Атешгях, древний храм огнепоклонников
|
Уникальная достопримечательность Азербайджана древний зороастрийский храм Атешгях, который раньше был местом поклонения для индуистов и зороастрийцев, считается одной из главных достопримечательностей Апшеронского полуострова. Территория, где стоит этот храм, известна тем, что из земли выходит природный газ, и при соприкосновении с кислородом происходит естественное возгорание. Древний зороастрийский храм расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Название храма «Атешгях», в переводе означает «Дом огня», «Место огня».
Атешгях - строение
|
Выходы горящего газа на поверхности Апшеронского полуострова сохранились в наше время и в небольшом поселке Мехеммеди на Апшеронском полуострове близ Баку, где находится гора Янардаг. Склон горы охвачен пламенем днем и ночью на протяжении многих лет. Здесь из верхних слоев почвы испаряется природный газ. Загораясь, он создает впечатление, что гора горит.
Янардаг - гора
|
Янардаг - гора
|
Янардаг - гора
|
Храмовый комплекс Атешгях, история святилища
Атешгях, древний храм огнепоклонников
|
Самые ранние упоминания об огне бившем из под земли на Апшеронском полуострове встречаются у Приска Панийского (V в.), в арабских источниках VII-Х вв. Когда-то давно на этом месте было древнее капище зороастрийцев-огнепоклонников (III-IV вв. н.э.), называемое Семиямным капищем. Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам».
Атешгях - карта |
Местное тюркское население, согласно летописям, называло его «Едди гёзлепир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазное капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны.
Атешгях - колодец |
После введения в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены уехать в Индию, где и продолжалась дальнейшая история религии Огня. Зороастрийские святилища приходили в упадок, хотя часть населения Закавказья довольно долго оставалась зороастрийцами и после введения ислама. Об этом можно прочитать у ал-Истахри, который в Х в. пишет, что недалеко от Баку живут огнепоклонники. Это подтверждается упоминанием провинции Багаван – «Области богов» (т.е. огнепоклонников) у Моисея Каланкатуйского, а также археологическими данными.
Атешгях - вход
|
Прошли столетия, прежде чем в Средние века торговля и Шелковый путь не связали купцов-индуистов из пенджабского Кангара с заброшенным зороастрийским комплексом в Сураханы, и с ХVI в. индусы потянулись сюда на паломничество.
Атешгях - музей.
Реконструкция
|
Как сообщает немецкий путешественник Кемпфер, побывавший здесь в 1683 г., с середины ХVII в. индусы начинают основывать здесь постоянные поселения. Наиболее ранняя постройка при храме – конюшня – относится к 1713 г. В течение XVIII в. вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.
Атешгях - экспонаты
|
Атешгях – тень Шивы
|
Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов было выходцами из северных областей Индии – большей частью из Мултана, а так же из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т.д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не Атешгях (так его продолжало называть лишь местное население), а Шридалаваджи.
Атешгях - табличка
|
Храм Атешгях,
достопримечательности и архитектура
Атешгях вечером
|
В плане Атешгях представляет собой пятиугольное сооружение с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора – четырехугольный главный алтарь, внутри которого неугасимый огонь, которому были не страшны свирепые апшеронские ветра.
Атешгях, факел
|
Центральный алтарь, выстроенный в персидской архитектурной планировке в виде чахар-тага – четырех арок, обращенных к четырем сторонам света, сочетает в себе и атрибуты индуистской религии, среди которых можно выделить трезубец (тришул) и надпись на санскрите. Алтарь был восстановлен, как гласит его украшенная изображением свастики надпись, на средства купца Канчанагара в 1810 г.
Атешгях, алтарь
|
В силу того, что Атешгях строился жителями окрестных поселений, его внешний вид сочетает в себе черты местных архитектурных традиций и элементы древних алтарей священного огня. Над высоким входным порталом – традиционная на Апшероне гостевая комната – балахана. Происхождение этого термина – из древнего фарси, где «бала» имело значение «высокое». Таким образом «балахана» означает «высокое место», и это вполне в зороастрийских традициях.
Атешгях, стена
|
Недалеко от храма расположена большая погребальная яма, где раньше на священном огне кремировали тела верующих индусов. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Некоторые из них лежали нагишом на негашеной извести, другие вешали на себя тяжелые цепи весом 25 кг и более.
Атешгях, ритуальная яма
|
В храме сейчас функционирует небольшой музей, где воссозданы сцены из жизни обитателей храма и его гостей.
Атешгях, музей, реконструкция
|
Атешгях, музей, реконструкция
|
Атешгях, музей, реконструкция
|
Атешгях, музей, реконструкция
|
В начале XIX в. храм имел уже тот вид, в котором он дошел до наших дней– он состоял из центрального алтаря, балаханы и 26 келий. На кельях – вырезанные в камне надписи, выполненные шрифтами индийского письма нагрик, деванагари и гурмуки. Из них явствует, что индусами Атешгях использовался как храм индуистской богини огня Джваладжи. На одной из плит также обнаружили сикхскую надпись на языке панджаби.
Атешгях, таблички
|
Атешгях, арка
|
Согласно сведениям де Шардена, храм огня в Сураханы в 60-х гг. XVII в. посещался и зороастрийцами. Это подтверждает персидская надпись почерком насх над стрельчатой аркой входного проема одной из келий, где говорится о визите зороастрийца из Исфахана.
Атешгях, табличка
|
Атешгях, зороастрийская табличка
|
Атешгях интересовал многих выдающихся личностей, посещавших Апшерон. Среди них можно выделить русского царя Александра II, ориенталистов Дорна, Березина, писателя А.Дюма-отца, химика Менделеева, художников Верещагина и Иванова, французского путешественника Виланда, английского путешественника А.Джексона и др.
Атешгях, чаша с огнем
|
К середине XIX в. огонь в Атешгяхе постепенно угасал – виной тому многочисленные землетрясения, а также активные нефтеразработки и построенный в 1853 г. рядом с комплексом нефтеперерабатывающий завод. Однако монахи думали иначе: они видели в этом кару богов за недостаточное смирение плоти и недобросовестные молитвы. И постепенно уезжали – к 70-м гг. XIX в. в Атешгяхе остался лишь один монах, да и тот вернулся на родину предков в 1883 г. Атешгях пришел в запустение.
Атешгях, кельи
|
Атешгях начали реставрировать в 30-е гг. прошлого века, основная часть реставрационных работ была проведена в 60-е. В итоге в 1975 г. Атешгях был открыт для посещения как культурный и туристический объект. В XXI в. Атешгях получил статус историко-культурного заповедника.
Атешгях ночью
|
Азербайджан,
карта расположения храма Атешгях
|