Есть такой австралийский учёный с мировым именем, нейробиолог Майкл Персинджер, отметившийся десятками фундаментальных исследований о деятельности мозга. В 2009 году он совершенно нечаянно создал прибор, названный прессой — «Шлемом Бога». Каждый третий испытуемых из пяти… надев странное приспособление профессора, потом делился яркими картинками религиозного характера. Сам Персинджер крайне неохотно комментировал итоги экспериментов, был очень смущён, даже извинялся перед коллегами.
Спасло его репутацию от сатирических обвинений научного сообщество в пропаганде клерикализма и «религиозности головного мозга» лишь то, что остальные испытуемые долго и радостно делились картинками совсем другого рода: узрели инопланетян, оживших персонажей комиксов и привидения. А каждый пятый вообще ничего осмысленного не увидел. Хотя изначально задачей доктора Персинджера было создать прибор, который может повысить творческие способности человека.
Так или иначе, но именно случайное открытие в Лорентийском университете (Садбери, канадская провинция Онтарио) Майкла Персинджера поставило точку в долгих спорах нейробиологов. Существуют ли участки мозга, отвечающие за «общение с Богом». Существуют. Не только с ним. Разговаривать можно с умершим домашним хомячком, Губкой Бобом и котом Томом из диснеевских мультиков.
Итак, профессор Персингер разработал технику стимуляции отдельных областей мозга. Чтобы вызывать разные формы сюрреалистических ощущений у самых обыкновенных людей, не отметившихся за жизнь никакими талантами. Методом проб и ошибок было установлено: слабое магнитное излучение, не более чем генерирует монитор компьютера (1 микротесла), при вращении по сложной траектории вокруг височных долей мозга — способно вызвать у человека… ощущение потустороннего присутствия.
После специальных дополнительных исследований (уже социологами университета) оказалось: участники экспериментов со «Шлемом Бога» видели именно то, что являлось предметом его личных верований или предрасположенностей. Личных ярких переживаний. Чего только не насмотрелись испытуемые! Кто-то начинал разговаривать с недавно умершим родственником, кто-то — с персонажами фантастических фильмов и комиксов.
Но люди, заявлявшие о своей религиозности… чаще были склонны видеть самого Господа Бога, всё его окружение Небесной Канцелярии.
«И если это случается у меня в лаборатории, то можно себе представить, что происходит с человеком, находящимся в этот момент в церкви, где сама обстановка располагает к видениям религиозного характера». (Майкл Персинджер)
Учёный сам не раз надевал на себя «Шлем Бога», тестировал коллег и лаборантов. Однако их видения носили довольно блеклый, неконкретный, невыразительный характер. Это связано с тем, что все прекрасно осознавали истинную подоплёку происходящего, подавляя усилием воли нарождающиеся видения.
Это сам мозг в ответ на внешние раздражители генерирует религиозный опыт? Или химическое и электромагнитное воздействие выводит мозг из привычного режима? И тут начинаются «игры сознания», которое стремится обрести свободу в отношении физической реальности, пересматривая собственное объективное существование.
Учёные подробно засели за энциклопедии «историй религий». Собрали из разных человеческих культур «состояния расширенного сознания». Как оказалось, их до безобразия много. Мозг разбалансировали многими сознательными приёмами. Через «сенсорную депривацию», например. Это когда изолируются физические органы чувств от внешних раздражителей (света и звука). Так поступают буддийские монахи, так называемый «тёмный ритрит».
Практиковались повсеместно инициационные изоляции, длительные воздержания от сна, радикальное изменение режима «сон-бодрствование». Но чаще всего, это было внешнее и внутреннее (нейрогуморальное) химическое воздействие на основе психоделиков. Иногда их подкрепляли дыхательными или сексуальными практиками, сегодня называемыми «кармическими».
С применением психоделиков «образы богов» появлялись в ритуальных танцах, устраивая центрам контроля мозга «белый шум» из специфических звуковых ритмов. Так подбирались веками наиболее эффективные частоты, вибрации, тональности шаманских бубнов. Что чудесно разложил на партитуры Роберт Монро.
Индейцы Мезоамерики зашли в «познании богов» дальше всех, как оказалось. Они практиковали совсем уж радикальные методы «расширения сознания». Согласно их Мифу, люди когда-то утратили особые паранормальные способности. Поэтому жрецы стали применять ритуальные прижизненные… трепанации черепов.
Неизвестно, сколько они перевели особей, чтобы методом проб и ошибок… безошибочно найти этот центр в области левого полушария. Нанося там травмы коре головного мозга, полностью блокировали активность ряда программ и процессов. На порядок поднимая специфическую активность правого полушария (творческого). Получалось в итоге… жутковато. Такое «кино» захватывающее смотрели, Стивен Кинг бы в бедлам угодил.
