В Пекине можно наблюдать странное зрелище: молодые люди таскают за собой на поводке кочаны капусты, словно выгуливая домашних питомцев. Что же это? Нестандартное чувство юмора, новая мода или, быть может, отчаянная попытка избежать скуки? - Как выяснилось, всё вместе! Но самое главное, что зелёный овощ служит своего рода социальной рекламой, призванной обратить внимание людей на проблемы современного Китая.
На первый взгляд кажется, что аппетитные кочаны на поводке – очередная возможность для молодых людей познакомиться с кем-то, а «странные» домашние животные – лучший способ начать беседу: «Капуста! Ко мне! Простите, она к вам пристаёт? Она у меня такая невоспитанная... Будешь плохо себя вести, поставлю в угол холодильника!»
Удивлённым журналистам подростки говорят, что прогулки с капустой помогают им справиться с эмоциональными переживаниями: «Я чувствую, что могу передать все негативные мысли кочану капусты. Я отправляюсь на прогулку с ним и возвращаюсь домой посвежевшим», - утверждает 17-летний Лю Чэнь. Другой подросток в шутку сказал, что капуста его понимает даже больше, чем родители.
Удивлённым журналистам подростки говорят, что прогулки с капустой помогают им справиться с эмоциональными переживаниями: «Я чувствую, что могу передать все негативные мысли кочану капусты. Я отправляюсь на прогулку с ним и возвращаюсь домой посвежевшим», - утверждает 17-летний Лю Чэнь. Другой подросток в шутку сказал, что капуста его понимает даже больше, чем родители.
На самом же деле «капустный бум» - ничто иное, как масштабный флэш-моб в поддержку современного искусства художника Хан Бина (Han Bing), в частности его серии глубоко символичных снимков «Прогулки с капустой» («Walking the Cabbage»). Эта идея родилась ещё в 2000 году, и с тех пор художник создал большое количество забавных в своей серьёзности фотографий. Декорациями для снимков послужил Таймс-сквер, Елисейские поля, Китайская стена и многие другие хорошо узнаваемые уголки планеты.
Проект затрагивает достаточно важные проблемы современного китайского (и не только!) общества. С одной стороны, Хан поднимает тему социальных ценностей. Дело в том, что, подобно хлебу в нашей стране или знаменитой белорусской картошке, в Китае основным и наиболее доступным продуктом питания является капуста. Если когда-то полный сарай крепких кочанов посреди зимы был символом благосостояния, комфорта и стабильности, то сегодня богачи оставили скромный овощ в стороне, променяв его на чревоугодие в дорогих ресторанах, где растрата продуктов только подчёркивает статус.
При этом для среднестатистического китайца значение капусты не изменилось – её по-прежнему могут позволить себе даже самые бедные слои населения. И волочась за фотографом на цепи, зелёный овощ одновременно указывает и на социальное неравенство, и на неуважительное уважение «элиты» к еде, труду тех, кто её выращивает, и природе как таковой (речь идёт о жёсткой урбанизации земель).
Как пишет Хан Бин в своем эссе «Everyday Precious and the Predicament of Modernisation»: «На говорили, что находимся на пути к счастью, шагая от обманчивых фантазий прошлого в лихорадочное безумие экономической модернизации. Последствия так называемой глобализации – это упадок одних регионов страны и гротескное баловство в других. Тем временем мир, существовавший пять тысяч лет, исчезает под грудами щебня». Хан Бин и его скромная кочерыжка просят зрителей остановиться и подумать: к чему мы стремимся и какой ценой?
С другой стороны, Хан Бин непосредственно затрагивает вопрос свободы личности. Каждый человек заслуживает того, чтобы окружающие воспринимали его нормально – даже если он заметно выделяется на фоне толпы. Поэтому художник бродит с капустой на поводке и по сельской местности, и по центральным улицам городов, демонстративно не обращая внимания на гуляющих зевак и вездесущие камеры. «Я надеюсь, что однажды наступит день, когда каждый сможет свободно выбирать то занятие, какое ему нравится», - говорит Хан.