный лидер изо всех сил пытался соответствовать своему титулу. Без подготовки и не имея политических навыков, чтобы сохранить доверие как своих подданных, так и Сената, Калигула начал спотыкаться.

Непристойные деяния Калигулы

Непристойные деяния Калигулы, такие как присутствие его коня Инцитата за пиршественным столом, были популярными темами для художников. Гравюра XIX века из «Истории римских императоров от Августа до Константина», Жана Батиста Луи Кревье, 1836 г.


Вскоре Калигула нанес удар своим врагам, требуя дорогостоящих и необдуманных военных кампаний и даже приказав убить свою жену. Ходили слухи, что гедонистический император имел сексуальные отношения со своими сестрами, Юлией Ливиллой и Агриппиной Младшей (будущей матерью императора Нерона). Калигула в конечном итоге изгнал их, обнаружив, что, по-видимому, закулисные интриги против его правления. Он наживался на противоречиях, подстрекая и унижая Сенат и заказывая убийства налево и направо.

Это капризное поведение — и обвинения в том, что он делал такие вещи, как выставлял физически недееспособных гладиаторов против диких зверей ради развлечения — долгое время подпитывали предположения, что Калигула страдал от какого-то расстройства настроения или психического заболевания. Ретроспективные диагнозы обвиняют все, от эпилептического психоза до энцефалита.

Однако Барретт считает, что Калигула был в здравом уме, и этот факт проливает еще более зловещий свет на его повседневную жестокость.

«Вплоть до самого конца Калигула принимал рациональные решения», — говорит Барретт, сравнивая его скорее с Иосифом Сталиным, чем с невменяемой фигурой Гитлера. «Он мог отличить реальность от фантазии». Но реальность монарха была пронизана тотальной властью — привилегией, которой он пользовался стратегически и по своему усмотрению.

Эта власть вскружила бы голову кому угодно. «Когда он вошел в город, полная и абсолютная власть была немедленно передана ему в руки единодушным согласием сената и толпы», — утверждал Светоний, историк, известный своими биографиями цезарей. Однако с самого начала императорская мощь Калигулы была омыта кровью тысяч принесенных в жертву животных. «Настолько велико было ликование общественности», — сказал Светоний, — «что в течение следующих трех месяцев... говорят, что более ста шестидесяти тысяч жертв были убиты в жертву».

🔷 Надежные источники?

Несмотря на эти крайности, говорит Барретт, важно подвергать сомнению рассказы современников Калигулы. Их работа была информирована его политическими врагами и искажена слухами. Самый заслуживающий доверия летописец его времени, Тацит, действительно писал о Калигуле, но, к сожалению, его работа была утеряна. Сохранившиеся истории содержат «смешные и абсурдные» рассказы об императоре, говорит Барретт, который сравнивает Светония и его современника, Кассия Диона, с репортерами таблоидов, ищущими сенсацию о воинствующем императоре.

Поведение Калигулы было определенно жестоким, но, вероятно, немного менее пикантным, чем Дион и Светоний хотели бы, чтобы вы поверили. Возьмите широко известные требования Калигулы, чтобы с ним обращались как с богом. Это было бы стандартной практикой в ​​римских колониях, которые были вынуждены признать так называемый «имперский культ» Рима. Но Барретт говорит, что нет никаких доказательств, таких как чеканка монет, которые бы поддерживали подобное требование в Риме или даже в Италии.

А еще есть печально известная история о том, как он сделал своего коня консулом — угроза, которая так и не воплотилась в жизнь. Барретт приписывает этот эпизод раздраженному императору, который насмехался над своими врагами в сенате — врагами, которых он считал настолько некомпетентными и беспомощными, что их можно было легко заменить животным.

Кроме стойла из мрамора, яслей из слоновой кости, пурпурных попон и ошейника из драгоценных камней, [Калигула] даже подарил этому коню [Инцитату] дом, отряд рабов и мебель... и говорят также, что он планировал сделать его консулом.

Светоний, «Жизнеописание цезарей»

🔷 Плохая репутация?

Но даже если Калигула никогда не участвовал в самых возмутительных подвигах, приписываемых ему, факт его огромной и чрезвычайно долгой репутации остается. Что объясняет продолжающуюся известность человека, чье правление длилось менее четырех лет почти два тысячелетия назад?

«Люди любят злодеев», — говорит Барретт, и Калигула пользуется постоянной славой благодаря сочетанию личной харизмы и упорной вражды среди своих современников. Есть еще один фактор, говорит Барретт: течение времени. Поскольку прошло так много лет с момента его подвигов, говорит Барретт, «Калигула принадлежит к миру, который теперь настолько чужд нам, что мы можем наслаждаться его злодейством с чистой совестью».




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Erin Blakemore,
«Was Caligula mad—or just misunderstood?»/>


<