«Гуру ЛСД», революционер науки и главный могильщик христианства США 60-70-ых годов доктор Тимоти Лири (1920-1996) вполне убедительно доказал: психоделики вызывают шок и стресс мозга. Разрушают старые программы, заложенные в период «импринтной уязвимости» и обучения человека. В одном наркотическом миксере смешивают четыре базовые состояния здорового сознания:
Именно так воздействуя на мозг, можно моделировать, переделывать, обновлять, сужать и расширять сознание. Это укладывается в базовые законы существования нервной системы: фокусировать, избирать, отсеивать и сужать. Наши импринты (биологические программы) заточены строго на принцип выживания в физическом мире. Организм — эволюционный заложник этих структур.
Всё, что не служит этому главенствующему Закону, — разрушительно для программ выживания. Воспринимается нервной системой биологического организма… как что-то бесполезное или вредное.
Любое несанкционированное Законом Выживания воздействие (даже философия, подрывающая основы бессознательной вовлеченности в процесс физического существования), а уж тем более химические вещества, определённый спектр электромагнитных волн, религиозный мистицизм. Всё это здоровым сознанием, любым способом — нейтрализуется.
Смотрим на «западную цивилизацию» с точки зрения биологических механизмов. Эта среда обитания человека долгое время была крайне прагматична и рационалистична. Но если говорить научно: процесс непрерывной инквизиции. Общественный принудительный контроль соблюдение ряда «норм и догматов». Защита официальной картины мира, удержание его в границах четырех главных биологических программ.
Любые средства изменения сознания, выход за рамки санкционированной модели реальности… вызывают панический страх, желание любой ценой избавиться от угрозы принятому образу жизни. Не очень сообразительные «экспериментаторы», преступившие жёстко установленные границы принятой «нормы», — это еретики, безумцы и преступники. Либо — мракобесы, что случается куда чаще.
В 1867 году кустарник ибоги продемонстрировали на Всемирной Парижской выставке. Его экстракты думали использовать в фармации. Но первые же эксперименты показали: при больших дозах ибогаина (алкалоида ибоги) добропорядочные христиане начинали видеть «страшные тени», образы ярких, цветных объектов.
Абсолютно все видения вызывали острейшие приступы паники. Поскольку не отличались от реальности ни на йоту. Случилось несколько смертей на этой почве, в 1910 году употребление ибогаина было не просто запрещено… прекратились даже исследования психоделика. Научный мир биологов этому правилу следует до сих пор. А ибога остаётся самым неизученным растением. Во всяком случае, его психоактивные свойства — белое пятно.
«Священные растения» Южной Америки более исследованы. Как, например, знаменитая лесная лиана дождевых лесов, достигающая порой гигантских размеров. Она на протяжении тысяч лет была главным ингредиентом психоделического напитка «натема». Сохранили аутентичный рецепт для нас индейцы хиваро Эквадора. Знакомо волшебное пойло и в других местах, под названиями «каапи», «йаге» или «аяхуаска» («лиана души»).
Кору этого растения измельчают, варят с каким-либо ДМТ-содержащим растением (вещество диметилтриптамин — сильнейший природный психоделик и галлюциноген). Водный экстракт путем кипячения и превращается в «лиану души». Алкалоиды отвара стимулируют «экстрасенсорное восприятие», поэтому учёные называют его весёлым рабочим термином — «телепатин».
Индейцы реки Укаяли на востоке Перу в своё время наделали много шума в прессе, когда в психоделическом путешествии после «лианы жизни» якобы посещали города европейцев, в которых никогда не были. Видели «аппаратос», автомобили и поезда. Потом недоразумение вскрылось, их изменённое сознание вытащило наружу рассказы соседней долины. Где тамошним туземцам путешественники Старого Света на пальцах и в эмоциях «рассказывали», показывали картинки, из каких конкретно миров они прибыли.
«Лиана жизни» аяхуаску по сей день используется индейцами для выяснения причин болезней, поиска душ больных и различных магических операций. Но главное предназначение напитка:
«Для индейцев галлюциногенный опыт, в сущности, является сексуальным. Сублимировать его, перейти от эротического и чувственного к мистическому единению с мифической эрой, с внутриутробной стадией — в этом состоит конечная цель. Её достигают единицы, но жаждут постичь все.
Наиболее ясно эту цель сформулировал один индеец, которого научили грамоте миссионеры. Он сказал: «Принятие «йаге» — это духовное соитие. То духовное причастие, о котором нам говорят священники».
Это перепроверили, конечно. Действительно, механизм действия психоделика оказался именно таким, как сообщил тот индеец. Но дело сложное: мало просто принять «лиану жизни». Нужна активная работа с собственным сознанием. Умение шаг за шагом погружаться в его глубины, не отвлекаться на простейшие сигналы типа острого сексуального влечения (главное препятствие, как оказалось).
Так, благодаря хорошо описанным видениям американских индейцев, стало складываться понимание, как именно наркотики воздействуют на религиозное сознание человека. Почему начинающие шаманы не способны преодолеть первый уровень инициации, «коллективное бессознательное». А лишь немногим открываются «двери» на следующие уровни Миров. Дело в тренировке. А часто — и генетике.
Биологически это выглядит так: разум играет основную роль при определении действия психоактивного вещества. Если кто-то видит в нём силу… только потому, что это такой «волшебный препарат», — обречён на неудачу. Вещество само по себе может быть нейтральным порошком, ложкой сахара, чистой водичкой. Но если пациент чётко представляет реальность, в которую хочет попасть, — он туда обязательно свалится. Но какую бы «дверь» не открывали техники самовнушения или наркотики — это будет дверь в бессознательное.
