Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Кто и зачем изобрёл обратный отсчёт

Изображение: San Diego Air and Space Museum Archive (2012)

Обратный отсчёт можно услышать в песне Дэвида Боуи „Space Oddity“ (1969). Изображение: San Diego Air and Space Museum Archive (2012)


Сегодня ни один космический старт не обходится без обратного отсчёта. Кто придумал считать «монотонным голосом» от десяти до нуля и при чём здесь немое кино? O влиянии немецкого экспрессионизма на традиции космонавтики.


Обратный отсчёт - это рубеж, граница, несколько секунд, во время которых ещё можно всё отменить, и в то же время, по мере их приближения к нулю, точка невозврата.

Однако мало кто задумывается над простым вопросом, откуда появился обратный отсчёт? Как он был придуман? Самым логичным ответом была бы дата 12 апреля 1961 года: день, когда полетел в космос первый человек — Юрий Гагарин. Однако, это не так.

В далёком, 1929 году, знаменитый немецкий кинорежиссёр Фриц Ланг, автор таких знаменитых кинокартин как «Метрополис» и «Нибелунги», снял первый в истории кинематографа по-настоящему масштабный научно-фантастический блокбастер «Женщина на Луне». Несмотря на то, что данная картина относится к эре дозвукового кино, посмотреть её безусловно стоит всем, кто интересуется фантастикой и масштабными съёмками. Тем более, что не так давно фильм был полностью отреставрирован и его можно увидеть в полном варианте, без купюр и сокращений. В основу сценария фильма лёг одноимённый фантастический роман талантливой немецкой актрисы, писательницы и сценаристки, по совместительству супруги режиссёра — Теа Габриэлы фон Харбоу. Она же кстати, в своё время написала сценарии для "Метрополиса" и "Нибелунгов".

Первая афиша фильма «Женщина на Луне» (1929)

Первая афиша фильма «Женщина на Луне» (1929)


Фильм интересен не только захватывающим приключенческим сюжетом и масштабными съёмками. В картине впервые были достоверно показаны предстартовая подготовка, взлёт, перегрузки, отделение первой ступени, невесомость, маневрирование корабля в пространстве, торможение двигателями при посадке и многое другое. Многие сцены картины намного опередили своё время и выглядят словно кадры из будущего. Например, космодром, с которого стартует ракета, очень напоминает современные космические площадки. Также в мельчайших подробностях запечатлены такие этапы предстартовой подготовки, как вывод корабля из ангара, заправка его топливом, стартовые мачты, посадка экипажа в корабль при помощи специального лифта и многое другое.

Кадр из фильма «Женщина на Луне» (1929)

Кадр из фильма «Женщина на Луне» (1929)


Но самым примечательным является эпизод, который придумал режиссёр для нагнетания драматизма и придания сцене взлёта корабля максимального напряжения. Этим инновационным ходом стал предстартовый обратный отсчёт, показанный именно в том виде, в каком мы можем наблюдать его сейчас.

FRAU IM MOND [WOMAN IN THE MOON]
(Masters of Cinema) Clip


Так как же этот эпизод получил дальнейшую жизнь и стал использоваться всеми центрами управления ракетными пусками? Всему виной главный технический и научный консультант картины, выдающийся немецкий инженер и энтузиаст ракетостроения — Герман Оберт. Познакомил Оберта с Лангом ещё один энтузиаст и активный популяризатор ракетных космических перелетов, писатель Вили Лей. Он в свою очередь состоял вместе с Обертом в научно-популярном «Обществе межпланетных сообщений», организации, объединяющей инженеров, писателей и энтузиастов ракетостроения, межпланетных перелётов и популяризаторов научных исследований в данной области.

Вили Лей не только привёл Оберта на съёмочную площадку фильма, он также предложил создателям картины интересный маркетинговый ход — выделить изобретателю определённую сумму денег для постройки настоящей ракеты. Старт этой ракеты должен был привлечь дополнительное внимание публике к новой фантастической картине. Идея настолько понравилась рекламному отделу киностудии «УФА», что они отпустили изобретателю целых пять тысяч марок. А воодушевлённый Ланг добавил от себя ещё пять тысяч. Таким образом, у Оберта в руках оказалось целых десять тысяч марок, достаточно крупная по тем временам сумма. И он блестяще справился с поставленной задачей.

И наконец, самое интересное во всей этой истории, это молодой семнадцатилетний ассистент Германа Оберта, принимавший участие в работе над фильмом. Звали ассистента — Вернер фон Браун. Именно он, спустя годы войдёт в историю как создатель всей ракетной программы Третьего Рейха и в частности первой баллистической ракеты. По окончании войны Вернер фон Браун создаст всю ракетно-космическую программу США, включая самую мощную в мире лунную ракету «Сатурн-5». А обратный отсчёт, придуманный для фильма, естественно и органично впишется в предстартовую подготовку, как самая удобная форма управления стартом.

Таким образом, когда вы слышите или видите перед стартом цифры 10... 9... 8... 7... знайте, что этому изобретению наука обязана немецким кинематографистам 20-х годов.



Обратный отсчёт можно услышать в песне Дэвида Боуи „Space Oddity“ (1969)

David Bowie - Space Oddity (stereo version)