История применения «лиан жизни» надолго заняла внимание учёных (частенько на себе пробовали, ага...). Результаты тоже получились интересными. Прикладывая «видения» к религиозным представлениям автохтонного американского населения — распутали их все, поняв, каким образом формировался главный Миф Мезоамерики.
До сих пор используется шаманами сапотеков. К ним не зарастает народная тропа из экзальтированных граждан Центральной и Северной Америк, жаждущих предсказаний будущего. Одно время даже наркокартель целый образовался на этом вьюнке. Самое первое описание Ололиукуи появилось в 1651 году, его оставил испанский врач Франциск Эрнандес:
«Когда их жрецы хотели вступить в общение с богами и получить от них послание, они ели это растение, чтобы вызвать у себя бред. Перед ними появлялись тысячи видений и дьявольских галлюцинаций. По своему действию это растение сопоставимо с нашим пасленом».
Благодаря подробной записи «видений» шаманов индейцев, наконец, тронулась с мёртвой точки расшифровка росписей в Теотиуакане. Стала понятна функция «Богини-Матери» Мезоамерики. Если раньше считалось, что Новый Свет видел в ней божество мужского рода — бога дождя Тлалока, теперь всё встало на свои места. Это богиня плодородия Ксочикетцаль. И она является воплощением психоделика, вьюнка пурпурного.
А ацтекский Бог Цветов Ксочипилли — это божество-покровитель священных галлюциногенных растений, «цветов сна». Вот почему современные сапотеки Оахаки, хорошо изучив христианскую доктрину, называют вьюнок пурпурный «Травой Марии» или «Семенами Мадонны».
«Эти люди едят корень, который называют Пейотль и которому поклоняются, словно это божество, а себя называют после этого «людьми оленя».
Чаще всего видения настигали индейцев в образе оленя, это чистая правда. Европейцы не могли сформулировать свои видения. Большей частью эксперименты заканчивались безудержной рвотой, очень уж специфический и резкий вкус. Борьбу с этой психоделикой святая Инквизиция проиграла с разгромным счётом. Индейцы, не в силах оказать физическое сопротивление конкисте… по-своему приняли христианство.
Они не прекратили потреблять корень пейота, ассимилировав христианские образы. Теперь «духом пейота» считают не кого-нибудь, а… Франциска Ассизского, покровителя животного мира, основателя Ордена францисканцев, которого часто изображают в компании с… оленями. Это главный (обгоняя Богоматерь) покровитель Центральной Америки. Его изображения пользуются необычайной популярностью, гимны Франциска Ассизского считаются важными заклинаниями.
Так полностью в XIX веке сформировалась индейская версия христианства. В 1908 году юридически став Церковью Коренных Американцев. Пейотист принимает «таинство-пейот» так, как классический христианин употребляет «таинство-вино» и «таинство-хлеб». Только так в него вселяется сила Хана — эквивалент новозаветного Святого Духа. При этом индейцы посмеиваются над своими «братьями» западной цивилизации, говоря:
«Белый человек говорит об Иисусе. Мы говорим с Иисусом».
Но мир Нового Света тоже с ними прекрасно знаком был, галлюциногенные грибы использовались почти всеми древними священнослужителями-шаманами и жрецами. Документальное подтверждение: «камни-грибы» майя.
Масатеки, коренной народ Мексики, не прекращая поглощать волшебные грибы горных районов штата Оахака, трансформировали христианство. Так сегодня описывают красочную легенду возникновения «божественных грибов»:
«Через чудесные горы, полные света и дождя, ... однажды проходил Христос (мотив, заимствованный из легенды о Кецелькоатле), и там, куда падали капли его крови, его жизненной эссенции, выросли священные грибы — пробудители духа, пища тому, кто светится».
Азия, где психоделическое царство грибов не столь богато, — предпочитала своих шаманов кормить красными мухоморами. Породив устойчивый и древний образ «старика-лесовика» в образе этого гриба. Либо пня, поросшего яркими мухоморами.
Отголоски такой диеты сохранились не только в верованиях славян, они живы по сей день в Китае, Корее, Вьетнаме и Камбодже, предгорьях Гималаев. Именно такой корень грибницы имеют общие евразийские представления о «живой и мёртвой воде».
«Сома и хаома» (священные напитки для жрецов и правителей) древних индоариев — ничто иное, как настой мухоморов. Это стало понятно, когда тексты гимнов с запечатлёнными там образами «гриба»… стали беспристрастно расшифровывать. «Сома» описывается как растение без листьев, цветов, плодов и корней. Имеющее стебель и «шапку»...
«...красную и солнцеподобную, блистающую днем в лучах солнца и становящуюся ночью серебристой и луноподобной».
Без комментариев, как говорится. Но главный «религиозный допинг» человечество получило, как только всерьёз освоило агрокультуру. Подсев на… LSD-25, диэтиламид лизергиновой кислоты, культовый психоделик ХХ века. Он был выделен в чистом виде только 1938 году. Родиной стала лаборатория фармацевтической компании «Sandoz» в Базеле (Швейцария). Папаша главного продукта рациона хиппи — Альберт Хофман.
Именно он создал синтетическое производное алкалоида спорыньи мелкого грибка, из рода плесени, которая поражала своей грибницей злаковые культуры, на протяжении веков попадая в рацион «западной цивилизации». Не имея химикатов для борьбы со спорыньей, век за веком человечество потребляло эту заразу. Накапливая в организме жрецов и жриц, шаманов и «пророков со святыми» дозы, вполне достаточные для сбоя нервной системы. Особенно при методиках самовнушения.
Кстати, Хофмана нельзя заподозрить в злом умысле. Сначала планировалось создать гинекологическое лекарство и средство от мигрени. Но после ряда опытов на животных (оказавшихся неудачными) от клинического использования ЛСД отказались. Открытие могло не состояться, опять вмешался Случай.
В 1943 году Хофман нечаянно обнаружил психоактивные свойства синтезированного препарата. Во время кристаллизации небольшое количество вещества абсорбировалось через кожу пальца, и Хофман испытал на себе слабое действие препарата. Три дня спустя, 19 апреля 1943 года, он принял уже внутрь большую дозу. Хофман страшно перепугался, посчитав что… умер.
Высокая фармакологическая активность LSD была подтверждена другими сотрудниками. В 1947 году Университет Цюриха опубликовал результаты эксперимента на психиатрических больных и здоровых добровольцах. И… понеслось.
Выводы.
LSD — это один из самых мощных психоделиков, приём которого (в микродозах) смешивает в миксере главные импринты Закона Выживания человека, трансформируя сознание. Под его действием полностью меняются приоритеты, ценности, взгляды и модели мышления. Мозг становится податливым, распложенным к любому перепрограммированию.
Врачи установили: в 75 % случаев люди, принимавшие ЛСД, получали глубочайшие «духовные откровения». От 40 до 90 % начинали «понимать Бога», «Высшую Силу», «Высшую Реальность». Видеть красочный и оживший мир той религии, которую исповедали. Либо в окружении которой выросли. Еще до психоделического бума 60-70-ых годов литератор и философ, сэр Олдос Хаксли пророчески написал:
«Эти новые «преобразователи ума» могут вызвать некоторое смятение, но в итоге они углубят духовную жизнь социальных слоёв, в которых будут доступны. Это знаменитое «возрождение религии», о котором говорят уже так давно, произойдёт не в результате евангельских столпотворений или появления на телеэкране фотогеничных священнослужителей.
Оно произойдет как результат биохимических открытий… Из символической деятельности религия трансформируется в новую реальность». Не буду подробно останавливаться, в какой ужас пришёл мир США и Европ, как только психоделик был подробно описан, стала понятна его роль «расширителя религиозного сознания».
Страх перед ним (особенно на уровне правительств и консервативного обывателя) выразился в полном запрете исследований и использования. Повсеместно. Были закрыты все лаборатории и исследовательские центры, работавшие с препаратом.
Если честно, причина запрещения психоделиков на основе ЛСД была откровенно надуманной. Достаточно было ограничить попадание психоактивных препаратов «на улицы», как это делается с прочими наркотиками. Тем более, психиатры категорически возражали: ЛСД–производные часто давали удивительно положительные результаты в лечении многих заболеваний.
Но случилось другое. Хиппи настолько погрузились в миры «божественных откровений» (сформированных религиозным воспитанием), что стали создавать собственные общины «во Христе». Только с яркими, почти реальными образами христианской мифологии. Кризис евангельских церквей и католицизма — это период свободного оборота ЛСД. Храмы опустели, вот вам причина. Точнее, одна из…
А более глубинная… увы, не изучена. «Охота на ведьм» (на психоделики), захлестнувшая западное общество, — ярчайшее доказательство, насколько христианская цивилизация запрограммирована на остракизм, уничтожение всего, что нарушает привычную деятельность мозга. Это с одной стороны хорошо. Но с другой, как остроумно подметил гуру конспирологии и футуролог Роберт Антон Уилсон:
«Власти считают эксперименты с психоделиками опасными, в то же самое время не считая опасными — ядерные испытания».
Спасло его репутацию от сатирических обвинений научного сообщество в пропаганде клерикализма и «религиозности головного мозга» лишь то, что остальные испытуемые долго и радостно делились картинками совсем другого рода: узрели инопланетян, оживших персонажей комиксов и привидения. А каждый пятый вообще ничего осмысленного не увидел. Хотя изначально задачей доктора Персинджера было создать прибор, который может повысить творческие способности человека.
Так или иначе, но именно случайное открытие в Лорентийском университете (Садбери, канадская провинция Онтарио) Майкла Персинджера поставило точку в долгих спорах нейробиологов. Существуют ли участки мозга, отвечающие за «общение с Богом». Существуют. Не только с ним. Разговаривать можно с умершим домашним хомячком, Губкой Бобом и котом Томом из диснеевских мультиков.
Итак, профессор Персингер разработал технику стимуляции отдельных областей мозга. Чтобы вызывать разные формы сюрреалистических ощущений у самых обыкновенных людей, не отметившихся за жизнь никакими талантами. Методом проб и ошибок было установлено: слабое магнитное излучение, не более чем генерирует монитор компьютера (1 микротесла), при вращении по сложной траектории вокруг височных долей мозга — способно вызвать у человека… ощущение потустороннего присутствия.
После специальных дополнительных исследований (уже социологами университета) оказалось: участники экспериментов со «Шлемом Бога» видели именно то, что являлось предметом его личных верований или предрасположенностей. Личных ярких переживаний. Чего только не насмотрелись испытуемые! Кто-то начинал разговаривать с недавно умершим родственником, кто-то — с персонажами фантастических фильмов и комиксов.
Но люди, заявлявшие о своей религиозности… чаще были склонны видеть самого Господа Бога, всё его окружение Небесной Канцелярии.
«И если это случается у меня в лаборатории, то можно себе представить, что происходит с человеком, находящимся в этот момент в церкви, где сама обстановка располагает к видениям религиозного характера». (Майкл Персинджер)
Учёный сам не раз надевал на себя «Шлем Бога», тестировал коллег и лаборантов. Однако их видения носили довольно блеклый, неконкретный, невыразительный характер. Это связано с тем, что все прекрасно осознавали истинную подоплёку происходящего, подавляя усилием воли нарождающиеся видения.
Шаг дальше
Само собой, данные экспериментов австралийца помогли разобраться в главном вопросе: как глубокий мистический опыт, откровения, любые религиозные чувства оказались эпифеноменом возбуждённого в специфических зонах — мозга. Но остались вопросы, конечно.Это сам мозг в ответ на внешние раздражители генерирует религиозный опыт? Или химическое и электромагнитное воздействие выводит мозг из привычного режима? И тут начинаются «игры сознания», которое стремится обрести свободу в отношении физической реальности, пересматривая собственное объективное существование.
Учёные подробно засели за энциклопедии «историй религий». Собрали из разных человеческих культур «состояния расширенного сознания». Как оказалось, их до безобразия много. Мозг разбалансировали многими сознательными приёмами. Через «сенсорную депривацию», например. Это когда изолируются физические органы чувств от внешних раздражителей (света и звука). Так поступают буддийские монахи, так называемый «тёмный ритрит».
Практиковались повсеместно инициационные изоляции, длительные воздержания от сна, радикальное изменение режима «сон-бодрствование». Но чаще всего, это было внешнее и внутреннее (нейрогуморальное) химическое воздействие на основе психоделиков. Иногда их подкрепляли дыхательными или сексуальными практиками, сегодня называемыми «кармическими».
С применением психоделиков «образы богов» появлялись в ритуальных танцах, устраивая центрам контроля мозга «белый шум» из специфических звуковых ритмов. Так подбирались веками наиболее эффективные частоты, вибрации, тональности шаманских бубнов. Что чудесно разложил на партитуры Роберт Монро.
Индейцы Мезоамерики зашли в «познании богов» дальше всех, как оказалось. Они практиковали совсем уж радикальные методы «расширения сознания». Согласно их Мифу, люди когда-то утратили особые паранормальные способности. Поэтому жрецы стали применять ритуальные прижизненные… трепанации черепов.
Неизвестно, сколько они перевели особей, чтобы методом проб и ошибок… безошибочно найти этот центр в области левого полушария. Нанося там травмы коре головного мозга, полностью блокировали активность ряда программ и процессов. На порядок поднимая специфическую активность правого полушария (творческого). Получалось в итоге… жутковато. Такое «кино» захватывающее смотрели, Стивен Кинг бы в бедлам угодил.
Программа Выживания
Но самым простейшим методом «расширения сознания» на протяжении тысячелетий были конечно всякие растительные экстракты. Они наиболее наглядно показывают сегодня, какова связь между мистическими переживаниями и воздействием на мозг ряда запрещённых и не очень веществ.«Гуру ЛСД», революционер науки и главный могильщик христианства США 60-70-ых годов доктор Тимоти Лири (1920-1996) вполне убедительно доказал: психоделики вызывают шок и стресс мозга. Разрушают старые программы, заложенные в период «импринтной уязвимости» и обучения человека. В одном наркотическом миксере смешивают четыре базовые состояния здорового сознания:
- потребности биологического выживания;
- эмоциональные игры, определяющие статус индивида в социуме;
- условные «правила игры» конкретной социо-культурной среды;
- механизмы сексуального удовлетворения.
Именно так воздействуя на мозг, можно моделировать, переделывать, обновлять, сужать и расширять сознание. Это укладывается в базовые законы существования нервной системы: фокусировать, избирать, отсеивать и сужать. Наши импринты (биологические программы) заточены строго на принцип выживания в физическом мире. Организм — эволюционный заложник этих структур.
Всё, что не служит этому главенствующему Закону, — разрушительно для программ выживания. Воспринимается нервной системой биологического организма… как что-то бесполезное или вредное.
Любое несанкционированное Законом Выживания воздействие (даже философия, подрывающая основы бессознательной вовлеченности в процесс физического существования), а уж тем более химические вещества, определённый спектр электромагнитных волн, религиозный мистицизм. Всё это здоровым сознанием, любым способом — нейтрализуется.
Смотрим на «западную цивилизацию» с точки зрения биологических механизмов. Эта среда обитания человека долгое время была крайне прагматична и рационалистична. Но если говорить научно: процесс непрерывной инквизиции. Общественный принудительный контроль соблюдение ряда «норм и догматов». Защита официальной картины мира, удержание его в границах четырех главных биологических программ.
Любые средства изменения сознания, выход за рамки санкционированной модели реальности… вызывают панический страх, желание любой ценой избавиться от угрозы принятому образу жизни. Не очень сообразительные «экспериментаторы», преступившие жёстко установленные границы принятой «нормы», — это еретики, безумцы и преступники. Либо — мракобесы, что случается куда чаще.
Катализаторы религий
Самый опасный из них, как оказалось… называется ибога. В середине XIX века, как между Старым Светом и Западной Африкой наладились устойчивые связи, Европы узнали о страшном разрушительном психоделике. Выжимкой их корней ибоги. Это «волшебное снадобье» использовалось шаманами племени фангов (религия «бвити») как средство общения с их жутковатыми (судя по описаниям) духами.В 1867 году кустарник ибоги продемонстрировали на Всемирной Парижской выставке. Его экстракты думали использовать в фармации. Но первые же эксперименты показали: при больших дозах ибогаина (алкалоида ибоги) добропорядочные христиане начинали видеть «страшные тени», образы ярких, цветных объектов.
Абсолютно все видения вызывали острейшие приступы паники. Поскольку не отличались от реальности ни на йоту. Случилось несколько смертей на этой почве, в 1910 году употребление ибогаина было не просто запрещено… прекратились даже исследования психоделика. Научный мир биологов этому правилу следует до сих пор. А ибога остаётся самым неизученным растением. Во всяком случае, его психоактивные свойства — белое пятно.
«Священные растения» Южной Америки более исследованы. Как, например, знаменитая лесная лиана дождевых лесов, достигающая порой гигантских размеров. Она на протяжении тысяч лет была главным ингредиентом психоделического напитка «натема». Сохранили аутентичный рецепт для нас индейцы хиваро Эквадора. Знакомо волшебное пойло и в других местах, под названиями «каапи», «йаге» или «аяхуаска» («лиана души»).
Кору этого растения измельчают, варят с каким-либо ДМТ-содержащим растением (вещество диметилтриптамин — сильнейший природный психоделик и галлюциноген). Водный экстракт путем кипячения и превращается в «лиану души». Алкалоиды отвара стимулируют «экстрасенсорное восприятие», поэтому учёные называют его весёлым рабочим термином — «телепатин».
Индейцы реки Укаяли на востоке Перу в своё время наделали много шума в прессе, когда в психоделическом путешествии после «лианы жизни» якобы посещали города европейцев, в которых никогда не были. Видели «аппаратос», автомобили и поезда. Потом недоразумение вскрылось, их изменённое сознание вытащило наружу рассказы соседней долины. Где тамошним туземцам путешественники Старого Света на пальцах и в эмоциях «рассказывали», показывали картинки, из каких конкретно миров они прибыли.
«Лиана жизни» аяхуаску по сей день используется индейцами для выяснения причин болезней, поиска душ больных и различных магических операций. Но главное предназначение напитка:
«Для индейцев галлюциногенный опыт, в сущности, является сексуальным. Сублимировать его, перейти от эротического и чувственного к мистическому единению с мифической эрой, с внутриутробной стадией — в этом состоит конечная цель. Её достигают единицы, но жаждут постичь все.
Наиболее ясно эту цель сформулировал один индеец, которого научили грамоте миссионеры. Он сказал: «Принятие «йаге» — это духовное соитие. То духовное причастие, о котором нам говорят священники».
Это перепроверили, конечно. Действительно, механизм действия психоделика оказался именно таким, как сообщил тот индеец. Но дело сложное: мало просто принять «лиану жизни». Нужна активная работа с собственным сознанием. Умение шаг за шагом погружаться в его глубины, не отвлекаться на простейшие сигналы типа острого сексуального влечения (главное препятствие, как оказалось).
Так, благодаря хорошо описанным видениям американских индейцев, стало складываться понимание, как именно наркотики воздействуют на религиозное сознание человека. Почему начинающие шаманы не способны преодолеть первый уровень инициации, «коллективное бессознательное». А лишь немногим открываются «двери» на следующие уровни Миров. Дело в тренировке. А часто — и генетике.
Биологически это выглядит так: разум играет основную роль при определении действия психоактивного вещества. Если кто-то видит в нём силу… только потому, что это такой «волшебный препарат», — обречён на неудачу. Вещество само по себе может быть нейтральным порошком, ложкой сахара, чистой водичкой. Но если пациент чётко представляет реальность, в которую хочет попасть, — он туда обязательно свалится. Но какую бы «дверь» не открывали техники самовнушения или наркотики — это будет дверь в бессознательное.
История применения «лиан жизни» надолго заняла внимание учёных (частенько на себе пробовали, ага...). Результаты тоже получились интересными. Прикладывая «видения» к религиозным представлениям автохтонного американского населения — распутали их все, поняв, каким образом формировался главный Миф Мезоамерики.
Другим препаратом
«расширения сознания» стал психоактивный вьюнок пурпурный, на котором держалась вся религиозная культура ацтеков. Под именем божества Ололиукуи. Семена этого мексиканского вьюнка содержат алкалоиды спорыньи, очень близкие к ЛСД. Длительность воздействия правильно приготовленного напитка — шесть-восемь часов.До сих пор используется шаманами сапотеков. К ним не зарастает народная тропа из экзальтированных граждан Центральной и Северной Америк, жаждущих предсказаний будущего. Одно время даже наркокартель целый образовался на этом вьюнке. Самое первое описание Ололиукуи появилось в 1651 году, его оставил испанский врач Франциск Эрнандес:
«Когда их жрецы хотели вступить в общение с богами и получить от них послание, они ели это растение, чтобы вызвать у себя бред. Перед ними появлялись тысячи видений и дьявольских галлюцинаций. По своему действию это растение сопоставимо с нашим пасленом».
Благодаря подробной записи «видений» шаманов индейцев, наконец, тронулась с мёртвой точки расшифровка росписей в Теотиуакане. Стала понятна функция «Богини-Матери» Мезоамерики. Если раньше считалось, что Новый Свет видел в ней божество мужского рода — бога дождя Тлалока, теперь всё встало на свои места. Это богиня плодородия Ксочикетцаль. И она является воплощением психоделика, вьюнка пурпурного.
А ацтекский Бог Цветов Ксочипилли — это божество-покровитель священных галлюциногенных растений, «цветов сна». Вот почему современные сапотеки Оахаки, хорошо изучив христианскую доктрину, называют вьюнок пурпурный «Травой Марии» или «Семенами Мадонны».
Наркотическое христианство
Этот феномен связан с пейотом — маленьким кактусом в форме шара. Европа узнала о нём ещё в 1577 году, когда началась яростная и кровавая конкиста в Центральной Америке. Испанские инквизиторы пролили океаны индейской крови, борясь с последствиями употребления этого растения. Очевидец-конкистадор писал:«Эти люди едят корень, который называют Пейотль и которому поклоняются, словно это божество, а себя называют после этого «людьми оленя».
Чаще всего видения настигали индейцев в образе оленя, это чистая правда. Европейцы не могли сформулировать свои видения. Большей частью эксперименты заканчивались безудержной рвотой, очень уж специфический и резкий вкус. Борьбу с этой психоделикой святая Инквизиция проиграла с разгромным счётом. Индейцы, не в силах оказать физическое сопротивление конкисте… по-своему приняли христианство.
Они не прекратили потреблять корень пейота, ассимилировав христианские образы. Теперь «духом пейота» считают не кого-нибудь, а… Франциска Ассизского, покровителя животного мира, основателя Ордена францисканцев, которого часто изображают в компании с… оленями. Это главный (обгоняя Богоматерь) покровитель Центральной Америки. Его изображения пользуются необычайной популярностью, гимны Франциска Ассизского считаются важными заклинаниями.
Так полностью в XIX веке сформировалась индейская версия христианства. В 1908 году юридически став Церковью Коренных Американцев. Пейотист принимает «таинство-пейот» так, как классический христианин употребляет «таинство-вино» и «таинство-хлеб». Только так в него вселяется сила Хана — эквивалент новозаветного Святого Духа. При этом индейцы посмеиваются над своими «братьями» западной цивилизации, говоря:
«Белый человек говорит об Иисусе. Мы говорим с Иисусом».
Грибная религия
Здесь более-менее тоже всё стоит на своих местах. Европцы-язычники прошли честно и самоотверженно этот путь, прекрасно разбираются в «священных грибах», их производных. Синтезировав в новейшее время сначала «псилоцибин», затем — легендарный LSD-25 (диэтиламид лизергиновой кислоты).Но мир Нового Света тоже с ними прекрасно знаком был, галлюциногенные грибы использовались почти всеми древними священнослужителями-шаманами и жрецами. Документальное подтверждение: «камни-грибы» майя.
Масатеки, коренной народ Мексики, не прекращая поглощать волшебные грибы горных районов штата Оахака, трансформировали христианство. Так сегодня описывают красочную легенду возникновения «божественных грибов»:
«Через чудесные горы, полные света и дождя, ... однажды проходил Христос (мотив, заимствованный из легенды о Кецелькоатле), и там, куда падали капли его крови, его жизненной эссенции, выросли священные грибы — пробудители духа, пища тому, кто светится».
Азия, где психоделическое царство грибов не столь богато, — предпочитала своих шаманов кормить красными мухоморами. Породив устойчивый и древний образ «старика-лесовика» в образе этого гриба. Либо пня, поросшего яркими мухоморами.
Отголоски такой диеты сохранились не только в верованиях славян, они живы по сей день в Китае, Корее, Вьетнаме и Камбодже, предгорьях Гималаев. Именно такой корень грибницы имеют общие евразийские представления о «живой и мёртвой воде».
«Сома и хаома» (священные напитки для жрецов и правителей) древних индоариев — ничто иное, как настой мухоморов. Это стало понятно, когда тексты гимнов с запечатлёнными там образами «гриба»… стали беспристрастно расшифровывать. «Сома» описывается как растение без листьев, цветов, плодов и корней. Имеющее стебель и «шапку»...
«...красную и солнцеподобную, блистающую днем в лучах солнца и становящуюся ночью серебристой и луноподобной».
Без комментариев, как говорится. Но главный «религиозный допинг» человечество получило, как только всерьёз освоило агрокультуру. Подсев на… LSD-25, диэтиламид лизергиновой кислоты, культовый психоделик ХХ века. Он был выделен в чистом виде только 1938 году. Родиной стала лаборатория фармацевтической компании «Sandoz» в Базеле (Швейцария). Папаша главного продукта рациона хиппи — Альберт Хофман.
Именно он создал синтетическое производное алкалоида спорыньи мелкого грибка, из рода плесени, которая поражала своей грибницей злаковые культуры, на протяжении веков попадая в рацион «западной цивилизации». Не имея химикатов для борьбы со спорыньей, век за веком человечество потребляло эту заразу. Накапливая в организме жрецов и жриц, шаманов и «пророков со святыми» дозы, вполне достаточные для сбоя нервной системы. Особенно при методиках самовнушения.
Кстати, Хофмана нельзя заподозрить в злом умысле. Сначала планировалось создать гинекологическое лекарство и средство от мигрени. Но после ряда опытов на животных (оказавшихся неудачными) от клинического использования ЛСД отказались. Открытие могло не состояться, опять вмешался Случай.
В 1943 году Хофман нечаянно обнаружил психоактивные свойства синтезированного препарата. Во время кристаллизации небольшое количество вещества абсорбировалось через кожу пальца, и Хофман испытал на себе слабое действие препарата. Три дня спустя, 19 апреля 1943 года, он принял уже внутрь большую дозу. Хофман страшно перепугался, посчитав что… умер.
Высокая фармакологическая активность LSD была подтверждена другими сотрудниками. В 1947 году Университет Цюриха опубликовал результаты эксперимента на психиатрических больных и здоровых добровольцах. И… понеслось.
Альберт Хофман |
Выводы.
LSD — это один из самых мощных психоделиков, приём которого (в микродозах) смешивает в миксере главные импринты Закона Выживания человека, трансформируя сознание. Под его действием полностью меняются приоритеты, ценности, взгляды и модели мышления. Мозг становится податливым, распложенным к любому перепрограммированию.
Врачи установили: в 75 % случаев люди, принимавшие ЛСД, получали глубочайшие «духовные откровения». От 40 до 90 % начинали «понимать Бога», «Высшую Силу», «Высшую Реальность». Видеть красочный и оживший мир той религии, которую исповедали. Либо в окружении которой выросли. Еще до психоделического бума 60-70-ых годов литератор и философ, сэр Олдос Хаксли пророчески написал:
«Эти новые «преобразователи ума» могут вызвать некоторое смятение, но в итоге они углубят духовную жизнь социальных слоёв, в которых будут доступны. Это знаменитое «возрождение религии», о котором говорят уже так давно, произойдёт не в результате евангельских столпотворений или появления на телеэкране фотогеничных священнослужителей.
Оно произойдет как результат биохимических открытий… Из символической деятельности религия трансформируется в новую реальность». Не буду подробно останавливаться, в какой ужас пришёл мир США и Европ, как только психоделик был подробно описан, стала понятна его роль «расширителя религиозного сознания».
Страх перед ним (особенно на уровне правительств и консервативного обывателя) выразился в полном запрете исследований и использования. Повсеместно. Были закрыты все лаборатории и исследовательские центры, работавшие с препаратом.
Если честно, причина запрещения психоделиков на основе ЛСД была откровенно надуманной. Достаточно было ограничить попадание психоактивных препаратов «на улицы», как это делается с прочими наркотиками. Тем более, психиатры категорически возражали: ЛСД–производные часто давали удивительно положительные результаты в лечении многих заболеваний.
Но случилось другое. Хиппи настолько погрузились в миры «божественных откровений» (сформированных религиозным воспитанием), что стали создавать собственные общины «во Христе». Только с яркими, почти реальными образами христианской мифологии. Кризис евангельских церквей и католицизма — это период свободного оборота ЛСД. Храмы опустели, вот вам причина. Точнее, одна из…
А более глубинная… увы, не изучена. «Охота на ведьм» (на психоделики), захлестнувшая западное общество, — ярчайшее доказательство, насколько христианская цивилизация запрограммирована на остракизм, уничтожение всего, что нарушает привычную деятельность мозга. Это с одной стороны хорошо. Но с другой, как остроумно подметил гуру конспирологии и футуролог Роберт Антон Уилсон:
«Власти считают эксперименты с психоделиками опасными, в то же самое время не считая опасными — ядерные испытания».
«Исторические напёрстки» («Historical thimbles»)